Публичное представление
учебно-методический материал на тему

Булатова Надежда Николаевна

Личностно-ориентированное обучение в начальной школе. Актуальность вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichn_-orient.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение в начальной школе

      Актуальность. С активизацией процесса демократизации общества усилилась потребность в самостоятельной, ответственной за свои поступки личности, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора. От ориентации на общество образование поворачивается к ориентации на личность. Поэтому чрезвычайно актуальной становится проблема развития личности школьника.

    Одна из ведущих целей проекта нового федерального государственного образовательного стандарта — переход от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности, чтобы на выходе из школы выпускник был «самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем, чтобы у него было больше друзей, он был лидером, умел ставить задачи».             

   Концептуальность. Так в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и государственной программе «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 года» четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения. Другими словами, от школы сегодня ждут выпускников, способных на протяжении всей жизни добывать новые знания.

    Анализ психолого-педагогической литературы последних лет позволяет утверждать, что этот вопрос находится под пристальным вниманием ученых, педагогов и родительской общественности. Исследования отечественных, зарубежных педагогов и психологов показывают, что именно младший школьный возраст является отправной точкой в осознании человеком своей личности, определении собственной позиции в учебном процессе и в других сферах жизнедеятельности. Однако самостоятельно ребенку трудно справиться с такой задачей, поэтому в этот период особенно важно оказать ему помощь в становлении и развитии его личности. По мнению ведущих специалистов (Е.В.Бондаревской, С.В.Кульневич, В.В.Серикова, И.С.Якиманской и других), осуществление такой помощи возможно в условиях личностно - ориентированного обучения. Такое обучение тесным образом связано с вопросами гуманизации, дифференциации, индивидуализации обучения.

    Цель исследования состоит в выявлении особенностей личностно – ориентированного обучения младших школьников в начальных классах.

       Объект исследования - личностно - ориентированное обучение младших школьников.

    Предмет исследования – способы реализации личностно – ориентированного обучения в начальной школе.

Ведущей педагогической идеей исследования явилось предположение о том, что личностно – ориентированный подход в обучении в начальной школе способствует развитию личности младших школьников при следующих педагогических условиях:

-проведение обязательного и регулярного психолого - педагогического исследования индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учёт этих особенностей при обучении;

-отбор содержания урока, позволяющего реализовать основную цель личностно - ориентированного обучения - создание условий для развития личностных функций учащихся.   Основу ведущей педагогической идеи личностно-ориентированного обучения составляет положение том, что, с одной стороны, во всех школах России признается приоритет данного направления в новой образовательной концепции, и в то же время лишь немногие образовательные учреждения в полной мере реализуют идеи личностно - ориентированного обучения на практике. Некоторые педагоги считают, что личностно - ориентированное обучение в условиях классно - урочной системы осуществить невозможно, так как в классе 25 и более учеников, и построить урок, учитывая интересы и потребности каждого, педагог не в состоянии. Но смысл личностно-ориентированного обучения заключается не в этом. Учет особенностей каждого ученика предполагает в индивидуализации обучения, а не в личностной его ориентации. В процессе индивидуализации педагог видоизменяет учебный процесс, подстраивая его к особенностям ребенка, адаптирует педагогические воздействия - к ученику. В личностно-ориентированном обучении ученик предстает как активная личность, имеющая сложившуюся систему взглядов, активно действующая в окружающем мире. Возможность выбора в учебном процессе - отличительная черта личностно - ориентированного обучения.

       Задачи исследования:

■  Осуществить теоретический анализ основ личностно -

 ориентированного обучения.

■  Выявить оптимальное содержание урока как формы реализации

 личностно - ориентированного обучения младших школьников.

■  Определить наиболее оптимальные приемы, формы и средства личностно - ориентированного обучения младших школьников.

    Для реализации задач исследования возможно применение следующего комплекса методов:

- анализ, синтез и сравнение исследуемых явлений;

- обобщение и анализ педагогического опыта;

- тестирование, анкетирование, беседа;

  • организация опытно-экспериментальной работы.

 Теоретические основы личностно – ориентированного обучения младших школьников

 Сущность и структура личностно – ориентированного обучения

    Методологический уровень анализа проблемы личностно-ориентированного обучения представлен в работах Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, И.С.Якиманской и др. Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме исследования свидетельствует об его актуальности.

  Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения  - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. Дать полное и всестороннее определение его сущности очень трудно, ибо он включает большое число разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и разной природы. В современном понимании, по мнению исследователей, для обучения характерно упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной, специально организованной, познавательной деятельности, в процессе которой у учеников формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребенка. Основными структурными элементами обучения как системы, по мнению ученых, являются: «цели; принципы; содержание; методы; организационные формы; результаты»

Данные структурные элементы характерны для всех дидактических систем. Под дидактической системой понимается «выделенное по определенным критериям целостное образование. Системы отличаются не второстепенными деталями, а принципиальными особенностями. Они характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения». На основе этого выделяют несколько принципиально отличающихся, по мнению ученых, дидактических систем: разрабатывая теоретические основы дидактики, И.Ф.Гербарт (XVIII – ХIХ в.) понимал обучение как внутреннюю, целостную и непротиворечивую теорию «воспитывающего обучения». В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Дидактическая система Д.Дьюи (ХIХ в.) основное внимание обращает на активную роль ученика в процессе обучения. Такая система известна как педоцентристская. В основе каждой из дидактических систем лежит определенная теория.

Таким образом, анализ источников показал, что с древнейших времен ведется поиск наиболее эффективных и совершенных путей обучения и образования детей.

Для понимания сущности личностно-ориентированного обучения обратимся к анализу концепций, разработанных отечественными учеными и имеющих принципиальное значение для нашего исследования.

Так, например, Ш.А.Амонашвили условно делит модели образования на авторитарно - императивные и гуманные. Авторитарно-императивный подход базируется, по его мнению, на:

- нивелировании индивидуальности отдельного ребенка;

- подчинении детей целям и воле взрослого в процессе воспитания и обучения;

- отчуждение ребенка от участия в процессе организации собственного образования;

- превращении вопроса дисциплины в главную педагогическую проблему;

- порождении насилия по отношению к детям.

По мнению ученого, гуманный подход (личностно-ориентированный) отличается:

- максимально возможным учетом и культивированием детской индивидуальности;

- стремлением превратить ребенка в полноправного сотворца собственного развития;

- ориентацией на «истинную» природу каждого ребенка;

- отсутствием всякого рода насилия по отношению к ребенку.

Среди главных условий реализации личностно-ориентированного обучения Е.В.Бондаревская выделяет: самореализацию, жизнетворчество, культурную идентификацию, индивидуализацию, личностно-смысловую направленность, культурологическое содержание обучения и воспитания, диалогичность и творческих характер учебной деятельности.

В основу личностно-ориентированного подхода к обучению В.В.Сериков положил теорию личности, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Обучение, ориентированное на личность, достигает своей цели только тогда, когда создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов обучения.

Методологической основой проектирования личностно - ориентированного обучения в концепции И.С.Якиманской является принцип субъектности в соответствие, с которым автор указывает на возможность возникновения внутренних механизмов развития личности, создаваемых самим учеником в процессе учения и самостоятельной познавательной деятельности.

Наиболее важными для нашего исследования мы считаем следующие положения концепции И.С. Якиманской:

- направленность учителя на учебные возможности каждого ученика, составление индивидуальной карты его личностного развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой, прежде всего, на успех в достижении положительных учебных результатов;

- построение урока, направленного на создание условий для самореализации, самостоятельности каждого ученика, на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, на стимулирование учеников к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога).

Анализ названных концепций личностно-ориентированного обучения свидетельствует, что данная система противостоит ранее существовавшей в советской школе традиционной модели обучения и воспитания учащихся. Во-первых, личностно-ориентированное обучение направлено на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного обучения педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, применение этого обучения предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогом и их воспитанниками.

К основным ключевым элементам построения личностно-ориентированного обучения, по мнению ученых, можно отнести следующее:

- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

- субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

- субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

- Я - концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

- выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

- педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

В основе построения личностно-ориентированного обучения лежат следующие принципы:

 Принцип самоактуализации.

Принцип индивидуальности. 

Принцип субъектности.

 Принцип выбора.

Принцип творчества и успеха. 

Принцип доверия и поддержки.

После анализа основных компонентов личностно-ориентированного обучения с целью обобщения всего выше сказанного можно его структуру представить в виде схемы. (См. Приложение 1)

Таким образом, наличие у педагога представлений о сущности и структуре личностно-ориентированного обучения позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развития его субъектности и индивидуальности.

Оптимальность и эффективность средств

Урок как форма реализации личностно - ориентированного обучения у младших школьников

Урок в дидактике считается основной формой организации обучения. Я  считаю ее критерием эффективности управления в личностно - ориентированном образовательном процессе. Опираясь на систему проблемно-развивающего вида обучения, анализируем урок как деятельность учителя и деятельность ученика. Учеными сформулированы психологические требования к уроку: направленность урока на развитие познавательных функций и эмоционально-волевой сферы личности учащихся; учет индивидуальных, типических и возрастных особенностей; воздействие на мотивационную сферу личности и формирование положительного отношения к учению; воздействие на эмоциональную сферу личности в процессе овладения знаниями; соблюдение педагогического такта (собранность, самообладание, самоконтроль, доброжелательность, педагогический оптимизм); создание на уроке благоприятного психологического климата.

Цель личностно - ориентированного урока - создание условий для раскрытия личности ученика. Средствами ее достижения, как свидетельствует анализ источников, становятся:

-использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

- использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;

- оценка деятельности ученика не только по результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

-поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;

- создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Замысел личностно - ориентированного урока, по мнению ученых, заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно, по мнению исследователей, в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны:

- формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;

- оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

- содействие ребенку в формировании положительной Я - концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

Использование личностно - ориентированного обучения предполагает реализацию принципа субъектности и включение в учебное занятие приемов и методов актуализации субъектного опыта учащихся. В личностно - ориентированном обучении ученик изначально выступает носителем субъектного опыта. Этот опыт признается самобытным, самоценным, уникальным и личностно - значимым.

Важной особенностью личностно - ориентированного урока является взаимодействие учителя и учащихся на уроке.

Завершая анализ особенностей личностно - ориентированного урока, необходимо подчеркнуть, что из их совокупности и взаимосвязи складывается целостный образ данного урока. Такой образ помогает педагогу более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей учеников.

Таким образом, критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются:

- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

-  использование проблемных творческих задач;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

-  создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;

-  обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того что понравилось (не понравилось) и почему;

-  стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;

-  отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

-  при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Результативность опыта

Исследование уровня самооценки младших школьников

На основе теоретического анализа существующей литературы и педагогического опыта по проблеме исследования нами были выявлены следующие условия реализации личностно - ориентированного обучения в начальной школе: проведение обязательного и регулярного психолого-педагогического исследования возрастных особенностей учащихся, учет этих особенностей при обучении; отбор содержания урока, позволяющего реализовать основную цель личностно - ориентированного обучения -создание условий для развития личностных функций учащихся; проведение экспериментальных методик, направленных на диагностику развития личности младших школьников.

С целью получения информации о состоянии уровня развития личности младших школьников до начала формирующего этапа я попыталась выявить основные критерии, определяющие исследуемый уровень и подобрать адекватные методики. Именно на это были предприняты усилия на констатирующем этапе.

Ученые выделяют следующие критерии, определяющие уровень развития личности младшего школьника в процессе обучения:

  Уровень развития познавательных процессов, в частности

■ Внимания (Уровень развития объема, устойчивости, концентрации, переключения внимания.)

■ Восприятия (Способность ребёнка успешно включиться в процесс школьного обучения во мнгом зависит от уровня развития его восприятия.

Развитое восприятие имеет принципиальное значение для усвоения школьных дисциплин.)

■ Памяти (Уровень развития непроизвольной памяти, зрительной, слуховой, моторной, объёма памяти.)

■ Мышления (Уровень развития ригидности, гибкости, быстроты, процессов анализа и синтеза

. А также уровень развития видов мышления (предметно - действенное или наглядно - действенное, наглядно - образное.)

■ Воображения (Уровень развития непроизвольного или пассивного и произвольного или активного воображения по степени активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов.)

 Уровень сформированности учебной деятельности (уровень развития умения усвоить элементарные теоретические знания при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач.)

  Уровень развития самостоятельности младших школьников. Ученые называют следующие критерии развития самостоятельности: степень сформированности знаний и умений; отношение школьников к учебной деятельности, ее нравственные основы (проявление инициативы, активности, ответственности); уровень организации планирования и самоконтроля.

  Уровень развития мотивационной сферы младших школьников (отношение к школе, к учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.)

  Уровень самооценки учащихся (заниженный, несколько заниженный,

адекватный, несколько завышенный, завышенный.)

  Уровень профессиональных знаний учителя (Самореализация личности учителя является условием для самореализации личности учащегося, и наоборот, успешный личностный рост ученика есть стимул для развития и формирования личности педагога.)

В связи с тем, я решила исследовать уровень развития самооценки. Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

Для определения самооценки младших школьников мы с психологом рассмотрели различные методики и выбрали методику «Лесенка» и методику определения эмоциональной самооценки по А.В. Захарову.

Методика «Лесенка» проводится в индивидуальной форме с учащимися после учебных занятий.

Цель: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе); представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Инструкция: Посмотрите на лесенку. На самую нижнюю ступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше – ребята получше. Еще ступеньку выше (показывать на бланке или доске) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле, и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.Способ выполнения задания        Тип самооценки

1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также;

аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. хороший и больше никакой, это мама так сказала».        Неадекватно завышенная самооценка

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».        Завышенная самооценка

3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.        Адекватная самооценка

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».        Заниженная самооценка

Приведем результаты развития самооценки у учащихся экспериментального и контрольного классов до формирующего эксперимента. Они представлены в таблице.

ТАБЛИЦА «Уровень самооценки учащихся 2 «Б» класса ( 29 учащихся) (см.Приложение 1)

количество                           %

Завышенный        6        20%

Средний               16        55%

Низкий                   7        24%

По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 6 человек завышенная самооценка, что составляет 20%, у 16 человек – средний уровень ( 55%). Учащихся с низкой самооценкой 7 человек, что составляет 24%.

Результаты исследования

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у 6 учащихся высокий уровень самооценки, у 16-средний и у 7- низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 20%, средний – 55%, а низкий у 24% учащихся. Так же можно сказать что 61% учащихся во 2 «Б» классе признает свое сходство с другими, а вот 39% считают себя уникальными.

Из данных методик на диагностику уровня самооценки младших школьников учителю чрезвычайно важно обратить внимание на группу детей с высоким и низким уровнем самооценки.

Мы разработали рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

 Не предъявлять к ребенку завышенных требований;

 Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;

Вовлекать учащихся в коллективную работу;

 При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;

 Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

Сложнее найти правильный путь воздействия на детей с завышенным уровнем самооценки, поскольку он возникает чаще всего под влиянием оценки родителей, за счет более высокого уровня готовности к обучению до школы или в результате дополнительных занятий, проводимых в домашних условиях. Поэтому надо стараться избегать публичного осуждения таких учеников, подчеркивания их недостатков (что недопустимо в условиях личностно - ориентированного обучения), следить за тем, чтобы не подорвать авторитет родителей. Работа с такими детьми ведется индивидуально. Для организации индивидуальной работы на уроке используется вариант децентрализации класса.

Рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

 При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;

 Учить слушать других;

 Воспитывать чувство сопереживания;

Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;

Аргументировать оценки.

Таким образом, в личностно - ориентированном обучении большое внимание уделяется развитию личности младших школьников, а именно: адекватной самооценке. С этой целью используются различные формы, методы, приемы организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся.

Организация такого учебного занятия, как свидетельствует анализ литературы, предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:

- проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;

- применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;

- использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;

- создание для учащихся ситуации успеха;

- проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

- стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;

- избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;

- использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что ...», «мне кажется, что ...», «по моему мнению...», «я думаю, что ...» и т.д.

Таким образом, несмотря на вариативность точек зрения по поводу содержания личностно - ориентированного обучения, можно отметить, что большинство исследователей признают собственно-личностный компонент (индивидуальный опыт общения, обеспечивающий познание себя, развитие личностных функций) ведущим, в то время как базовый компонент (спектр знаний, умений, навыков) нужен школьникам, чтобы действовать в обществе, а также являться основой для функций.

Мне кажется уместным, провести пример организации учебного процесса из  моего опыта реализации личностно - ориентированного обучения.

 Педагогические мастерские. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Главное в технологии мастерских - не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы. Принцип мастерской: «Все равны в способности стать выше того уровня человечности и образованности, на котором находится каждый».

При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса:

«индукция» («наведение») - создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств ребенка, создание личного отношения к предмету обсуждения (в качестве индуктора могут выступать: слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д.);

«самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, рисунка;

«социоконструкция» - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе обсуждается всеми;

«афиширование» - вывешивание «произведений» - работ учеников и мастера в аудитории и ознакомление с ними;

«разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, пододвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сравнению своего знания с научным;

«рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникающих у учеников в ходе мастерской.

Опыт показывает, что данная форма взаимодействия создает условия, в которых обучение осуществляется через собственный опыт младшего школьника.

Для того чтобы урок действительно стал личностно - ориентированным, учителя постоянно обращаются к субъектному опыту школьника как опыту их собственной жизнедеятельности, именно такое положение и составляет, по мнению И.С. Якиманской, основной замысел личностно- ориентированного урока. Самое главное, чтобы ребенок овладел способом решения задачи. Учителя используют для этого следующие приемы: «Давай придумаем вместе...», «Расскажи, каким способом выполнял задание...», «Выбери по своему усмотрению путь решения задачи и постарайся дать ему объяснение...». Такие вопросы: «Как ты рассуждал, чтобы прийти к такому выводу?», «Что делал для того, чтобы найти ответ?», «С чего ты начинал, когда стал решать данный вопрос?», способствуют развитию у младшего школьника, рефлексии своих интеллектуальных действий, самостоятельности, умения аргументировать свое решение.

Групповая работа. Групповая работа это полноценная самостоятельная форма организации обучения младших школьников.

По мере овладения учащимися умениями совместной работы в парах, учителя вовлекают их в работу группами. Нужно отметить, что групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным.

Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки. Приведу пример из опыта работы  в теме «Стихи детских писателей» использую прием групповой работы в виде игры «Звездный час». Детей  делю на 6 команд, в которых есть свой капитан, и присваиваю им цвет.

Анализ групповой деятельности школьников позволяет выделить определенные этапы ее организации. На первом этапе дети учатся сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся.

На уроках чтения во 2 классе я предложила детям составить книжку малышку, куда ребята записывали пословицы о совместном труде («Один в поле не воин», «Одна голова – хорошо, а две лучше», «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» и др.), и иллюстрировали каждую из них примерами из своей жизни. Для чтения в этот период учителем подбирались сказки и рассказы, подходящие по тематике (сказка «Репка», басня «Лебедь, Щука и Рак» и т.п.) Каждое литературное произведение коллективно обсуждалось и иллюстрировалось пословицей.

После того, как проведена подобная подготовка к совместной деятельности, можно переходить к систематической организации групповой работы на уроках. Ее особенностью в начальной школе, по мнению ученых, является последовательность, в основе которой - усложнение деятельности учащихся в группах.

Итак, групповая работа активизирует учение школьников, создает широкую наглядную чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка, анализ.

Таким образом, анализ теории и практики позволил сформулировать требования к организации личностно - ориентированного урока в начальной школе:

- отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе класса; стимулирование учащихся к высказыванием, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Содержание личностно - ориентированного урока должно подбираться с учетом того, чтобы каждый ученик мог проявить себя, раскрыть свою индивидуальность. Формы обучения младших школьников на уроках: коллективная и групповая работы побуждают учащихся к взаимодействию друг с другом, активизируют учение школьников и способствуют развитию личности учащихся. В условиях такого содержания и форм обучения на уроках при личностно - ориентированном обучении меняется позиция ученика, он становиться творцом, организатором своей учебной деятельности.

Личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Сущностью личностно - ориентированного обучения является оказание помощи в определении направления и способов самореализации каждому ребенку.

Возможность тиражирования

По данной проблеме написана статья, которая опубликована  

И рассмотрена на сайте http://www.schoolrm.ru/schools/gim23sar/about/information-school/passport/ и на сайте

          Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1988.

2. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. -М., Изд. Дом Ш.Амонашвили, 1996.

3. Бодаревская Е,В. Гуманистическая парадигма личностно - ориентированного образования.// Педагогика, 1997.

4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2002.

5. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно - ориентированное образование в начальной школе? //Начальная школа. - 2001. - №9.

6. Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. //ачальная школа. - 2007. - №12.

7. Гомон И. Путешествия по сказкам./Начальная школа. -2003. - №11. -с.32

8. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.,1998.

9. Землянская Е.В. Учебное сотрудничество младших школьников на уроке. //Начальная школа - 2008. - №1.

10. Казанская В.Г. Личность ученика и учителя. - СПб.: КАРО, 2004.

11. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Гардарики, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Личностно-ориентированный подход

Основные понятия

Принципы

Методы

Индивидуальность Личность Самоактуализированная личность Самовыражение Субъект

Субъектность

Я-концепция

Выбор

Педагогическая поддержка

Самоактуализации Индивидуальности Субъектности

Выбора

Творчества и успеха Доверия и поддержки

Диалога

Игровые Рефлексивные Педагогической поддержки Диагностические Создания ситуации выбора и успеха

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сравнительная диаграмма изменения самооценки в 1-2 классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление работы

Памятка для учащегося как правильно представить свою работу....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного публичного опыта

Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить эти способности. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы во...