Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС
статья
Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-_nravstvennoe.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
(В. А. Сухомлинский)
Размышляя над словами великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Грядущие перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей, быть готовыми к ним. Учителя начальных классов, зачастую, являются первопроходцами в перестройке образования – с них начинается путь в Новую школу.
У младших школьников с первых дней пребывания в школе формируется отношение к школе, педагогам, образованию. Формируются основы гражданственности, трудолюбия, нравственности. Ребенок, который поступил в школу, автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Ребята осваивают нормы жизнедеятельности и от них требуется: знать и понимать, что они граждане своей страны России; любить Родину, уважать людей, способных своим трудом беззаветно служить народу; уважительно относиться к представителям разных национальностей, к особенностям их быта и культуры; быть принципиальным, верным и преданным дружбе; беречь свое человеческое достоинство и честь; уметь воспитывать в себе волю и мужество; вести здоровый образ жизни; помогать попавшим в беду людям, не требуя награды за добрый поступок; творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.
Именно в младшем школьном возрасте начинают формироваться навыки общественного поведения, формируется общественное мнение. При организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся следует учитывать именно эти особенности младшего школьного возраста. Еще в детском саду закладываются основы нравственных представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого общения и уважительного отношения к окружающим. Стимулом для дальнейшего нравственного развития и воспитания является их стремление стать школьниками.
Четвертый год коллектив учителей нашей начальной школы работает по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС».
Задачи духовно-нравственного воспитания на этапе начального общего
образования:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание) .
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание)
По данному направлению Учителями начальных классов нашей школы наработан богатый опыт по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Анализ сложившейся системы работы по духовно-нравственному воспитанию позволил нам выявить проблемы и соотнести свой опыт с требованиями ФГОС.
Суть нового в следующем определении: «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности».
Обозначим новые требования ФГОС к ДНВ, которые проявляются:
в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового) :
• для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;
• в целостности направления ДНВ (охватывает все направления воспитательного процесса) ;
• в системе мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
• в просветительской работе среди родителей;
в интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
• ДНВ – сквозная линия всего школьного уклада жизни (проходит через урочную и внеурочную деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнёрства) ;
• ДНВ предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, религиозных организаций, общественных объединений;
• при планировании любого воспитательного мероприятия необходимо сначала отбирать формы работы, а потом наполнять их содержанием;
• духовность и нравственность развивают и воспитывают не сами проведённые мероприятия, а испытанные эмоциональные переживания ребёнка, душевные порывы. (Слайд 4)
ФГОС предъявляет высокие требования к личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения.
Важную роль в системе воспитательной работы в нашем ОУ играют школьные традиции, которые необходимо обновить и взять с собой в «новую школу», т. к. каждое мероприятие является ярким эмоциональным переживанием. В начальной школе сложились свои традиции: День знаний, День здоровья, День птиц; праздники: «Посвящение в первоклассники», «Праздник Азбуки», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Лучше всех на свете – мамочка моя!»; праздник «Новый год»; урок мужества «Этих дней не смолкнет слава… », «Прощай, начальная школа!» и др.
Формирование базовых ценностей школьников происходит и через реализацию следующих проектов:
«Моя малая Родина» - проект предполагает поиск и сбор информации о своем родном крае, его природе, достопримечательностях, о людях родного села.
«Моя семья в годы Великой Отечественной войны» - проект предполагает работу с семейными архивами, поиск информации о родственниках, участвовавших в ВО войне, работавших в тылу.
«Кто нас защищает», «Профессии» — проекты предполагают сбор информации об интересных людях разных возрастов, профессий. Это выступает как средство воспитания учащихся на личных примерах их родителей, знакомых.
«Школьный дворик» — проект предполагает реализацию программы по благоустройству школьного двора: озеленение, уборка.
«Моя родословная», который предполагает семейное изучение своей родословной. Это попогает понять, что семья – ячейка общества.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
А. С. МАКАРЕНКО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС
Новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию младших школьников....
Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС
Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, ком...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Из личного опыта...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС».
Средствами разных предметов я воспитываю в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отноше...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС
Доклад на тему " Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС" была подготовлена для заседания МО учителей начальных классов МБОУ "Байлянгарская средняя школа"...
Статья по теме "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения"
В статье представлен авторский подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях внедрения в систему начального общего образования стандартов второго поколения, основанный на акт...