Программа внеурочной деятельности "Моя маленькая Русь"
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа предусмотрена для учащихся младших классов и направлена на воспитание гражданственности и патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kraevedenie.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 23 города Сызрани

 городского округа Сызрань Самарской области

Рассмотрено                             Согласовано                                   Утверждаю

На заседании МО                    Зам. директора по УВР                 Директор ГБОУ ООШ № 23

Протокол № ___                      _________ Н. В. Башканова          _____________ А. М. Мерс

«___»_______2014г.                «___»__________2014г.                Приказ № ______________

                                                                                                            «____»___________ 2012г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Моя маленькая Русь» 

(Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной   деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

2, 3 класс

                                                                        Программу разработала

Кривова Ольга Валериевна,

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ №23

Сызрань

 2014

Пояснительная записка

  1. Актуальность программы

            В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного  общества. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

  Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

  Мною был проведён  опрос учащихся, который  показал, что дети плохо знают события героического прошлого нашей Родины, не интересуются жизнью своего города и его историей.  Однако, реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.

  Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы  ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений.  Младший школьный возраст  является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания младших школьников, является актуальной  в настоящее время. Моё мнение подтвердили и  результаты анкетирования родителей, которые выбрали из банка программ по внеурочной деятельности  программу «Краеведение».

  1. Цель программы: формирование патриотического сознания младших школьников.
  2. Задачи программы
  • Воспитывать уважение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • Сформировать представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • ориентировать детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
  • формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых через взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся;
  1. Количество часов:

2 класс  34  учебных недели -  34 часа

3 класс 34  учебных недели -  34 часа.

  1. Формы организации
  • беседы, чтение и обсуждение книг;
  • просмотр видеофильмов, передач, презентаций;
  • проведение экскурсий по школе, улице, району, городу;
  • посещение выставочного зала и краеведческого музея;
  • встречи с интересными людьми;
  • утренники, викторины на историко-краеведческие темы;
  • проектная деятельность
  1. Формы контроля
  • индивидуальная беседа
  • наблюдение
  • анкетирование
  • тестирование
  • диагностика
  • учебное исследование
  • защита проектов
  1. Ожидаемые результаты
  • сформированные конкретные пространственно-временные представления учащихся;
  • знание учащимися фактов прошлого своей семьи, родного города в тесной связи с историей  своей области, края;
  • умение различать понятия страны в целом, ее части, отдельного населенного пункта.
  1. Участники программы

учащиеся 2-3 класса.

  1. Особенности набора детей:

          свободный.

  1.   Время существования программы:

  программа рассчитана на 2 года обучения.

  1.  Основные направления содержания деятельности.

       Для решения поставленных в программе задач используются следующие    

       технологии:

     - информационно-коммуникативные технологии;

     - здоровьесберегающие технологии;

- технология развивающего обучения.

12. Условия реализации программы.

  • кабинет;
  • медиатека;
  • библиотека;
  • школьный кабинет военно-патриотического воспитания;
  • учебно-методические материалы

 ( Жиренко О.Е. «Я — гражданин России!» М. «ВАКО». 2008 г.;

Касимова Т.А. «Патриотическое воспитание школьников» М. «АЙРИС ПРЕСС». 2006 г.;

Вырщиков А.Н. «Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников» М. «Глобус». 2007 г.;

 Пашкович И.А. «Патриотическое воспитание». Волгоград. «Учитель». 2006 г.;

14. Диагностика.

  • 2 раза в год;
  • творческий проект «Город моей мечты»;
  • урок гражданственности и мира «Будущее России – твоё будущее».

Учебный план

(2 класс)

Название раздела, тема

час

Из них

Теорети-ческих

Практи-ческих

1.

Я и моя семья.

6 ч

1,5

4,5

2.

Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья.

4 ч

1,5

2,5

3.

Наша школа.

7 ч

2

5

4.

Моя улица.

7 ч

2

5

5.

Город, в котором я живу.

10 ч

4

6

Итого:

34

11

23

Учебный план

(3 класс)

Название раздела, тема

час

Из них

Теорети-ческих

Практи-ческих

1.

Моя Родина.

30ч

14

16

2.

Творческий проект «Мой край родной, навек любимый»

4 ч.

0

4

Итого:

34

14

20

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 класс)

Тема занятий

Кол-во часов

Теор.

Практ.

Я и моя семья.

Моя визитная карточка.

1

0

1

Моя семья.

1

0,5

0,5

Интересные люди в моей семье.

1

0,5

0,5

Устный журнал  «Семейный альбом».

1

0,5

0,5

Конкурс рисунков «Моя семья – моё богатство»

1

0

1

Утренник «Семейные традиции».

1

0

1

Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья.

Дом, в котором я живу.

1

0,5

0,5

Мой двор. Конкурс рисунков.

1

0

1

Я и мои друзья.

1

0,5

0,5

Мой лучший друг.

1

0,5

0,5

Наша школа.

Знакомство со школой. Экскурсия по кабинетам.

1

0

1

Экскурсия по школьному парку.

1

0

1

Изучение работы школьной теплицы.

1

0

1

Знакомство с историей школы.

1

1

0

Традиции родной школы.

1

0,5

0,5

Посещение школьной комнаты военнно-патриотического воспитания.

1

0,5

0,5

Школа будущего.

1

0

1

Моя улица.

Знай правила движения, как таблицу умножения.

1

0,5

0,5

Экскурсия-прогулка «Безопасный путь домой».

1

0

1

Как рождаются улицы.

1

1

0

История моей улицы.

1

0,5

0,5

Экскурсия на почту.

1

0

1

Экскурсия в аптеку.

1

0

1

Экскурсия в магазин.

1

0

1

Город, в котором я живу.

Сызрань в прошлом.

1

1

0

Сызрань в настоящем.

1

0,5

0,5

Каким я вижу мой город в будущем.

1

0

1

28-29

Творческий проект «Город моей мечты».

2

0

2

30

Наш город: годы  и люди.

1

1

0

31

Гордость Сызрани — почетные граждане города.

1

0,5

0,5

32

Промышленность города.

1

0,5

0,5

33

Экологические проблемы моего города.

1

0,5

0,5

34

Творческий проект «Сделай свой город чище».

1

0

1

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 класс)

Тема занятий

Кол-во часов

Теор.

Практ.

Моя Родина.

1

Наша Родина на глобусе и карте.

1

1

0

2

Честь имею. Встреча с ветеранами вооруженного конфликта в Афганистане и членами «Боевого братства».

1

0,5

0,5

3

История праздника «День защитника Отечества».

1

0,5

0,5

4

Конкурс для мальчиков «Юные защитники Родины».

1

0

1

5-9

История нашей Родины.

5

3

2

10

Символика государства российского.

1

0,5

0,5

11

Москва — столица нашей Родины.

1

0,5

0,5

12

Северная столица России.

1

0,5

0,5

13-15

Игра-путешествие «Россия — Родина моя»

3

1

2

16-19

Заочное путешествие по городам Золотого кольца России.

4

2

2

20

12 апреля — день космонавтики.

1

0,5

0,5

21-23

Моя малая Родина.

3

1

2

24-25

История моего края.

2

1

1

26

Творчество народов нашего края.

1

0

1

27

Урок-утренник «Россия - многонациональная»

1

0

1

28

Организация и проведение конкурса-выставки «Люблю тебя, мой край родной!»

1

0

1

29

Урок гражданственности и мира «Будущее России – твоё будущее».

1

1

0

30

Подвигу народа жить в веках. Урок мужества, посвященный Дню Победы.

1

0,5

0,5

Творческий проект «Мой край родной, навек любимый»

31

Сочинение на тему «Моя семья».

1

0

1

32

Конкурс проектов  «Любимый город».

1

0

1

33

Наши таланты.

1

0

1

34

Утренник «Мир глазами детей».

1

0

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1 класс

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 2 класс

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 3класс

Степень обучения: начальная школа 3класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма со...

Рабочая программа внеурочной деятельности Очумелые ручки

Данная рабочая программа расчитана на 4 года обучения. Программа соответствует требованиям ФГОС, сождержит календарно-тематическое планирование по курсу "Очумелые ручки"с 1по 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Очумелые ручки"

Программа содержит пояснительную записку и планирование занятий учащихся 1-4 классов....