Выступление на семинаре "Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования на примере УМК «Школа 2100»
учебно-методический материал на тему
выступление
Скачать:
Предварительный просмотр:
Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования
на примере УМК «Школа 2100»
Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой, — сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ. В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей(слайд 2). Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей, начиная с самого раннего – дошкольного. Разделённый на отдельные звенья, образовательный процесс утрачивает единство, что неизбежно сказывается как на формировании целостной, гармонично развитой личности, так и на качестве обучения в целом. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в настоящее время. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех ступенях обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребёнка.
Цель преемственности – реализовать единую линию развития личности, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей дошкольных учреждений – начальной школы в целостный педагогический процесс, педагогические коллективы строят его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается нами на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Непрерывность – наличие последовательной цепи учебных задач, ... переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное продвижение учащихся вперёд на каждом из временных отрезков (слайд 3).
Преемственность – непрерывность на границах различных этапов или форм обучения единая организация этих этапов (форм) в рамках целостной системы образования.
Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается нами как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов на каждой ступени образования. Преемственность как процесс развития представляется (слайд 4):
- в планировании содержания образования;
- в оптимальном выборе и целесообразности сочетания методов, форм и средств обучения;
- в соблюдении единства педагогических действий и требований;
- в создании необходимых условий для непрерывного формирования универсальных учебных действий
Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное — сделает учебу в школе единым образовательным процессом, базирующемся на идеях гуманизации и гуманитаризации образования.
«Школа 2100» — это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы (слайд 5).
Основная цель программы - реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников и школьников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
В нашей школе Образовательный процесс в группе предшкольной подготовки строится на основе комплексной программы “Школа 2100”. Содержание программы соответствует требованиям ФГОС по дошкольному образованию и обеспечивает подготовку детей к школе; имеются авторские методические пособия и дидактические материалы по всем разделам программы.
Образовательная программа “Школа-2100”для предшкольной подготовки состоит из авторских программ:
- “Раз – ступенька, два – ступенька…” (практический курс математики для детей 5- 6 лет). Авторы: Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П.Холина.
- “По дороге к Азбуке” (развитие речи и подготовка к обучению грамоте). Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р.Кислова).
- “Синтез искусств”. Авторы: О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва (слайд 6).
Особенность содержания программ комплекта подготовки к школе “Школа-2100” заключается в том, что оно строится по принципу “минимакса”, т.е. детям даётся знаний больше, чем они могут усвоить, и каждый ребёнок усваивает столько материала, сколько ему необходимо по его индивидуальным способностям в соответствии с условиями развития. Материал в комплекте построен по принципу последовательности и взаимодополнения по всем разделам, что даёт возможность педагогу творчески подходить к образовательному процессу, не останавливается на одном и том же материале. Данный подход позволяет простраивать целостность образовательного процесса без постоянных повторений одного и того же материала в разных видах деятельности, что способствует лучшему усвоению материала.
Программа “Школа-2100” даёт возможность развивать диалогическую и монологическую речь детей при освоении всех курсов, что необходимо для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Особо стоит отметить методическую разработанность предложенного материала в виде методических рекомендаций по каждому из обозначенных направлений. Методическое обеспечение по всем разделам и рабочие тетради для детей дисциплинируют ребёнка, приучают его к аккуратности и дают возможность педагогу моделировать занятия с той или иной степенью самостоятельной трактовки, а также направлять работу родителей с детьми. Пособия красочны, воспринимаются детьми с радостью открытия нового материала, доступны по содержанию и технологии преподнесения. Программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника детского сада. Портрет выпускника: (слайд 7)
- деятельный и активный
- креативный, любознательный, инициативный
- открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
- положительное отношение к себе, уверенность в своих силах
- чувство собственного достоинства
После предшкольной подготовки дети приходят в первый класс и продолжают обучение по программе «Школа 2100». Содержание программы соответствует требованиям ФГОС по начальному образованию.
УМК "Школа 2100" для начальной школы включает в себя учебники по следующим учебным предметам: (слайд 8)
- Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О.В.
- Русский язык. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.
- Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.
- Математика. Авторы: Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А .П.
- Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. (1-2 класс) и Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Бурский О. В. и др. С.В. (3-4 класс).
- Информатика. Автор Горячев А. В.
- Технология. Авторы: Куревина О. А., Лутцева Е. А.
- Изобразит искусство. Авторы: Куревина О. А., Ковалевская Е. Д.
- Риторика. Автор Ладыженская Т. А.
Комплект учебников для дошкольников и младших школьников имеет общую методологическую основу, опирается на единую систему психолого-педагогических принципов, имеет одинаково построенный методический аппарат и единое психологическое пространство. Основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и продолжать развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников, формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию (слайд 9). Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности. К концу 4 класса у обучающихся формируются определенные личностные характеристики. Портрет выпускника начальной школы
(слайд 7)
- коммуникативность
- исследовательский интерес
- ответственность
- саморегуляция
- уважительное отношение к окружающим и иной точке зрения
- выполнение правил здорового образа жизни
Работу с дошкольниками и младшими школьниками в данной программе мы строим на основе следующей системы общих дидактических принципов: (слайд 10)
-принцип психологической комфортности.
Создаем образовательную среду, обеспечивающую снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
-принцип деятельности
Новое знание вводим не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми
-принцип минимакса
Обеспечиваем возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом
-принцип целостного представления о мире
При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира
-принцип вариативности
Формируем у детей умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора
-принцип творчества
Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности
-принцип непрерывности
Обеспечиваем преемственную связь между дошкольным и школьным этапами обучения.
В своей работе с дошкольниками и младшими школьниками мы используем следующие доминирующие формы и методы обучения:
(слайд 11)
Дошкольное образование:
1. Основная форма – игра и занятия.
2. Закрепление – в подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых играх.
3. Индивидуальная работа с детьми: используются наглядные методы, объяснение, показ, действие с предметами.
Начальное образование:
1. Основная форма – урок.
2. Ведущая деятельность – учебная.
3. Наглядность, игровые формы и методы.
Таким образом, преемственность детского сада и школы мы обеспечиваем применением на начальных этапах школьного обучения специфических дошкольных методов и форм организации жизни детей. Именно это помогает сделать переход к новой ведущей деятельности более эффективным и безболезненным. Адаптация ребёнка в школе – длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Детям в этот период необходимы поддержка и понимание взрослых. Правильная организация преемственности способствует хорошей адаптации детей к школьной жизни.
Для полноценной организации воспитательного процесса вся жизнь школы должна быть построена на одних и тех же принципах, так как воспитывает не только учебная деятельность на уроках, но и система взаимоотношений педагога с учениками, характер оценивания результатов труда школьников, взаимоотношения с одноклассниками, внеклассная жизнь. Но все это требует создания единой образовательной программы, действующей в каждой школе.
Образовательная система «Школа 2100» дает прекрасные возможности для создания такой образовательной программы в каждой школе, так как успешно решает проблемы преемственности и создания в школе единства подходов в обучении, развитии и воспитании на разных ступенях образования. Это приводит к построению единой развивающей образовательной среды школы, обеспечивающей новый образовательный результат.
Своё выступление хочу закончить словами В.А. Сухомлинского:
(слайд 12) «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». Таким образом, решить проблему преемственности возможно лишь если будет реализована единая линия развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно к этому мы стремимся в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический инструментарий учителя при организации преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Она позволяет обеспечивать целостное развитие личности на все...
Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования
Материал выступления на совместном педсовете учителей начальных классов и воспитателей ДОУ....
презентация "Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования"
презентация к выступлению на педагогическом совете....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Проблема преемственности снова и снова обсуждается на самом высоком уровне – среди ученых, работников органов народного образования, учителей, широкой общественности. Это обусловлено не только важност...
Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в свете реализации ФГОС
Вопрос преемственности дошкольного и начального школьного звена всегда был ключевым в деятельности любого образовательного учреждения. Сегодня в качестве оснований для осуществления преемс...
Дискуссионные качели"Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС"
В работе обсуждаются проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС...
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....