ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
статья на тему
Из личного опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.»
Слайд 1.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
В.А.Сухомлинский
Слайд 2.
Если обратиться к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова можно прочитать следующее:
«нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;
духовность-это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.»
.Казалось бы, эти понятия появились не сейчас, но именно сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России как нельзя актуален.
В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности явно преобладают над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.
Слайд 3.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что « важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»
Слайд 4
Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:
- перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового);
- целостность направления;
- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
- просветительная работа среди родителей;
- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
-духовно - нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни;
-интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;
-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.
ФГОС предъявляет высокие требования к личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Учитель должен помнить, что воспитывает не проведённое мероприятие, а пережитое ребёнком эмоциональное состояние.
Велико значение начальной школы в становлении и развитии личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Слайд 5.
Когда же учителю «заниматься воспитанием»?
Всё многообразие добрых дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности.
1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаются в рамках учебной деятельности. Осмысление ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития.
2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаются учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.
3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретается в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.).
Эффективной, на мой взгляд, формой социализации, духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников является их добровольное участие в деятельности класса и школы. Такое участие позволяет детям осваивать различные социальные роли, получать опыт общественно значимого нравственного поступка.
Слайд 7-16.
Пробуждение гражданственности, духовности, патриотизма , нравственности происходит через приобщение ребят к народной культуре, традициям; через организацию поисковой, исследовательской деятельности.
Так в 1 классе мы провели научно- исследовательскую работу «Моя родословная» .Семья –это основа общества, самое близкое окружение человека. Дети вместе с родителями собирали информацию о своих предках, нашли фотографии прабабушек, прадедушек, узнали где они родились, где жили, кем работали. Каждый ученик составил свою родословную. Целью этой работы было показать, что человек не одинок в этом мире и должен дорожить своими родственниками, сохранить наиболее ценный материал об истории своей семьи для следующих поколений.
В марте 2014 года прошла школьная научно-практическая конференция, где выступал ученик нашего класса Габдуллин Амир с проектом «Моя семья». Цель проекта
-формирование умения проявлять внимание, любовь, уважение к своим родителям, близким
-воспитание гордости за свою семью
В рамках Недели начальной школы провела открытый урок по окружающему миру. Тема урока «Я и мои друзья. Правила дружбы» Цель урока: формировать умение применять правила общения с друзьями.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Вместе с детьми посетили районный краеведческий музей. Работники музея рассказали детям о подвигах наших земляков вовремя ВОВ.
Активно сотрудничаем со школьной и районной детской библиотекой. Библиотекари проводят мероприятия, на которых в гости к детям приходят добрые герои сказок, которые знакомят детей с хорошими делами и поступками. Дети знакомятся с такими понятиями, как «щедрость», «красота», «вежливость», «милосердие», «доброта» и т. д.
Важную роль в системе воспитательной работы общеобразовательного учреждения играют школьные традиции, т.к. каждое мероприятие является ярким эмоциональным переживанием. Наше образовательное учреждение имеет свои традиции: День знаний, День здоровья, праздники: «Посвящение в первоклассники», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Лучше всех на свете – мамочка моя!», Праздник «Последнего звонка». Мой класс активно принимает участие во всех школьных мероприятиях школы, сохраняя лучшие традиции школы.
Слайд 17
В заключении хочу сказать, что научить ребенка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Я не знаю, кем станут в будущем мои выпускники, но уверена в одном: если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.
Самое главное, чтобы дети поняли, что даже в трудных, опасных ситуациях нужно оставаться вежливым человеком.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС
Новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию младших школьников....
Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС
Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, ком...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС».
Средствами разных предметов я воспитываю в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отноше...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС
Доклад на тему " Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС" была подготовлена для заседания МО учителей начальных классов МБОУ "Байлянгарская средняя школа"...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС
Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС"...
Статья по теме "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения"
В статье представлен авторский подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях внедрения в систему начального общего образования стандартов второго поколения, основанный на акт...