Информационная карта инновационного опыта
статья на тему
Опыт работы адресован творчески работающим учителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
- Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Яшина Надежда Георгиевна
Учреждение, в котором работает автор опыта МОУ «Лицей № 7» г.о. Саранск, Республика Мордовия
Контактная информация (адрес, телефон, e-mail) 430031 Республика Мордовия, г.о. Саранск, проспект 70 лет Октября, д. 102; 8(834 2)
55-63-66; ng4702@mail
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала учитель начальных классов
Стаж работы в должности 32 года
- Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся» |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Сегодня государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни и труду, люди. Таких учеников должна выпускать школа. Именно поэтому к школе приковано особое внимание. Базой, фундаментом всего дальнейшего обучения является начальное образование. В первую очередь это касается сформированности УУД, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума. Противоречия между необходимостью формирования у младших школьников навыков познавательной деятельности как базы для эффективного освоения содержания образования подростковой школы и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации исследовательских моделей обучения на младшей ступени школьного образования. Противоречие между увеличивающимся объемом информации и старыми способами её обработки и усвоения. Необходимость включения новых средств обучения для формирования предметных компетенций. Отсутствие достаточных знаний об особенностях проявления детской одаренности, видовом ее разнообразии. |
3. Идея изменений (в чем сущность ИО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Сущность опыта состоит в создании системы работы, основанной на использовании активных методов и приемов организации учебной и внеурочной деятельности (курс «РПС» «Юным умникам и умницам») школьников. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках и во внеурочное время условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой познавательной деятельности. Эти условия должны приносить радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели. Широкое внедрение в учебный процесс развивающих заданий позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении и развитии их способностей. Использование ИКТ для систематизации знаний и умений. Использование методики развивающего, проблемного обучения. Работа по обучению одарённых детей. |
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавательного и интеллектуального развития детей, их личностной самооценки, самоуважения и чувства собственного достоинства. Организация поисково-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочной деятельности при открытии нового знания с использованием базовых межпредметных моделей деятельности. Преимущество данного опыта состоит в переходе от установки «формирование» к установке «саморазвитие», создание у учеников положительной мотивации к самостоятельной деятельности. Научная новизна опыта заключается в практической реализации прогрессивных методов и приемов обучения младших школьников математике, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей, мыслительных процессов, математических знаний, умений и навыков, что подтверждается положительными результатами мониторинга административных, проверочных диагностических работ учащихся; участием детей в олимпиадах муниципального, Всероссийского и международного уровней. Реализация в начальной школе системы дополнительного образования (курс «РПС» «Юным умникам и умницам», кружок «Всё обо всём»). |
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Накопленный арсенал форм, приемов и методов для развития интеллектуальных, познавательных способностей учащихся. Наличие материальных и программно-методических ресурсов (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, цифровой микроскоп, цифровая лаборатория). Создание мультимедийных презентаций по предметам. Разработка авторских рабочих программ, вариантов тематического и поурочного планирования для урочной и внеурочной деятельности. Создание благоприятных условий для разностороннего развития каждого ребёнка. Использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса; активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода; создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках. Личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания в области преподавания, новый тип педагогического мышления, ИКТ-компетентность педагога. |
6. Результат изменений | Повышение уровня интеллектуального познавательного развития учащихся приводит к повышению результативности обучения. Ежегодно учащиеся показывают 100% успеваемости. Качество знаний учащихся в моих классах стабильное и высокое. Повысилась качественная успеваемость учащихся: учащиеся быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности. У детей повышается интерес к предметам, развиваются навыки самостоятельной работы, творческие способности, формируется общественное мнение. Развитие проектной и исследовательской деятельности. Успешное участие учащихся в интеллектуальных марафонах различных уровней. Успешное участие учеников класса во Всероссийской Интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты», в Международном конкурсе «Genius Logicus», во Всероссийском конкурсе «Золотое руно» и многое другое. |
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Участие на КПК учителей начальных классов «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов» - мастер-класс «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения детей (на примере УМК «Перспективная начальная школа». (Подтверждение: справка № 219 от 28.03.2013 г.) Размещение методических материалов на http://nsportal.ru/nadezhdayashina |
III. Описание инновационного опыта учителя
Замечательный педагог Ш.А. Амонашвили говорил: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований, наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения.
До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.
В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих познавательных способностей в раннем возрасте.
Размышляя над этим, сопоставляя взгляды великих педагогов с собственными суждениями, была выбрана тема работы «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся».
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности.
В настоящее время ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи, отводится математике. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как: точность, чёткость и ясность.
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал: «Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны».
Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих познавательных способностей учащихся.
Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности, а так же обеспечить условия для разностороннего, свободного и творческого развития ребенка.
На учебных занятиях, кроме традиционных уроков, активно использую также другие формы, обеспечивающие деятельностный подход и повышение практической направленности обучения. Использую различные формы организации учебной деятельности: урок-путешесьвие, урок-экскурсия, урок-диспут, урок-игра; использую ресурсы дистанционных образовательных технологий. Все это помогает мне включению в активную работу на уроке и интеллектуально пассивных детей, которые в игровых и занимательных ситуациях спокойно решают проблемы, недоступные им в стандартной учебной деятельности.
Навыки поисково-исследовательской деятельности формирую через использование проблемных, развивающих и творческих заданий. Предлагаю кроссворды, ребусы, викторины. Такие задания способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. В качестве творческих заданий учащиеся разрабатывают учебные проекты по решению различных задач.
Активное участие школьников в олимпиадах по различным предметам подтверждает высокий познавательный интерес к предмету. На занятиях при подготовке к олимпиадам использую большое количество дополнительной литературы, ЦОРы, Интернет.
При организации научно-исследовательской деятельности ставлю перед собой следующие задачи:
1) развивать у учащихся систему научных знаний и обеспечивать освоение ими способов человеческой деятельности;
2) оказывать помощь учащимся в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
3) помогать ребёнку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей.
Преодолеть кризисные моменты в творчестве учащихся помогает изменение формы планирования учебного материала с той целью, чтобы каждый ученик имел возможность «попробовать себя» в различных видах деятельности, не просто приобрел определенные навыки, а умел выражать свое душевное отношение к окружающему миру.
Повышение уровня интеллектуального развития учащихся приводит к повышению результативности обучения. Ежегодно учащиеся показывают 100% успеваемости. Отмечается высокий процент качества знаний учеников, что позволяет им ежегодно успешно участвовать в школьных олимпиадах, занимать призовые места в районных олимпиадах, во Всероссийских и Международных конкурсах.
Опыт работы адресован творчески работающим учителям, заинтересованным в решении проблемы развития творческих способностей учащихся.
Создание кабинета, оборудованного АРМ учителя, мультимедийным проектором, комплектом обучающих программ и коллекцией ЦОРов, позволяет мне внедрять ИКТ, учить учащихся добывать и обрабатывать информацию с помощью современных компьютерных средств. На занятиях использую как опубликованные ЦОРы, так и создаваемые мною и самими учащимися презентации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/09/picture-91154.jpg)
Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Применение инновационных технологий в начальной школе...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА
Предлагается информационная карта инновационного опыта "Развитие пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной геометрии» в рамках ФГОС"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-213983-1385394548.jpg)
Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"
Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/21/picture-93388.jpg)
Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.
Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-153867-1354113688.jpg)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры
Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...
Информационная карта инновационного опыта
Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...