Новые возможности ИКТ на уроках в начальной школе.
статья на тему

Пилипенко Ольга Анатольевна

В статье рскрываются возможности использования учебного электронного издания "Начальная школа 1-4 класс" на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vozmozh_ikt.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новые возможности ИКТ

в начальной школе

Учитель начальных классов

Пилипенко О.А.

МАОУ «СОШ №1»

Современный урок не представляется без использования учителем ИКТ – технологий и это не случайно, т.к.  они позволяют повысить эффективность обучения, обеспечивают выработку учебно–познавательной мотивации школьников, развивают информационные и коммуникативные умения.

Об использование ИКТ на уроках в начальной школе в последнее время пишут очень много, но вся эта работа сводится, в основном, к применению мультимедиа продуктов созданных в программе PowerPoint. Однако в последнее время стали появляться новые средства обучения. Хочется поделиться опытом работы с одним из них.

Учебное электронное издание «Начальная школа, 1-4 класс»  разработанное ЗАО «Телевизионное объединение «Продюсерский центр «Школа» г. Санкт – Петербург, попало в нашу школу совсем недавно и стало объектом внимания учителей активно использующих ИКТ – технологии на уроках.

Чем заинтересовало нас это издание?

Во–первых, перед нами был не просто электронный учебник, перед нами была интегрированная учебная среда, разработанная именно для учителя и учащихся начальных классов, позволяющая как воспользоваться материалами издания, так и дополнить его своими работами.

В издании содержится:

  • комплект мультимедийных объектов для предметов «Математика», «Окружающий мир», «Русский язык»;
  • курс элементарной компьютерной грамотности;
  • набор заданий и развивающих игр к учебным курсам, позволяющих реализовать принцип индивидуального, дифференцированного обучения.

Во-вторых, тем, что возможности издания позволяли организовать работу как на одном, так и на нескольких компьютерах; защищали пользовательские данные от несанкционированного доступа; позволяли вести статистику работы учеников с заданиями; обеспечивали доступ к виртуальным портфелям учеников.

В-третьих, работа в данном издании позволяла систематизировать, структурировать  весь накопленный учителем материал, что значительно облегчало его поиск и подготовку к уроку; давала возможность организовать творческие работы – мультимедийные сочинения.

Конечно, идеально было бы использовать этот комплект в компьютерном классе, но мы используем его в классе начальной школы, где есть 1 компьютер, 1 монитор, проектор, smart – доска.

Наличие данных технических средств позволило нам организовать работу с пособием для демонстрации материалов на уроке с помощью проектора, а также для организации индивидуальной работы учащихся, работы в парах.

Использовать его можно на всех учебных предметах.

Мы представим примеры использования пособия на уроках обучения грамоте.  Данную работу получалось организовывать не на каждом уроке обучения грамоте, а 1-2 раза в неделю. На самом уроке работа с пособием велась 10 -15 минут.

Следует сразу сказать, что материал пособия может быть использован вне зависимости от того, по какой программе проходит обучение учащихся. Все задания по обучению грамоте даются в игровой форме и имеют разные уровни сложности. Задания разнообразны и позволяют отрабатывать с учащимися следующие темы: построение моделей звукового состава слов, подбор слов к моделям звукового состава слов, гласные буквы, деление слов на слоги, составление слов из данных слогов и т.д.

Звуковой анализ слова «сом» проводился с использованием большого экрана.

Сначала учащиеся рассматривали и определяли места расположения фишек и схем звукового состава слова «сом». Затем произносился первый звук, давалась его характеристика, выбиралась фишка нужного цвета. Мышкой фишка перетаскивалась в первую клеточку схемы. Так же разбирался 2-й и 3-й звук слова. Каждое действие ученика на компьютере вызывало реакцию компьютерного контролера - живого Карандашика, который радовался или огорчался действиям ученика.

Одно из самых полюбившихся первоклассникам заданий – разгадывание кроссворда. Выполнение этого задания направлено на закрепление умения проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры и  умения мысленно соотнести слово с его схемой, в которой обозначены буквами только гласные звуки.

Работа с кроссвордом как с новым видом деятельности сначала была продемонстрирована на большом экране.

После появления на экране первого рисунка учащиеся хором произносили его название и говорили, в какой строчке кроссворда может находиться это слово, сначала строчка проверялась с помощью указки и только затем, мышкой переносился рисунок. Если работа выполнялась правильно – рисунок исчезал, а в кроссворде появлялось слово. Если работа выполнялась неверно – рисунок убегал на прежнее место.

После 2-х составленных совместно с классом кроссвордов данная работа была организована в парах. При составлении пар учитывался опыт ребёнка в работе с компьютером. Лучше всего организовывать работу в парах так, чтобы один из детей умел работать мышкой. Опыт показывает, что в классе таких детей больше половины.

Как уже отмечалось выше, пособие позволяет добавлять в свою среду материалы, подготовленные учителем и учащимися. Так, важную работу с понятиями, терминами  позволяет организовать модуль пособия – Словарь.

Учителя начальных классов часто сталкиваются с тем, что дети часто неправильно толкуют, на первый взгляд, понятные им  слова, невнимательно относятся к раскрытию понятий неизвестных слов. Ребёнок сводит объяснение смысла слова, в основном, к его описанию или подбору синонимов.  

Учить умению объяснять значение слова точно и кратко – непростая задача для учителя. Чаще всего она решается, если учитель использует разные приёмы работы со словарём: поиск толкования понятия в словаре, создание индивидуального толкового словарика, создание классного толкового словаря и т.д. В 1 классе эта работа ведётся в основном на уроке, устно, т.к. дети  ещё не умеют хорошо читать и писать. На просьбу учителя найти объяснение, какому-нибудь слову, откликаются только хорошо читающие дети, но без особого энтузиазма - данный вид работы для них очень сложен.

 Перейти от устной работы к созданию электронного классного толкового словаря помог словарь пособия.

Учащиеся с удовольствием приняли такую форму. В нашем классе право внести слово в наш электронный словарик имеет ученик, который первым выполнит задание учителя и найдёт правильное толкование слова. На сегодняшний день, несмотря на то, что мы только недавно закончили изучение азбуки, все дети познакомились и работают с «Толковым словарём» Ожегова С.И., интерес к этой работе не иссякает.

Возможности данного издания огромны и нами ещё до конца не изучены, но суверенностью можно сказать, что использование на уроках электронных пособий такого типа будет способствовать развитию творчества, информационных, коммуникативных умений учащихся.


Литература.

  1. Методические рекомендации для учителей начальной школы по использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. С-П.: ЗАО «Телевизионное объединение «Продюсерский центр «Школа», 2004г.
  2. Руководство пользователя по работе с учебным электронным изданием «Начальная школа, 1-4 класс, Интегрированная учебная среда». С-П.: ЗАО «Телевизионное объединение «Продюсерский центр «Школа», 2004г.
  3. Густокашина
  4. Соколова Т.Е. Информационно – аналитические умения: система индивидуального мониторинга: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых педагогических технологий на уроках в начальной школе.

В своём выступлении я рассказываю об использовании в своей работе нетрадиционных методов и форм организации обучения....

Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе.

Содержание:1.     Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе.2.     Определение и виды ИКТ.3....

Повышение эффективности уроков в начальной школе путем организации групповой работы при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Проблема «умение учиться» у учащихся  волнует каждого учителя начальной школы.  И решить эту проблему  на уроках мне помогает  использование групповых форм работы. Известно, что ум...

Публичные выступления «Современный урок – в начальной школе в свете новых ФГОС нового поколения»

Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет являетсяурок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия п...

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроках в начальной школе (из опыта работы)...

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроках в начальной школе (из опыта работы)

laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс с...