Мастер-класс по теме "Формирование ключевых компетенций у учащихся"
методическая разработка (2 класс) по теме
Мастер-класс по теме "Формирование ключевых компетенций у учащихся" на материале изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" во 2 классе. Целью данного мастер-класса является показать, как спомощью современных технологий и методик развивать читательскую компетенцию у учащихся. Задания от репродуктивного до иссследовательского креативного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_formirovanie_kompetentsiy.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Все мы много говорим о том, что современный ученик сталкивается с огромным потоком информации, объём которой увеличивается в геометрической прогрессии. И задача учителя – помочь ребенку сориентироваться в этом потоке. Ведь ребёнок должен уметь не только найти нужное, значимое, но и определить своё отношение к данной информации среди множества позиций и мнений. Одним словом, иметь свою собственную нравственную позицию.
Задача учителя научить ребенка работать, перерабатывать информацию, то есть формировать информационные компетенции. Еще труднее задача, через эту информацию способствовать личностному развитию ребенка, умению вырабатывать собственную точку зрения и доказывать её, формировать у ребенка компетенции личностного развития и самосовершенствования.
Есть ли универсальная технология поиска, переработки и оценивания информации?
В процессе применения современных образовательных технологий при работе с информацией в моём педагогическом опыте тоже сложилась определённая система, которая, на мой взгляд, действует эффективно и даёт положительный результат. Для переработки информации используются такие современные образовательные технологии.
СЛАЙД №2 ( технологии)
-Данная технология включает системно-деятельностный подход, который не возможен без проблемного обучения, критического мышления, а также использование проектных методов и игровых методик.
-Поскольку здесь присутствуют учителя разных предметных областей, я предлагаю материал, известный каждому из вас.
И так, первый этап – это этап знакомства с информацией.
1.Знакомство и воспроизведение информации (репродуктивное мышление).
СЛАЙД №3 ( этапы урока)
-Всем хорошо знакомо произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»?
-Тогда будем считать, что первый этап нами пройден. Но для детей это может быть впервые.
-Предлагаю перейти ко второму этапу.
2.Постановка проблемного вопроса (элементы технологии проблемного обучения).
СЛАЙД №4 ( «Хорошо или плохо закончилась сказка»)
-Представьте, что вы впервые прочитали эту сказку, закрыли книгу… И вот вопрос: «Хорошо или плохо закончилась сказка?» Я прошу опираться на ваши первичные впечатления. Каковы они?
СЛАЙД №5 ( этапы урока)
- Кто считает, что сказка закончилась хорошо, прошу пересесть в команду «АХ!».
- Кто считает, что сказка закончилась плохо, прошу пересесть в команду «ОХ!?».
-Мы переходим к третьему этапу нашей работы.
3.Первичное самоопределение. Выявление противоречий. (личностно-ориентированный подход)
- Почему, на Ваш взгляд, сказка закончилась, хорошо? Плохо?
Спасибо за мнение.
Итак, следующий этап.
4.Аналитический этап (элементы исследовательской технологии).
СЛАЙД №6 ( какие блага и какие проблемы…)
- Это один из важнейших этапов. Как правило, не только дети, но и взрослые ограничиваются первоначальным знакомством с информацией и первоначальным её осмыслением. А если их заставить вернуться к ней ещё раз? Каков будет результат?
- Я предлагаю вам поработать с текстом сказки и ответить на вопрос. Команда «АХ!» ответит на вопрос: «Какие блага обрела старуха, став столбовой дворянкой?»
- А команда «ОХ?», ответит: «Какие проблемы обрела старуха, став столбовой дворянкой?
СЛАЙД № 7 ( текст с отрывком сказки, где старуха стала столбовой дворянкой).
- Пожалуйста, выслушаем команду «АХ». Команду «ОХ».
-Итак, это были ответы от каждой группы. Но, может быть, кто-то из отдельных участников не вполне приемлет позицию, прозвучавшую в ответе группы, к которой он присоединился?
- Кто считает, что старуха приобрела блага, став столбовой дворянкой, прошу перейти в первую группу или остаться в ней.
- Кто считает, что старуха нажила проблемы, став столбовой дворянкой, прошу перейти во вторую группу или остаться в ней.
СЛАЙД № 8 ( этапы урока)
- Переходим к пятому этапу.
5.Этап синтеза (элементы технологии критического мышления)
- Часто ли мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, когда к одной и той же ситуации, одному тому же человеку и его поступку, одному тому же явлению или событию можно отнестись по-разному?
- Я предлагаю вам осмыслить и оценить ситуации из разных областей нашей жизни.
- Команда «Ах!» выберет, те ситуации, которые оказали положительные последствия. - Команда «Ох!» выберет ситуации, которые оказали негативные последствия.
СЛАЙДЫ №9-11
Атомная энергия
- Итак, о каком великом открытие физиков идёт речь?
(Это энергия, которое служит во благо человека, служит в военных целях, используют в качестве ядерного оружия)
Интернет
- Великое изобретение 20-21 веков.
Отечественная война 1812г.
- Следующая ситуация из истории. О каком событии идёт речь.
- Но вернёмся к нашей начальной информации, то есть к «Сказке о рыбаке и рыбке».
СЛАЙД № 12 ( этапы урока)
6.Этап итогового самоопределения (метод интерактивной беседы).
Можно ли сказать однозначно, что сказка закончилась хорошо?
Можно ли сказать однозначно, что сказка закончилась плохо?
А КАК закончилась сказка?
СЛАЙД № 13 ( старуха)
- Для кого из героев сказка закончилась хорошо? (старуха, старик, рыбка)
- Для кого из героев сказка закончилась плохо? (старуха, старик, рыбка)
- Как вы думаете, какова позиция автора, что он пытался донести до читателя.
- Как, по мнению автора, должен считать читатель?
- Можем ли мы однозначно ответить, как закончилась сказка?
- Как закончилась сказка?
- Да, действительно, сказка закончилась мудро.
- Каков бы был ваш нравственный жизненный выбор на месте старухи (старика, рыбки)
Поэтому, на этапе самоопределения учитель должен подвести учеников к правильному выбору жизненной позиции, помочь ему определиться в той или иной жизненной ситуации. Но в то, же время сохранить за ним обоснованное право выбора.
Какие изменения произошли от этапа первоначального знакомства с информацией до её итогового осмысления?
Есть ещё один этап – это этап рефлексии, когда учащиеся оценивают собственную деятельность на занятии.
СЛАЙД №14 ( выводы)
СЛАЙД № 15 ( рефлексия)
РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”
- Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
- Мизинец – для меня было недостаточно
Ответы;
- Важным и интересным было «… узнать, что такое компетентностный подход в обучении, ключевые компетенции образования, работа в группах.»
- Получила конкретную информации «… о ключевых компетенциях Российского образования, что такое компетентность, компетенция»
- Было трудно «… трудно воспринимать теорию, но с презентацией воспринимается теория легче, трудно понять содержание компетентностного подхода, но определенную установку на дальнейшую работу мы получили»
- Оценка психологической атмосферы «… рабочая, доброжелательная, включает в дальнейшую деятельность»
- Недостаточно «… знаний по практическому применению, необходимо продолжать работать над этой темой, рассмотреть вопрос об уроке с точки зрения компетентностного подхода, о профессиональной компетентности педагога, об оценивании с точки зрения компетентности и т.д.»
БЛАГОДАРЮ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме "Формирование ключевых компетенций у учащихся"
Мастер-класс по теме "Формирование ключевых компетенций у учащихся" показывает на примере урока литературного чтения во 2 классе по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" формирование читательск...
Формирование ключевых компетенций у учащихся начальной школы через технологию Французские мастерские.
В перезентации представлен краткий обзор понятий: компетенция и компетентность, ключевые компетенции в начальной школе, деление их на группы.Сравнение этапов современного урока открытия нового зн...
Применение ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов
Работа даёт представление о применении ИКТ на уроках в начальных классах. На каких уроках, в какой форме это лучше сделать. Работа рассказывает о внедрении ИКТ на уроках в различных направлениях: ...
Мастер-класс по теме «Формирование метапредметной компетенции в образовательном процессе»
Цель мастер-класса:- выяснить сущность и возможности метапредметного подхода в образовании;- рассмотреть способы включения исследовательской работы на уроках как способ формирования метапр...
Мастер-класс по теме «Формирование метапредметной компетенции в образовательном процессе»
Цель мастер-класса:- выяснить сущность и возможности метапредметного подхода в образовании;- рассмотреть способы включения исследовательской работы на уроках как способ формирования метапр...
Статья" Использование ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальной школы"
Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы - одним из важных результатов инновационной работы в практике работы ...
Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках литературного чтения
laquo;Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда».Древняя мудрость...