Программа внеурочной деятельности "Моя маленькая Русь"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа предусмотрена для учащихся младших классов и направлена на воспитание гражданственности и патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraevedenie.doc | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 23 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор ГБОУ ООШ № 23
Протокол № ___ _________ Н. В. Башканова _____________ А. М. Мерс
«___»_______2014г. «___»__________2014г. Приказ № ______________
«____»___________ 2012г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Моя маленькая Русь»
(Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)
2, 3 класс
Программу разработала
Кривова Ольга Валериевна,
учитель начальных классов
ГБОУ ООШ №23
Сызрань
2014
Пояснительная записка
- Актуальность программы
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Мною был проведён опрос учащихся, который показал, что дети плохо знают события героического прошлого нашей Родины, не интересуются жизнью своего города и его историей. Однако, реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.
Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Младший школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания младших школьников, является актуальной в настоящее время. Моё мнение подтвердили и результаты анкетирования родителей, которые выбрали из банка программ по внеурочной деятельности программу «Краеведение».
- Цель программы: формирование патриотического сознания младших школьников.
- Задачи программы
- Воспитывать уважение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- Сформировать представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- ориентировать детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
- формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых через взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся;
- Количество часов:
2 класс 34 учебных недели - 34 часа
3 класс 34 учебных недели - 34 часа.
- Формы организации
- беседы, чтение и обсуждение книг;
- просмотр видеофильмов, передач, презентаций;
- проведение экскурсий по школе, улице, району, городу;
- посещение выставочного зала и краеведческого музея;
- встречи с интересными людьми;
- утренники, викторины на историко-краеведческие темы;
- проектная деятельность
- Формы контроля
- индивидуальная беседа
- наблюдение
- анкетирование
- тестирование
- диагностика
- учебное исследование
- защита проектов
- Ожидаемые результаты
- сформированные конкретные пространственно-временные представления учащихся;
- знание учащимися фактов прошлого своей семьи, родного города в тесной связи с историей своей области, края;
- умение различать понятия страны в целом, ее части, отдельного населенного пункта.
- Участники программы
учащиеся 2-3 класса.
- Особенности набора детей:
свободный.
- Время существования программы:
программа рассчитана на 2 года обучения.
- Основные направления содержания деятельности.
Для решения поставленных в программе задач используются следующие
технологии:
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология развивающего обучения.
12. Условия реализации программы.
- кабинет;
- медиатека;
- библиотека;
- школьный кабинет военно-патриотического воспитания;
- учебно-методические материалы
( Жиренко О.Е. «Я — гражданин России!» М. «ВАКО». 2008 г.;
Касимова Т.А. «Патриотическое воспитание школьников» М. «АЙРИС ПРЕСС». 2006 г.;
Вырщиков А.Н. «Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников» М. «Глобус». 2007 г.;
Пашкович И.А. «Патриотическое воспитание». Волгоград. «Учитель». 2006 г.;
14. Диагностика.
- 2 раза в год;
- творческий проект «Город моей мечты»;
- урок гражданственности и мира «Будущее России – твоё будущее».
Учебный план
(2 класс)
№ | Название раздела, тема | час | Из них | |
Теорети-ческих | Практи-ческих | |||
1. | Я и моя семья. | 6 ч | 1,5 | 4,5 |
2. | Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья. | 4 ч | 1,5 | 2,5 |
3. | Наша школа. | 7 ч | 2 | 5 |
4. | Моя улица. | 7 ч | 2 | 5 |
5. | Город, в котором я живу. | 10 ч | 4 | 6 |
Итого: | 34 | 11 | 23 |
Учебный план
(3 класс)
№ | Название раздела, тема | час | Из них | |
Теорети-ческих | Практи-ческих | |||
1. | Моя Родина. | 30ч | 14 | 16 |
2. | Творческий проект «Мой край родной, навек любимый» | 4 ч. | 0 | 4 |
Итого: | 34 | 14 | 20 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 класс)
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Теор. | Практ. |
Я и моя семья. | ||||
Моя визитная карточка. | 1 | 0 | 1 | |
Моя семья. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Интересные люди в моей семье. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Устный журнал «Семейный альбом». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Конкурс рисунков «Моя семья – моё богатство» | 1 | 0 | 1 | |
Утренник «Семейные традиции». | 1 | 0 | 1 | |
Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья. | ||||
Дом, в котором я живу. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Мой двор. Конкурс рисунков. | 1 | 0 | 1 | |
Я и мои друзья. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Мой лучший друг. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Наша школа. | ||||
Знакомство со школой. Экскурсия по кабинетам. | 1 | 0 | 1 | |
Экскурсия по школьному парку. | 1 | 0 | 1 | |
Изучение работы школьной теплицы. | 1 | 0 | 1 | |
Знакомство с историей школы. | 1 | 1 | 0 | |
Традиции родной школы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Посещение школьной комнаты военнно-патриотического воспитания. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Школа будущего. | 1 | 0 | 1 | |
Моя улица. | ||||
Знай правила движения, как таблицу умножения. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Экскурсия-прогулка «Безопасный путь домой». | 1 | 0 | 1 | |
Как рождаются улицы. | 1 | 1 | 0 | |
История моей улицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Экскурсия на почту. | 1 | 0 | 1 | |
Экскурсия в аптеку. | 1 | 0 | 1 | |
Экскурсия в магазин. | 1 | 0 | 1 | |
Город, в котором я живу. | ||||
Сызрань в прошлом. | 1 | 1 | 0 | |
Сызрань в настоящем. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Каким я вижу мой город в будущем. | 1 | 0 | 1 | |
28-29 | Творческий проект «Город моей мечты». | 2 | 0 | 2 |
30 | Наш город: годы и люди. | 1 | 1 | 0 |
31 | Гордость Сызрани — почетные граждане города. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Промышленность города. | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Экологические проблемы моего города. | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Творческий проект «Сделай свой город чище». | 1 | 0 | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 класс)
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Теор. | Практ. |
Моя Родина. | ||||
1 | Наша Родина на глобусе и карте. | 1 | 1 | 0 |
2 | Честь имею. Встреча с ветеранами вооруженного конфликта в Афганистане и членами «Боевого братства». | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | История праздника «День защитника Отечества». | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Конкурс для мальчиков «Юные защитники Родины». | 1 | 0 | 1 |
5-9 | История нашей Родины. | 5 | 3 | 2 |
10 | Символика государства российского. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Москва — столица нашей Родины. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Северная столица России. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13-15 | Игра-путешествие «Россия — Родина моя» | 3 | 1 | 2 |
16-19 | Заочное путешествие по городам Золотого кольца России. | 4 | 2 | 2 |
20 | 12 апреля — день космонавтики. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21-23 | Моя малая Родина. | 3 | 1 | 2 |
24-25 | История моего края. | 2 | 1 | 1 |
26 | Творчество народов нашего края. | 1 | 0 | 1 |
27 | Урок-утренник «Россия - многонациональная» | 1 | 0 | 1 |
28 | Организация и проведение конкурса-выставки «Люблю тебя, мой край родной!» | 1 | 0 | 1 |
29 | Урок гражданственности и мира «Будущее России – твоё будущее». | 1 | 1 | 0 |
30 | Подвигу народа жить в веках. Урок мужества, посвященный Дню Победы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческий проект «Мой край родной, навек любимый» | ||||
31 | Сочинение на тему «Моя семья». | 1 | 0 | 1 |
32 | Конкурс проектов «Любимый город». | 1 | 0 | 1 |
33 | Наши таланты. | 1 | 0 | 1 |
34 | Утренник «Мир глазами детей». | 1 | 0 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1 класс
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 2 класс
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 3класс
Степень обучения: начальная школа 3класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма со...
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Программа для начальной школы...
Рабочая программа внеурочной деятельности Очумелые ручки
Данная рабочая программа расчитана на 4 года обучения. Программа соответствует требованиям ФГОС, сождержит календарно-тематическое планирование по курсу "Очумелые ручки"с 1по 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Очумелые ручки"
Программа содержит пояснительную записку и планирование занятий учащихся 1-4 классов....