Обучение 21 века. Взаимодействие дошкольного и начального школьного образования.
материал на тему

Cибигатулина Венера Рашитовна

Ежедневно мы являемся свидетелями динамично изменяющегося мира. Это всё происходит благодаря стремительному развитию информационных технологий. Процессы ускорения, происходящие везде во всём мире, сейчас влияют на нашу жизнь больше, чем когда-либо. Этот материал затрагивает самые важные проблемы взаимодействия детского сада и школы. Каких будущих учеников желали бы видеть учителя, к чему они должны подготовиться. Обучение 21 века требует нововведений. Такой инновацией послужила «сингапурская» система образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение 21 века.19.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов» ЕМР РТ

Подготовила: учитель начальных классов Сибигатулина Венера Рашитовна

Тема конференции: Обучение 21 века. Взаимодействие дошкольного и начального школьного образования.

              Ежедневно мы являемся свидетелями динамично изменяющегося мира. Это всё происходит благодаря стремительному развитию информационных технологий. Процессы ускорения, происходящие везде во всём мире, сейчас влияют на нашу жизнь больше, чем когда-либо.

             Будучи учителями, мы прилагаем массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными во всём, самостоятельными. Для этого мы должны не только снабжать их теоретическими знаниями, но и обучать их тому, как применять эти знания в реальной жизни.

              Для того, чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо учиться самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Ещё им необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для новых идей, и нахождения решений для тех задач, с которыми им придётся столкнуться в новом и изменённом мире, стать конкурентно способной личностью.  

Вот поэтому возникла необходимость применения инноваций в образовательном процессе. Такой инновацией послужила «сингапурская» система образования. В рамках сотрудничества Министерства образования и науки Республики Татарстан совместно с сингапурской компанией «Educare» реализуется крупная программа с 2013 по 2015 год по обучению учителей и студентов ВУЗов Татарстана современным инновационным методикам преподавания. В целом программа охватывает такие направления, как тенденции развития образования в XXI веке, развитие критического мышления у школьников, проблемное обучение, совместное групповое обучение, формирование инновационных педагогических коллективов. Данный метод обучения используется в школах Сингапура, он основан на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса) , тимбилдинга (объединение команды) и т. д. Ключевое понятие, которое ученикам и учителям следует выучить, заключается в непривычном для российской школы слове «партнер». «Партнер по лицу» - это тот, кто сидит напротив тебя. «Партнер по плечу» – тот, кто сидит рядом.

Обучение, к которому мы привыкли, основывается на том, что за урок учитель успевает прослушать ответ лишь нескольких учеников. Исходя из того, что классы у нас не маленькие, получается, что большая часть детей остается без внимания. Система, которой обучали нас, задействует во время урока весь класс. Каждый ребенок успевает ответить, и каждый ребенок остается услышанным. В форме тренингов и игр нам давали знания и навыки, позволяющие учить детей мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными. Происходит трансформация самого поведения ученика, он становится намного активнее, намного креативнее. Он берет на себя ответственность за самообучение и действительно начинает самообучаться. Что касается оценок, оценки становятся лучше, хотя это не наша самоцель. Ученики больше говорят своими словами. Преимущественно, эта система подходит для обучения детей младшего возраста, ведь такое обучение имеет живой, активный, игровой характер.
Такая программа дисциплинирует школьников и доводит все их действия до автоматизма. Таким образом можно говорить о том, что он актуален к обучению в командном духе.

После содержательного, увлекательного тренинга в нашей школе, нам очень захотелось попробовать применить сингапурскую методику на своих уроках.  Я хочу сейчас познакомить вас с несколькими обучающими структурами.

В некоторых структурах мы пользуемся специальной табличкой МЭНЭДЖ МЭТ Слайд 2 – инструмент для управления классом. Таблица в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, партнёр по лицу, или партнёр № 1, № 2, № 3, № 4).

Обучающая структура РАУНД РОБИН Слайд 3 включает в себя несколько структур. Это СИНГЛ РАУНД РОБИН (однократный раунд)- учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.

 КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (продолжительный раунд) – обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга. Например, в 1 классе учитель на уроке литературного чтения просит назвать русские народные сказки, просит начать с участника под номером 1, затем продолжает участник под номером 2 и т.д. При этом дети сидят в командах по 4 человека и на середине стола таблица МЭНЭДЖ МЭТ.  На уроке математики это может быть состав числа 7 и т.д. Эти структуры хороши тем, что все ученики буквально за несколько минут проговорили свои ответы одновременно взаимодействуя всем классом, развивая навыки коммуникации, сотрудничества и активного слушания.

КОНЭРС Слайд 4, 5- обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам, в зависимости от выбранного ими ответа. Очень часто наши ученики не умеют вести переговоры, не умеют сотрудничать, не умеют работать в команде. Само физическое распределение к углу класса, воспринимая другие точки зрения и высказывая свою точку зрения и развивает их собственное мышление. Например, на уроке окружающего мира в 1 классе на тему «Какие бывают животные?», учитель даёт задание детям подумать, каких животных они любят больше всего и почему. 10 секунд они думают, а потом по команде учителя ребята встают, задвигают стульчики и подходят к тому углу, который подходит к их выбору. На стене висят таблички с названиями «насекомые», «рыбы», «птицы», «звери». Встают в пары ХАЙ ФАЙВ (дай пять)- сигнал тишины и привлечения внимания. Затем с помощью обучающей структуры ТАЙМД-ПЭА-ШЭА Слайд 6 (где два участника делятся развёрнутыми ответами в течении определённого времени, например 30 секунд)   они делятся друг с другом, почему они выбрали именно этот угол. Ребята говорят по очереди в течении определённого времени. У каждого партнера есть по 30 сек, чтобы поделиться и это время красть у него нельзя. Первым начинает делиться тот из партнеров, кто выше или у кого волосы светлее. В конце работы можно опросить нескольких детей о том, чем поделился их партнёр. Эти структуры можно применять в процессе изучения новой темы, в процессе повторения и закрепления какой-либо темы.

Я часто на своих уроках провожу такие физминутки, как МИКС-ФРИЗ-ГРУПП Слайд 7, в которой ученики смешиваются под музыку, замирают по команде учителя или, когда заканчивается музыка и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос. Например, после того, как дети походили или потанцевали под музыку, я останавливаю музыку и говорю собраться по столько человек в группы, сколько обнаружила Машенька медведей, когда она проснулась в чужом доме из русской сказки, или последующее число числа 5, или сколько будет 2 умножить на 3, сколько ножек у насекомых и т.д. Сложность вопросов может зависеть от возраста ваших детей и на каком уроке вы это примените. Здесь они также сотрудничают друг с другом, помогают найти ответ на вопрос, взаимодействуют.

Я думаю, сингапурская методика позволяет полностью соблюсти ФГОС. Эта методика предлагает готовый алгоритм, как на конвейере: задача первая, вторая, третья… Здесь все раскладывается на модули и при каждом шаге учитель объясняет, что нужно делать.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, ФГОС, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной.

Применяя в нашей практике эти обучающие структуры мы столкнулись с такими трудностями, как коммуникабельность детей, неумение сотрудничать друг с другом, неумение работать в команде. Всё это происходит в силу личностных особенностей ребёнка, таких как конфликтность, агрессивность, повышенная эмоциональность, замкнутость, застенчивость, нарушение самооценки. Надо учить общению детей, ведь общение- это не только контакт с собеседником, но и умение внимательно слушать собеседника. Привитие навыка взаимодействия друг с другом, навыка общения, коммуникабельности, навыка работы в командах должны начинаться ещё в детском саду. В детском саду воспитателям необходимо научиться поддерживать коммуникативные способности ребёнка и развивать их может быть с помощью каких- то новых инновационных методов. И тогда будущие первоклассники будут более успешными в плане коммуникабельности, сотрудничества и работы с партнёрами в команде. Добиваться этого уже проверенными методами или применять структуры Сингапура – выбор за вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Современные подходы в организации преемственности и непрерывности дошкольного и начального школьного образования»

  Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.« Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, ...

Диагностический инструментарий учителя при организации преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Она позволяет обеспечивать целостное развитие личности на все...

Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования

Материал выступления на совместном педсовете учителей начальных классов и воспитателей ДОУ....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Проблема преемственности снова и снова обсуждается на самом высоком уровне – среди ученых, работников органов народного образования, учителей, широкой общественности. Это обусловлено не только важност...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....