Особенности обучения двуязычных детей.
статья на тему

Бардышева Марина Вадимовна

Дети-билингвы в начальной школе. Сильные и слабые стороны двуязычия. Особенности работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti-bilingvy.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты проблемы обучения

двуязычных детей.

В нашей школе обучается много детей из нерусских семей. Нельзя отрицать существование проблем при их поступлении в школу.

В науке считается, что двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки.

Почему же тогда столько трудностей  возникает у нас?  

Думаю, вы со мной согласитесь, решающим фактором успешности обучения таких детей является уровень владения русским языком.

 А главным критерием, влияющим на процесс овладения языком, является возраст.  Если ребенок усваивает оба языка в возрасте до трех лет, то в 6 лет он уже активно и полноценно использует язык в игре и социальном общении со сверстниками.

Специалисты отмечают, что критическим периодом в освоении второго языка является возраст от 8 до 11 лет, так как в это время возрастает предвзятость (критичность) восприятия чужой культуры, заметно снижается «естественность» овладения языковыми конструкциями, и снижается возможность хорошего качества овладения фонетикой чужого языка.

      Наибольшую тревогу у нас вызывают  дети из цыганских семей.  В школу они приходят  как раз в таком «критическом» возрасте. Дошкольные учреждения дети не посещали, в семье общались только на родном языке.  Словарный запас некоторых ограничивается двумя-тремя десятками слов. Наши программы и учебники рассчитаны на русскоязычных детей. Естественно, двуязычный ребенок часто оказывается не в состоянии понять содержание текста. Лишены они и помощи родителей, поскольку их родители обычно знают русский язык еще хуже. В этих семьях не уделяют внимания речевому развитию ребенка, не планируют, на каком языке общаться с ребенком, смешивают языки.

Из-за недостаточного словарного запаса дети на уроках  молчат (не отвечают на вопросы, уклоняются от всякого общения, даже со сверстниками). На переменке,  до и после занятий  переходят между собой на родной язык.

Из-за речевых проблем (путают окончания, предлоги, личные местоимения), даже  при  развитом словарном запасе, не могут описать предмет, назвать его признаки. Не могут подобрать слово по смыслу, продолжить предложение, отгадать загадку, понять пословицу.

    Эти обстоятельства вызывают трудности при обучении детей не только русскому языку, но и всем остальным предметам.

        В моём 3 Д классе сейчас обучается Оглу Золушка. Все перечисленные сложности нам с ней знакомы не понаслышке. В первом классе понадобились ежедневные индивидуальные занятия(15-20 мин) по развитию речи. Начинали мы с названий и описаний бытовых предметов, учили стихи А.Барто, детские считалочки, потешки, песенки, разгадывали детские кроссворды, составляли рассказы по серии картинок, ходили в библиотеку «почитать» сказки. Много полезных упражнений нашли в пособии «Рабочая тетрадь дошкольника».

(демонстрация работы с пособием)

        Большим подспорьем стали дидактические игры «Съедобное-несъедобное», «Я знаю пять названий…», «Чёрное-белое» (назвать антоним), «Города», «Словесный серпантин», «Дежурная буква». При организации игр моей задачей было продумать цели игры (скрытую учебную и открытую игровую), дать образец нужной словесной формы, заинтересовать. Через минуту от желающих поиграть не было отбоя, если у Золушки возникали трудности, ей помогали. Мне оставалось не прозевать момент нужного окончания игры, удивиться результатам и разделить радость общения.

          Соня Курова и Настя Бучнева помогали Золушке выполнять  задания на дом. В этом году «тьютором» Золушки стала наша новенькая – Садкина Яна. Сейчас Золушка неплохо читает, понимает смысл прочитанного, пересказывает, пишет под диктовку. Речевых и грамматических ошибок становится меньше. Она может ответить на вопрос учителя, построить сложное высказывание, выразить своё отношение. Не получается у нас пока освоить в нужном объёме программу по  математике, за первую четверть у Золушки «два».   Но даже небольшие её успехи на уроках мы старались и стараемся отметить.

         Очень дорого ценю её желание общаться с детьми и со мной. Откладываю любые отчёты в сторону, если слышу: «Я хочу с Вами просто поговорить...»  или: «Рассказать Вам про моего щеночка?»

                          Ну, конечно же, рассказать! А как по-цыгански  «щенок»?    

                          А он какой? У него есть будка? Чем ты его кормишь?..

         Я пришла к выводу, что обучение таких детей необходимо начинать с повышения их уровня владения русским языком. Важно продумать систему посильных заданий, вызвать интерес к русскому языку, дать возможность активно включиться в деятельность и общение.

     Убеждена, что, несмотря на все сложности, дети-билингвы, сталкивающиеся с двумя различными стилями мышления и восприятия мира, в дальнейшем могут оказаться наиболее адаптированными к постоянно меняющемуся миру. Моя Золушка, без сомнения, станет ПРИНЦЕССОЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения леворуких детей письму.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. ...

Психологические особенности обучения леворуких детей.

Люди с преимущественно левыми признаками более эффективно адаптируются к природным факторам среды, а не к социальным условиям, где у них выше вероятность срыва при стрессе по сравнению с другими вариа...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИГИДНЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения....

ОБУЧЕНИЕ ДВУЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Общей целью обучения русскому языку по данной программе является не получение суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской устной речью....

Особенности обучения леворуких детей

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но именно поэтому так волнуются...