Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочной деятельности
статья на тему
Материал содержит доклад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование здоровьесберегающих технологий | 50.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 79.
Доклад на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе».
Работу выполнил:
учитель начальных классов
Сметова Ольга Валентиновна.
г. Нижний Новгород 2010г.
ЛИТЕРАТУРА
- Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2003. №30. С.15-18.
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.
- Колесникова М.Г. Изучение уровня валеологической готовности учащихся и педагогов // Валеология. №3. 2003. С.25-28.
- Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003. С.45-53.
- Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. №1. 2001. С.50-57.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. – 239с.
- Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. – Волгоград: «Перемена», 1998. – 150с.
- Воспитательный потенциал санкт-петербургского образования. Аналитический отчет / Под редакцией В.Г. Воронцовой, В.Ю. Кричевского. – СПб.: СПбАППО, 2003. – 399с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998. – 255с.
Анализ здоровьесберегающего потенциала школьного урока
- Опишите, когда и где происходил урок:
Школа______ класс _____ дата ________ предмет ___________ какой это урок по счету ____
Ф.И.О. учителя __________________________________________________________________
Тема ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- Кратко изложите ход урока (рекомендуется приложить к анализу план или конспект урока) ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Оцените здоровьесберегающую направленность целей урока:
*А) направленность на развитие личности учащегося _____
обеспечивать приобретение знаний о себе, о своем месте в мире, своих отношениях с миром;
создавать условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;
способствовать приобретению умений принятия решений, выбора поведения;
помогать развитию рефлексии собственной деятельности и ее результата;
другое______________________________________________________________________
*Б) направленность на формирование здоровья и здорового образа жизни____
обеспечивать понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
способствовать формированию отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни;
помогать вырабатывать индивидуальный способ здорового образа жизни;
другое____________________________________________________________________
4. Оцените наличие в организации деятельности учащихся на уроке:
*А) свободного выбора____
содержания;
действия;
способа действия;
способа взаимодействия; творческая работа;
другое ________________
*Б) самодеятельности и совместной деятельности __
ученик в роли учителя; кооперативное обучение; имитационное моделирование; дискуссия; исследование; другое_______________________
*В) оценочной самостоятельности ___
взаимопроверка;
участие в оценивании ответа другого;
оценивание собственного ответа;
другое_______________________
*5. Оцените активацию учителем познавательного и социального интереса учащихся к содержанию урока: _______
организация поисковой мыслительной активности;
формирование собственного мнения; использование занимательного материала;
опора на личный опыт учащихся;
формирование эмоционального отношения к содержанию;
нахождение практического применения содержания;
другое __________________________________
____________________________________________________________________________
*Здесь и далее все отмеченные звездочкой пункты оцениваются по шкале от 0 до 1.
Шкала оценки:
0 – отсутствует на уроке;
0,5 – недостаточно четкое проявление;
1 – ярко выраженная реализация положения.
Подчеркните или впишите положения, имеющиеся на уроке, и оцените пункт в баллах в целом. При этом краткие описания положения, помещенные под звездочкой, можно использовать как основу для его оценивания.
6. Оцените психологическую безопасность взаимоотношений (наличие эмоционального комфорта):
*А) между учителем и учениками_____
диалогическое взаимодействие;
оказание помощи, поддержка;
соответствие возрасту;
индивидуально-дифференцированный подход;
безопасное оценивание;
другое____________________________
*Б) между учениками _____
активность в общении;
дружелюбие; сотрудничество;
взаимопомощь, поддержка;
заинтересованность в общем результате;
другое___________________________
7. Оцените соответствие условий гигиеническим и экологическим нормативам:
*А) учебной деятельности _____
нормирование учебной нагрузки, в т.ч. домашнего задания;
учет динамики работоспособности;
обоснованное применение
средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ;
другое__________________________
*Б) учебного помещения___
освещенность;
школьная мебель;
воздушно-тепловой режим;
эстетический комфорт;
другое_________________
*В) учебного режима_______
место урока в учебном дне;
в учебной неделе;
в учебной четверти;
в учебном году;
другое_________________
*8. Оцените наличие приемов психологической и физической разгрузки: ____
физкультминутки;
динамические паузы;
минутки релаксации;
дыхательная гимнастика;
гимнастика для глаз;
массаж активных точек;
создание положительного эмоционального настроя;
другое_________________________________________________________________________.
9. Предложите учащимся оценить свое состояние после урока:
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока».
весело – грустно (чувствую вдохновение – чувствую подавленность) |
интересно –не интересно |
не волнуюсь – волнуюсь (уверен в себе – не уверен в себе) |
не устал –устал |
старался – не старался (пассивен – активен) |
доволен собой –не доволен собой (успешен –неуспешен) |
не раздражаюсь – раздражаюсь (терплю – не хватает терпения) |
10. Рассчитайте здоровьесберегающий потенциал урока по сумме набранных баллов (максимально можно получить 12 баллов): ___________________________________
Опишите, как необходимо изменить урок, чтобы увеличить его здоровьесберегающий потенциал: _______________________________________
Табл. 1.
Здоровьесберегающий потенциал школьного урока
Базовые потребности учащегося | Школьные факторы риска | Здоровьесберегающая деятельность педагога |
Самоактуализация (уважение к себе, самоосуществление) | Ценности и цели «знаниевой» педагогики – обеспечить адаптацию к требованиям общества за счет: ∙ освоения учащимися предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения); ∙ освоения учащимися морально-нравственных норм (результат воспитания) | Ценности и цели личностно-ориентиро-ванной педагогики – создать условия для развития личности ребенка за счет: ∙ обеспечения личностного смысла образования (ориентация на потребности и интересы учащихся); ∙ деятельностного подхода к обучению (освоение способов деятельности); ∙ развития самостоятельности мышления (умения принимать собственные решения) |
Уважение (одобрение, благодарность, признание) | ||
Общения (привязанность, причастность к группе) | ∙ репродуктивно-иллюстративный подход к обучению; ∙ монологический характер обучения | ∙ кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия учащихся); ∙ создание субъектных ситуаций деятельности учащихся (самодеятельности); ∙ диалогическое взаимодействие педагога и учащегося; |
Безопасность (физическая и психологическая) | ∙ неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований ∙ произвольное оценивание через отметку и словесную характеристику ∙ соревновательный характер обучения | ∙ соответствие обучения возрастным особенностям учащихся ∙ индивидуально-дифференцированный подход к обучению ∙ безопасное оценивание (эффективная обратная связь) ∙ создание условий для оценочной самостоятельности учащихся ∙ доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся ∙ организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися |
Физиологические (пища, отдых, движение, кислород) | ∙ перегрузка ∙ гиподинамия ∙ неудовлетворительное состояние школьной среды | ∙ соблюдение требований к объему учебной нагрузки (в т.ч. дом.заданий) ∙ рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим) ∙ обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ ∙ использование приемов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, динамических нагрузок ∙ соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "использование здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности.
Основные моменты использования здоровьесберегающих технологий, позволяющие: 1. Формировать здоровый образ жизни у учащихся2 Проводить профилактику вредны...
Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.
В сфере деятельности педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная...
Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.
Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе."...
Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах
Презентация...
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочных занятиях эстетического направления».
Давайте проведем небольшой эксперимент. Представьте воздушный шар, который летит над землей. А теперь человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Ярко светит солнце, голубое небо. Подумайте, какие...
Выступление на педсовете "Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности"
Конспект выстуления на педсовете....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочной деятельности презентация
Из опыта работы. Статья и презентация...