«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочных занятиях эстетического направления».
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Давайте проведем небольшой эксперимент. Представьте воздушный шар, который летит над землей. А теперь человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Ярко светит солнце, голубое небо. Подумайте, какие  ценности  важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар вдруг начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы снова подняться вверх. Сбросьте балласт. Что вы оставили?  Я уверена, что у многих это -  здоровье.

       Наше здоровье и здоровье детей, их адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка с 7 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние, учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье.

Основные принципы здоровьесбережения в школе,

сформулированные Н.К. Смирновым ( к.м.н., профессор, чл.-корр. Международной педагогической академии, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК иПРО Минобразования России).

•        "Не навреди"

•        Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

•        Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

•        Соответствие содержания обучения возрасту.

•        Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

•        Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

      Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

       Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию,  снимает нервно-психические перегрузки, восстанавливает положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.

       Музыка не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы, создаёт жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц,  активизирует деятельность всего организма. Например, меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша. В процессе пения развивается дыхание, голосовые связки, речь. Всё это протекает на фоне эмоциональных переживаний -  ощущения радости, восхищения или изумления.      

Также в начальных классах можно использовать:  логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию.

    Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Нам всем давно известно, что движения могут частично заменить психотерапевтическое воздействие. Усталость, нервное напряжение, упадок сил можно и нужно «лечить» движениями. А если к движениям присоединяется музыка, пение и слово – целебное воздействие умножается. Логоритмика соединяет в себе и ритм, и слова, и движения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

      Ритмотерапия. Чувство ритма универсально. Ритм пронизывает всю жизнь человека от его первых до последних дней. Мы живем в определенном ритме труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем – это свидетельство нарушения ритма нашей жизнедеятельности…

 Ритмотерапия включает в себя:

 - ритмические речедвигательные упражнения;

- музыкально – ритмические упражнения;

- речедвигательные упражнения с элементами небольшого сюжета; - речевые ритмические упражнения с элементами драматизации;

 -игры – песни, игры – танцы;

Ритмотерапия – это специфические упражнения под музыку с использованием лексического материала, танцевальных движений. Способствует развитию чувства ритма, снижают общую скованность, напряжение, формирует плавность движений, пластичность движений, умение владеть своим телом, выполняет релаксационную функцию, помогает добиться эмоциональной разрядки, снимает умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

 

     На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно исполнить в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся:

- маршировка;

- движение рук (фразировка);

- элементарные танцевальные движения;

- игра на воображаемых музыкальных инструментах;

- условное (графическое) изображение музыки;

- “свободное дирижирование”.

     Применение музыкально - ритмических движений на уроке чаще всего превращается в эмоциональные центры, кульминации уроков, а, следовательно, исключает на занятиях равнодушие.    

Фольклорная арт-терапия.

Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

Терапия творчеством. Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

Сказкотерапия. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежды и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.

Улыбкотерапия.  Существует мнение, что здоровье школьников станет крепче ещё и от улыбки учителя. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ученика. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с этой улыбкой смотрит на окружающий его мир.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Трудно назвать эпоху или страну, где музыка не использовалась бы в качестве одного из эффективных средств терапии. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение, повышают работоспособность. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить. В конце прошлого века  И.Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Известно, что музыка содействует налаживанию контактов между людьми. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором исполняется. Так, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему. Флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Как показали современные исследования физиологов (А. Калашников, В. Сауткин и др.) использование перед контрольными работами и диктантами музыки, отличающейся ровным темпом, мягкими мелодичными интонациями, способствовало снижению нервного утомления и сокращало период нормализации функционального состояния организма детей.

Фоновая музыка результативна во время релаксационных процедур, бесед, свободного рисования, т.к. усиливает вовлеченность детей в процесс работы.

Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, выполнение ритмических движений под музыку, сочетание музыки и изодеятельности.

Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.

“Болеро” М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми детьми.

“Каприз № 24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение.

Пьесы из цикла “ Времена года” П.И. Чайковского (Баркарола, Осенняя песнь) уравновешивают нервную систему.

“Лунная соната” Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает.

Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И. Штрауса.

От головной боли в Институте традиционной медицины и музыкальной терапии

(руководитель – академик С.Шушарджан) рекомендуют прослушивание произведений А.Хачатуряна из Сюиты “Маскарад” (Галоп, Вальс)

В качестве тонизирующего средства рекомендуется прослушивание “Венгерской рапсодии” Ф.Листа, “Маленькой ночной серенады” В.Моцарта.

Энергетической направленностью отличается “Революционный этюд № 12” Ф.Шопена.

Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” (вокальный и инструментальный варианты) и “Мелодия” Х.Глюка.

 

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в ФГОС. Задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki.docx10.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Княжева Л.В.           26.03.18Гг

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочных занятиях   эстетического направления».    

       Давайте проведем небольшой эксперимент. Представьте воздушный шар, который летит над землей. А теперь человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Ярко светит солнце, голубое небо. Подумайте, какие  ценности  важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар вдруг начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы снова подняться вверх. Сбросьте балласт. Что вы оставили?  Я уверена, что у многих это -  здоровье.

       Наше здоровье и здоровье детей, их адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка с 7 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние, учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье.

Основные принципы здоровьесбережения в школе,

сформулированные Н.К. Смирновым ( к.м.н., профессор, чл.-корр. Международной педагогической академии, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК иПРО Минобразования России).

•        "Не навреди"

•        Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

•        Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

•        Соответствие содержания обучения возрасту.

•        Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

•        Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

      Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

       Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию,  снимает нервно-психические перегрузки, восстанавливает положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.

       Музыка не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы, создаёт жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц,  активизирует деятельность всего организма. Например, меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша. В процессе пения развивается дыхание, голосовые связки, речь. Всё это протекает на фоне эмоциональных переживаний -  ощущения радости, восхищения или изумления.      

Также в начальных классах можно использовать:  логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию.

    Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Нам всем давно известно, что движения могут частично заменить психотерапевтическое воздействие. Усталость, нервное напряжение, упадок сил можно и нужно «лечить» движениями. А если к движениям присоединяется музыка, пение и слово – целебное воздействие умножается. Логоритмика соединяет в себе и ритм, и слова, и движения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

      Ритмотерапия. Чувство ритма универсально. Ритм пронизывает всю жизнь человека от его первых до последних дней. Мы живем в определенном ритме труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем – это свидетельство нарушения ритма нашей жизнедеятельности…

 Ритмотерапия включает в себя:

 - ритмические речедвигательные упражнения;

- музыкально – ритмические упражнения;

- речедвигательные упражнения с элементами небольшого сюжета; - речевые ритмические упражнения с элементами драматизации;

 -игры – песни, игры – танцы;

Ритмотерапия – это специфические упражнения под музыку с использованием лексического материала, танцевальных движений. Способствует развитию чувства ритма, снижают общую скованность, напряжение, формирует плавность движений, пластичность движений, умение владеть своим телом, выполняет релаксационную функцию, помогает добиться эмоциональной разрядки, снимает умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

     На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно исполнить в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся:

- маршировка;

- движение рук (фразировка);

- элементарные танцевальные движения;

- игра на воображаемых музыкальных инструментах;

- условное (графическое) изображение музыки;

- “свободное дирижирование”.

     Применение музыкально - ритмических движений на уроке чаще всего превращается в эмоциональные центры, кульминации уроков, а, следовательно, исключает на занятиях равнодушие.    

Фольклорная арт-терапия.

Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

Терапия творчеством. Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

Сказкотерапия. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежды и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.

Улыбкотерапия.  Существует мнение, что здоровье школьников станет крепче ещё и от улыбки учителя. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ученика. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с этой улыбкой смотрит на окружающий его мир.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Трудно назвать эпоху или страну, где музыка не использовалась бы в качестве одного из эффективных средств терапии. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение, повышают работоспособность. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить. В конце прошлого века  И.Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Известно, что музыка содействует налаживанию контактов между людьми. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором исполняется. Так, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему. Флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Как показали современные исследования физиологов (А. Калашников, В. Сауткин и др.) использование перед контрольными работами и диктантами музыки, отличающейся ровным темпом, мягкими мелодичными интонациями, способствовало снижению нервного утомления и сокращало период нормализации функционального состояния организма детей.

Фоновая музыка результативна во время релаксационных процедур, бесед, свободного рисования, т.к. усиливает вовлеченность детей в процесс работы.

Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, выполнение ритмических движений под музыку, сочетание музыки и изодеятельности.

Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.

“Болеро” М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми детьми.

“Каприз № 24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение.

Пьесы из цикла “ Времена года” П.И. Чайковского (Баркарола, Осенняя песнь) уравновешивают нервную систему.

“Лунная соната” Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает.

Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И. Штрауса.

От головной боли в Институте традиционной медицины и музыкальной терапии

(руководитель – академик С.Шушарджан) рекомендуют прослушивание произведений А.Хачатуряна из Сюиты “Маскарад” (Галоп, Вальс)

В качестве тонизирующего средства рекомендуется прослушивание “Венгерской рапсодии” Ф.Листа, “Маленькой ночной серенады” В.Моцарта.

Энергетической направленностью отличается “Революционный этюд № 12” Ф.Шопена.

Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” (вокальный и инструментальный варианты) и “Мелодия” Х.Глюка.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в ФГОС. Задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

В данной работе выделены основные причины снижения здоровья детей и  указывается, какие педагогические приемы для здоровьесбережения используются в учебно-воспитательном процессе....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе"

Здоровьесберегающие технологии очень актуальны в наше время, данная разработка поможет вам разнообразить урок и внеурочное занятие....

Педагогический опыт на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представление педагогического опытаТема опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»Автор ...