Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС
статья (1 класс) на тему
Доклад на тему " Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС" была подготовлена для заседания МО учителей начальных классов МБОУ "Байлянгарская средняя школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov_v_usloviyah_fgos.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Байлянгарская средняя школа»
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Рахимова Р.К.
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к
социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что « важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.».
Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как только ребёнок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу образуются реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражение в субъективном нравственном восприятии и образуют для него субъективное нравственное пространство. Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Народность- одно из главных направлений духовно-нравственного наследия от наших предков. Самое главное в менталитете народа-это патриотизм —чувство любви и преданности своему народу и своей родине. Для развития этого чувства очень много отводится уроков по русскому языку (уроки о родном языке, происхождении слов, история языка), литературному чтению (произведения знаменитых поэтов и писателей, воспевающих нашу Родину и дети это осознают и понимают, что Родину предавать нельзя, как тоскливо человеку может быть на чужбине), окружающему миру (изучение обычаев, обрядов, творчества, жизни предков в старину) , ИЗО (овладение разными видами народной росписи –Городецкой, хохломской..и.т.д, создание народного татарского костюма, его основных элементов), технологии (изготовление узора в полосе, вышивка), музыки (знакомство с былинами, балетом, оперой, заучивание песен-закличек, народных куплетов и стихов, колыбельных)
Существенным компонентом общественного менталитета татарского народа является вера в бога, традиции, обычаи, ритуалы. Изучая традиции и ритуалы, ребёнок проникается уважением к историческому прошлому.
Также существует очень важное качество человека-доброта. На доброте построены все сказки. Читая их, дети уже учатся разграничивать эти понятия добро и зло. Если посмотреть на героев сказок, иностранец может подумать, что в сказках воспевается глупость, потому что часто совсем неумный может превзойти умного. Но это не так. Помимо доброты в сказках встречается ещё одна черта человека-готовность прийти на помощь к любому, кто в ней нуждается будь то щука, или яблоня, добряк или злодей…Именно эта черта воспевается в сказках-готовность протянуть руку помощи. Именно за это герой, кажущийся недалёким, получает вознаграждение.
Но Татарстан многонациональная Республика. Поэтому человек обладает ещё одним качеством-по-новому толерантность, по-старому терпимость. Поэтому часто в литературе, музыке мы часто встречаем в ознакомительной форме произведения разных стран. Мы пытаемся понять другие народности…это тоже можно выделить, как небольшой подпункт наших качеств. Человек всегда принимает окружающих именно такими, какие люди есть…Но всем известно из разных источников истории, литературы, музыки, что перегибание палки, попытки нас подчинить всегда встречали активное сопротивление.
Вот таков он- характер народа, складывающийся веками, определившему наш менталитет. Именно его черты передают отцы сыновьям из поколения в поколение. И я считаю,что народность является основой для духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями на 26.11.2010). 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС
Новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию младших школьников....
Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС
Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, ком...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Из личного опыта...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС».
Средствами разных предметов я воспитываю в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отноше...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС
Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС"...
Статья по теме "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения"
В статье представлен авторский подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях внедрения в систему начального общего образования стандартов второго поколения, основанный на акт...