Новые возможности ИКТ на уроках в начальной школе.
статья на тему
В статье рскрываются возможности использования учебного электронного издания "Начальная школа 1-4 класс" на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vozmozh_ikt.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые возможности ИКТ
в начальной школе
Учитель начальных классов
Пилипенко О.А.
МАОУ «СОШ №1»
Современный урок не представляется без использования учителем ИКТ – технологий и это не случайно, т.к. они позволяют повысить эффективность обучения, обеспечивают выработку учебно–познавательной мотивации школьников, развивают информационные и коммуникативные умения.
Об использование ИКТ на уроках в начальной школе в последнее время пишут очень много, но вся эта работа сводится, в основном, к применению мультимедиа продуктов созданных в программе PowerPoint. Однако в последнее время стали появляться новые средства обучения. Хочется поделиться опытом работы с одним из них.
Учебное электронное издание «Начальная школа, 1-4 класс» разработанное ЗАО «Телевизионное объединение «Продюсерский центр «Школа» г. Санкт – Петербург, попало в нашу школу совсем недавно и стало объектом внимания учителей активно использующих ИКТ – технологии на уроках.
Чем заинтересовало нас это издание?
Во–первых, перед нами был не просто электронный учебник, перед нами была интегрированная учебная среда, разработанная именно для учителя и учащихся начальных классов, позволяющая как воспользоваться материалами издания, так и дополнить его своими работами.
В издании содержится:
- комплект мультимедийных объектов для предметов «Математика», «Окружающий мир», «Русский язык»;
- курс элементарной компьютерной грамотности;
- набор заданий и развивающих игр к учебным курсам, позволяющих реализовать принцип индивидуального, дифференцированного обучения.
Во-вторых, тем, что возможности издания позволяли организовать работу как на одном, так и на нескольких компьютерах; защищали пользовательские данные от несанкционированного доступа; позволяли вести статистику работы учеников с заданиями; обеспечивали доступ к виртуальным портфелям учеников.
В-третьих, работа в данном издании позволяла систематизировать, структурировать весь накопленный учителем материал, что значительно облегчало его поиск и подготовку к уроку; давала возможность организовать творческие работы – мультимедийные сочинения.
Конечно, идеально было бы использовать этот комплект в компьютерном классе, но мы используем его в классе начальной школы, где есть 1 компьютер, 1 монитор, проектор, smart – доска.
Наличие данных технических средств позволило нам организовать работу с пособием для демонстрации материалов на уроке с помощью проектора, а также для организации индивидуальной работы учащихся, работы в парах.
Использовать его можно на всех учебных предметах.
Мы представим примеры использования пособия на уроках обучения грамоте. Данную работу получалось организовывать не на каждом уроке обучения грамоте, а 1-2 раза в неделю. На самом уроке работа с пособием велась 10 -15 минут.
Следует сразу сказать, что материал пособия может быть использован вне зависимости от того, по какой программе проходит обучение учащихся. Все задания по обучению грамоте даются в игровой форме и имеют разные уровни сложности. Задания разнообразны и позволяют отрабатывать с учащимися следующие темы: построение моделей звукового состава слов, подбор слов к моделям звукового состава слов, гласные буквы, деление слов на слоги, составление слов из данных слогов и т.д.
Звуковой анализ слова «сом» проводился с использованием большого экрана.
Сначала учащиеся рассматривали и определяли места расположения фишек и схем звукового состава слова «сом». Затем произносился первый звук, давалась его характеристика, выбиралась фишка нужного цвета. Мышкой фишка перетаскивалась в первую клеточку схемы. Так же разбирался 2-й и 3-й звук слова. Каждое действие ученика на компьютере вызывало реакцию компьютерного контролера - живого Карандашика, который радовался или огорчался действиям ученика.
Одно из самых полюбившихся первоклассникам заданий – разгадывание кроссворда. Выполнение этого задания направлено на закрепление умения проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры и умения мысленно соотнести слово с его схемой, в которой обозначены буквами только гласные звуки.
Работа с кроссвордом как с новым видом деятельности сначала была продемонстрирована на большом экране.
После появления на экране первого рисунка учащиеся хором произносили его название и говорили, в какой строчке кроссворда может находиться это слово, сначала строчка проверялась с помощью указки и только затем, мышкой переносился рисунок. Если работа выполнялась правильно – рисунок исчезал, а в кроссворде появлялось слово. Если работа выполнялась неверно – рисунок убегал на прежнее место.
После 2-х составленных совместно с классом кроссвордов данная работа была организована в парах. При составлении пар учитывался опыт ребёнка в работе с компьютером. Лучше всего организовывать работу в парах так, чтобы один из детей умел работать мышкой. Опыт показывает, что в классе таких детей больше половины.
Как уже отмечалось выше, пособие позволяет добавлять в свою среду материалы, подготовленные учителем и учащимися. Так, важную работу с понятиями, терминами позволяет организовать модуль пособия – Словарь.
Учителя начальных классов часто сталкиваются с тем, что дети часто неправильно толкуют, на первый взгляд, понятные им слова, невнимательно относятся к раскрытию понятий неизвестных слов. Ребёнок сводит объяснение смысла слова, в основном, к его описанию или подбору синонимов.
Учить умению объяснять значение слова точно и кратко – непростая задача для учителя. Чаще всего она решается, если учитель использует разные приёмы работы со словарём: поиск толкования понятия в словаре, создание индивидуального толкового словарика, создание классного толкового словаря и т.д. В 1 классе эта работа ведётся в основном на уроке, устно, т.к. дети ещё не умеют хорошо читать и писать. На просьбу учителя найти объяснение, какому-нибудь слову, откликаются только хорошо читающие дети, но без особого энтузиазма - данный вид работы для них очень сложен.
Перейти от устной работы к созданию электронного классного толкового словаря помог словарь пособия.
Учащиеся с удовольствием приняли такую форму. В нашем классе право внести слово в наш электронный словарик имеет ученик, который первым выполнит задание учителя и найдёт правильное толкование слова. На сегодняшний день, несмотря на то, что мы только недавно закончили изучение азбуки, все дети познакомились и работают с «Толковым словарём» Ожегова С.И., интерес к этой работе не иссякает.
Возможности данного издания огромны и нами ещё до конца не изучены, но суверенностью можно сказать, что использование на уроках электронных пособий такого типа будет способствовать развитию творчества, информационных, коммуникативных умений учащихся.
Литература.
- Методические рекомендации для учителей начальной школы по использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. С-П.: ЗАО «Телевизионное объединение «Продюсерский центр «Школа», 2004г.
- Руководство пользователя по работе с учебным электронным изданием «Начальная школа, 1-4 класс, Интегрированная учебная среда». С-П.: ЗАО «Телевизионное объединение «Продюсерский центр «Школа», 2004г.
- Густокашина
- Соколова Т.Е. Информационно – аналитические умения: система индивидуального мониторинга: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из научно-внедренческого вестника"Балашихинская гимназия №3 на пути создания "Нашей новой школы"."Составляем проверочный тест на уроке в начальной школе"
Статья из научно-внедренческого вестника...
Применение новых педагогических технологий на уроках в начальной школе.
В своём выступлении я рассказываю об использовании в своей работе нетрадиционных методов и форм организации обучения....
Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе.
Содержание:1. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе.2. Определение и виды ИКТ.3....
Повышение эффективности уроков в начальной школе путем организации групповой работы при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Проблема «умение учиться» у учащихся волнует каждого учителя начальной школы. И решить эту проблему на уроках мне помогает использование групповых форм работы. Известно, что ум...
Публичные выступления «Современный урок – в начальной школе в свете новых ФГОС нового поколения»
Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет являетсяурок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия п...
Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроках в начальной школе (из опыта работы)
Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроках в начальной школе (из опыта работы)...
Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроках в начальной школе (из опыта работы)
laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс с...