Проектная работа в начальной школе
статья на тему
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа в начальной школе
Орлова Ирина Вячеславовна,
учитель начальных классов
ГБОУ школы № 359
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
- Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Задача учителя не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации. Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным).
Особенности детей младшего школьного возраста.
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).
Особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
5. Создавать группу не более 5 человек.
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
7. Учесть и избежать «подводных камней».
Библиографический список:
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
2. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
4. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.
5. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
6. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996, с.610.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности
7. http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа учащихся начальной школы.
Проекты- презентации учащихся 4 класса на тему "Ради этого стоит жить!"...
Организация проектной работы в начальной школе
Доклад на тему: "Организация проектной работы в начальной школе"...
Проектная работа в начальной школе.
В работе рассказывается о проектной деятельности в общем и в начальной школе....
Требования к содержанию и оформлению проектной работы в начальной школе
Работа должна содержать:титульный лист;оглавление;введение;основную часть;заключение;список используемых источников (список литературы);приложения Подробно об этом можно узнать из моей стат...
Проектная работа в начальной школе
Проектная работа в начальной школе...
Проектная работа в начальной школе
формирование ответственного и сознательного отношения к окружающей среде через проектную деятельность....
Тематические рукописные книжки (опыт проектной работы в начальной школе)
Из опыта работы над рукописными тематическими книжками с учениками начальной школы...