Проектная работа в начальной школе
статья на тему
формирование ответственного и сознательного отношения к окружающей среде через проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_uchitelya.docx | 46.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
профессионального самообразования
учителя начальных классов Агбаан Айсланы Дулушевны по проблеме
«Работа над экологическими проектами
в начальной школе»
Актуальность
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе.
Окружающий мир для ребенка является широким полем для исследовательской деятельности, открывая его новые возможности и таланты. И тут актуально внедрение в учебно-воспитательный процесс проектной деятельности, так как она в полной мере раскрывает каждого учащегося и делая его настоящим исследователем. Ребенок сам по природе любознателен, и ему это очень естественно – получать знания через работу над учебным проектом. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, преодоление трудностей, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов.
Цель: формирование ответственного и сознательного отношения к окружающей среде через проектную деятельность.
Разработать и апробировать систему формирования основ проектной деятельности младших школьников.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- Раскрыть сущность проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.
- Разработать экологические проекты по предмету «Окружающий мир».
- Изучить влияние проектной деятельности в формировании основ экологической культуры младших школьников
Проблема
- При каких условиях проектная деятельность способствует в учебно- воспитательном процессе младших школьников.
Предполагаемый результат:
В настоящее время процесс обучения связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проекты в младших классах формируют у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах.
Этапы работы:
- Анализ учебных тем предмета окружающий мир.
- Разработка основных методических принципов в преподавании основ окружающего мира.
- Создание методических пособий в помощь учителю.
- Создание программы по окружающему миру.
№ | Этапы | Содержание работы | Сроки | Результаты работы |
1 | Диагностический |
| 2004-2005 |
|
2 | Прогностический | · Определение цели и задачи работы над темой · Разработка системы мер, направленных на решение проблемы · Прогнозирование результатов | 2005-2006 | · Выступление на августовском заседании учителей начальных классов об актуальности значимости экологических проектов на уроках окружающего мира · Выступление на школьной научно-практической конференции с работами учеников (регулярно) |
3 | Практический | · Внедрение опыта работы · Формирование методического комплекта · Корректировка работы | 2006-2007, 2007-2008 | · Разработка заданий для индивидуальных и групповых работ на окружающего мира (создание экологических проектов) · Разработка открытых уроков по окружающему миру. |
4 | Обобщающий | · Подведение итогов · Оформление результатов работы · Представление материалов | 2008-2009 | · Выступление на заседании учителей начальных классов и учителей - предметников с докладом: «Работа над экологическими проектами в начальной школе» · Результаты апробирования методического комплекта практических заданий по экологическим проектам. · Результаты апробирования открытых уроков по окружающему миру. |
5 | Внедренческий | · Исследование опыта в процессе дальнейшей работы · Распространение опыта работы | 2009-2010, 2010-2011 | · Разработка методических рекомендаций по применению проектов уроках окружающего мира. * Выступления на семинарах, конференциях, совещаниях. |
«Работа над экологическими проектами в начальной школе»
Актуальность
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе.
Окружающий мир для ребенка является широким полем для исследовательской деятельности, открывая его новые возможности и таланты. И тут актуально внедрение в учебно-воспитательный процесс проектной деятельности, так как она в полной мере раскрывает каждого учащегося и делая его настоящим исследователем. Ребенок сам по природе любознателен, и ему это очень естественно – получать знания через работу над учебным проектом. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, преодоление трудностей, приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов.
Цель: Разработать и апробировать систему формирования основ проектной деятельности младших школьников.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- Раскрыть сущность проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.
- Разработать учебные проекты по предмету «Окружающий мир».
- Изучить влияние проектной деятельности в формировании основ экологической культуры младших школьников
Проблема
- При каких условиях проектная деятельность способствует в учебно- воспитательном процессе младших школьников.
Новизна
В настоящее время процесс обучения связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проекты в младших классах формируют у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах.
Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся
Современный этап развития мировой цивилизации обуславливает необходимость осуществления экологического образования подрастающего поколения, которое строится на базе экологического сознания. Формирование же бережного, ответственного и осознанного отношения к природной среде происходит на уроках окружающего мира.
Основная цель экологического образования – овладение знаниями формирующие экологическое сознание и мышление на основе активной жизненной позиции, которую необходимо развивать и закреплять. И поэтому я вижу необходимость внедрения современных технологий в учебно-воспитательный процесс.
И одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
В целом, как подчеркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчество и конкретного участия».
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Е.С. Палат дает следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».
Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще малы для проектирования. Но все же это возможно.
Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:
- Коммуникативный (умение спрашивать, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
- Интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);
- Оценочно-самооценочный (умение оценивать результаты, воспринимать критику и уважительно относиться к точке зрения другого человека)
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1 этап. Погружение в проект.
На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
2 этап. Организационный.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников или участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы или учащегося, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта.
3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, сбор данных. Изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.
4 этап. Обработка и формирование результатов проекта (презентация).
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы.
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Участники обсуждают и анализируют полученную информацию. Делятся мнениями. Задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
Особое внимание в начальной школе требует этап проектной деятельности – презентация проекта. Необходимо помочь ученикам произвести самооценку проекта.
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск.
Разработка и апробация проектов во внеклассной работе
В начальной школе проблему, на основе которой создается проект, подбирает и отрабатывает учитель. Мною метод проектов был введен в учебно-воспитательный процесс год назад. (в 2009-2010 уч. год)
Во внеклассной работе по предмету «Окружающий мир» учениками разработаны следующие проектные работы - « Поел сам, покорми птиц», «Жизнь леса», «Зимующие птицы нашего городка».
Обучающая цель этих проектов: сформировать знания о значении животных и растений в жизни человека, дать представления учащихся о родном крае, совершенствовать умения использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
Развивающая цель: развитие познавательной сферы личности школьника, а именно, развитие наблюдательности, памяти и внимания в процессе естественнонаучного наблюдения за животными, развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать полученные знания, развитие творчества и интеллекта.
Воспитательная цель: воспитание бережного отношения к животным, воспитание у учащихся личностных качеств необходимых для достижения поставленной цели и коллективной работы, а именно самостоятельности, воли, умению слушать других, принимать коллективные решения.
Дети с удовольствием отозвались участвовать в выполнении проектных работ, так как первоначальные знания были получены на уроках окружающего мира.
Чтобы увидеть эффективность проектной деятельности разберем работу над одним из проектов.
Для создания мотивации проектной деятельности дети прочитали в классе объявление: «Умникам и умницам, любознательным, ответственным, умеющим доводить дело до конца. Тем, кто любит искать, творить, «докопаться» до истины, предлагается работа исследовательского характера. Для этого надо участвовать в работе над проектом «Поел сам, покорми птиц ».
Цель данного проекта: познакомиться с жизнью птиц зимующих в городе Шагонар..
Совместно с учениками был оформлен паспорт проекта, представленный в таблице 1.
Таблица 1.
Паспорт проекта «Где зимуют птицы»
Руководитель и консультант проекта | учитель |
Участники проекта | Учащиеся 3 «б» класс |
Тип проекта | Творческий, экологический |
Форма работы | групповая |
Срок реализации проекта | Зимние месяцы |
Продукт проекта | Презентация «Поел сам, покорми птиц» |
В процессе работы над паспортом проекта, я разделила класс на группы(теоретики, наблюдатели, умельцы, агитаторы, спасатели), были распределены роли участников проекта, дети настроились на творческую деятельность. Учащиеся каждой группы получили задание. Содержание заданий было следующее:
- Изучить историю о птичьих перелетах.
- Представить разнообразие перелетных птиц, их виды.
- Узнать в какие страны улетают некоторые перелетные птицы.
- Найти загадки о перелетных и зимующих птицах.
- Помочь зимующим птицам.
- Оформить фотоматериалы о перелетных птицах.
- Сделать кормушки для зимующих птиц
При работе над проектом предпочтение было отдано групповой работе потому, что творческое взаимодействие детей друг с другом оказывает стимулирующее влияние на продуктивность творческого процесса и на развитие творческих качеств личности.
В групповом проекте дети работали над выполнением общего задания, но функции и обязанности каждого учащегося были четко обозначены. В этом проекте каждый ребенок внес частичку своего труда в создание общего «продукта». Так как дети в классе обладают разными способностями и возможностями, то и распределение заданий носило дифференцированный подход. Учащиеся при работе над заданием использовали справочную литературу: энциклопедии, справочники, пользовались интернетом. Дети приносили подобранный материал, обсуждали вместе с учителем, отбирали наиболее удачный. Когда был собран весь материал, дети совместно с учителем, приготовили презентацию по собранным материалам. Во время демонстрации слайдов представители творческих групп защищали свою работу.
После защиты проекта была организована рефлексия проектной деятельности. Дети задавали друг другу вопросы, заслушивался самоанализ творческих групп.
А вот следующий экологический проект по теме «Жизнь леса»
Цель проекта: повышение экологической грамотности учащихся через формирование о роли леса в жизни человека и природы.
Задачи: познакомить с особенностями растительного и животного мира лесов; которые возникли по вине человека; учить применять знания в новых условиях при создании творческого продукта-книги о жизни леса; развивать умение распознавать проблему и преобразовывать ее цель собственной деятельности; развивать познавательный интерес и активность, умение работать с литературой; формировать навыки исследовательской деятельности; учить публично выступать и представлять свой творческий продукт.
Учащиеся 4 класса.
Время работы над проектом: ноябрь, декабрь.
Проект охватывает следующие учебные темы по окружающему миру: «Леса России»; «Лес и человек»» «Жизнь леса».
Самостоятельная деятельность учащихся в проекте: работа с источниками литературы, поиск информационного и иллюстративного материала, рассматривание иллюстраций животных и растений, подбор к тексту иллюстраций, поиск в лесу «сигналов бедствия».
Роль учителя: создать условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся, сопровождать их в процессе проектной деятельности, обучать взаимодействию друг с другом, с учителем.
Прогнозируемый результат: создание книги «Жизнь леса»; формирование исследовательских, творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения публично выступать и представлять проект.
Описание проекта.
1-й этап. Подготовка.
- Экскурсия в школьный музей с целью знакомства с растительным и животным миром.
- Проведение классного часа на тему «В гости в Мудрой книге», цель которого - знакомство с историей происхождения книги и ее составными частями (данные знания пригодились учащимся при оформлении книги).
- Проведение урока внеклассного чтения на тему «Лес – наш лучший друг» (см. примечание), на котором учащиеся познакомились с произведениями писателей и поэтов о лесе. В ходе беседы выяснилось, что человек не всегда справедлив по отношению к нашему общему другу. Отслеживая экологические проблемы леса, учащиеся получили домашнее задание- рассказать родителям о создании книги, посоветоваться, какой материал она может содержать.
2-й этап. Планирование.
- Сбор идей и предложений о выпуске книги.
В результате обсуждения сформировались группы для проведения исследования «Сигналы бедствия в лесу» (группа получает задание: найти беспорядок в лесу и обсудить увиденное);
Группа для сбора информации о животном мире края (иллюстрации, интересные факты);
Группа для сбора информации о растительном мире;
Группа для оформления книги.
- Обсуждение собранного материала.
1 группа рассказывала о сигналах бедствия в лесу. В результате обсуждения пришли к решению: придумать и нарисовать для книги знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. 2-я группа рассказывала о проделанной работе и пришла к выводу: поместить в книгу заметки о животных, иллюстрации, используя собранный материал. 3-я группа, познакомив присутствующих со своими наработками, решила опубликовать в книге заметки о растениях, фотографии. 4-я группа поделилась идеями об оформлении книги, назначила главного редактора и художника-оформителя.
- Самостоятельная работа групп (каждая группа занималась оформлением своих страничек). Учащиеся получили домашнее задание – доделать свои странички и подготовиться к презентации.
3-й этап. Защита результатов.
Звучит запись «Звуки леса». Под музыку каждая группа озвучила свои странички.
4-й этап. Рефлексия.
Группы оценивали работу каждого участника. Учитель оценивал работу групп в целом.
Работа оценивалась по следующим критериям: активность; представленный иллюстративный материал; соответствие содержания и иллюстративного материала; полнота раскрытия темы; аккуратность оформления.
Приложение
Конспект урока внеклассного чтения на тему «Лес- наш лучший друг».
Цели: развитие интереса к тематике и содержанию произведений на данную тему; формирование произведений; формирование представлений об экологических проблемах леса, которые возникли по вине человека, и охранной деятельности людей в зоне лесов; развитие познавательного интереса, воспитание любви к природе, к культуре поведения.
Оборудование: слайды с изображением животного растительного мира; слайды на темы «Вырубка леса» и «свалка мусора в лесу»; толковый словарь.
Литература: А.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», Г. Скребицкий «На лесной поляне», А Плешков «Зеленые страницы».
Ход урока
- Сообщение темы и целей урока.
- Прочитайте тему нашего урока: «Лес -наш лучший друг».
Как вы понимаете смысл этой фразы? Кого в жизни мы называем другом? Прочитайте определение слова друг в словаре. Почему лес назвали другом? Что бы вы хотели узнать, обсудить по данной теме?
Как писатели в своих произведениях отражают тему леса, экологические проблемы леса, поведение людей в лесу-обо всем этом вы узнаете на уроке.
к | г | б | о | б | р | ж | л | е | с | з | а | я | ц |
р | н | е | и | а | в | х | о | х | л | а | т | к | а |
а | ё | р | ё | з | а | м | е | д | я | н | к | а | у |
п | з | н | м | ы | ш | ь | и | н | г | ш | м | е | л |
и | д | о | т | о | п | о | р | м | у | с | о | р | ь |
в | а | л | я | ё | ж | и | к | а | ш | к | а | и | д |
- Беседа по прочитанным произведениям ( с использованием компьютера).
–найдите в клетках слова из прочитанных дома произведений.
Хохлатка (показ слайда).
-Из какого произведения данное слово? (А. Онегов «Хохлатка».)
Откуда такое название у цветка? (Цветки у хохлатки небольшие, собраны в нарядную кисточку. И у каждого цветка будто небольшой хохолок. Поэтому и зовут цветок хохлаткой.)
Еж (показ слайда).
-Из какого произведения слово еж? (Г. Сребицкий «На лесной поляне».)
Какова тема данного произведения? (С приходом весны оживает все живое.)
Расскажите о приходе весны на лесную поляну.
Береза (показ слайда).
-В каком произведении упоминается слово береза? (Е. Тимошенко «Елочки-метелочки».)
О каком соке идет речь в рассказе? (Березовом.)
Откуда он берется? (Из ствола березы.)
Как бы вы поступили, если бы увидели надломленную ветку, молодое дерево?
Медянка (показ слайда)
-Из какого произведения данное слово? (В. Александров «август, август».)
Правильно ли поступили люди, убив змею? (нет.)Почему?
Что объединяет все эти произведения? (они все связаны с природой.)
- Работа над произведением А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Чтение рассказа.
Беседа.
-Чье поведение в лесу вы считаете правильным? (Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.)
Вот во что может превратиться лес (показ слайда.)
Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять. Они не гниют даже в земле. Нельзя бить бутылки. Об осколки могут пораниться животное. Для некоторых небольших зверьков бутылка может оказться смертельной ловушкой.
Показ слайда.
-какой еще вред может нанести лесу человек?
4. Проблемная ситуация.
-Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме леса идет речь.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Её и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились-
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон побежал…
О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?
После работы лесорубов лес выглядит таким образом (показ слайдов)
Какие чувства вызывают эти картины?
Ученые подсчитали, что на земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектаров леса. Это учаток длиной 2 км и шириной 100 м. Каждую минуту с земли исчезают столько леса! Это примерно пять городских парков. Посчитайте, сколько гектаров леса вырубят за 10 минут? (200 гектаров леса. Примерно 50 парков.)
А за час? (1200 гектаров. Это 300 парков.)
Может ли случиться так, что на земле совсем не останется лесов?
Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!
5. Поиск решения проблемной ситуации.
-Что мы можем сделать для того, чтобы спасти леса, чтобы все к природе относились бережно? (одной из гипотез решения проблемы является выпуск книги о жизни леса.)
6. Итог урока (по целям)
-Какие цели были достигнуты на уроке? Какой цели мы не достигли?
7. Домашнее задание.
Рассказать родителям о создании книги. Посоветоваться с ними: какой материал может содержать книга.
8. Рефлексия.
Продолжите фразу: «Я сегодня на уроке…»
Кроме групповой формы работы, проводилась и индивидуальная проектная работа. Описание проекта «Зимующие птицы нашего городка», работу выполнила ученица 3 класса Хорбаа Александра совместно с родителями.
Таким образом, каждая внеклассная работа, проведенная с использованием проектной деятельности является фундаментом прочного и качественного усвоения знаний и умений по окружающему миру. У детей повышается интерес к урокам окружающего мира и отношения к природе.
Мы проверили у младших школьников качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха (по методике Н.П Капустиной). Диагностика оценивается по 5-балльной системе и имеет следующие критерии: любознательность; я и школа; отношение к природе; прекрасное в моей жизни; прилежание. Критерии тестирования: | |||
5-это есть всегда | |||
4-часто | |||
3-редко | |||
2-никогда | |||
1-у меня другая позиция | |||
В результате оценивания каждый ученик имеет среднеарифметические оценки по 5 критериям методики. Как выявилось, что по сравнению с другими критериями показатели отношения к природе значительно повысились. Если 2008-2009 учебном году критерий «отношение к природе» составлял 4,4%, то в 2009-2010 учебном году уже 4,9%, повысился на 5 %. |
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Таким образом, организация проектной деятельности становится одним из определяющих факторов развития склонностей детей, способностей и интересов, вносит вклад в обеспечение вариативности начальной школы, делает современное обучение в школе личностно-ориентированным, учитывающим индивидуальные природные особенности детей.
В настоящее время, мы всем классом собираем материалы для составления нового проекта под названием «Девять драгоценностей Улуг-Хемского кожууна», планируем посетить совместно с родителями исторические, памятные места, где нам нужно собрать фото-, видеоматериалы.
Заключение
Выполнение младшими школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни. При разработке проекта реализуются возможности, проявляют полученные знания, способности и творчество.
Метод проекта помогает педагогу объединить и успешно решить различные учебные задачи: воспитательные, развивающие, образовательные, а затем – оценить приобретенные знания, умения, навыки.
Результаты эффективности применения проектной деятельности младших школьников во внеклассной работе можно увидеть в диаграмме уровни воспитанности. Из которого видно, что после включения в учебную деятельность метода проектов, уровень знаний к окружающей среде учащихся значительно повысился.
Таким образом, проектная деятельность эффективно влияет на учебно-воспитательный процесс.
Мои достижения
Подтверждением результативности и эффективности проектной деятельности является участие и награждение грамотами детей занявших 2 и 3 места. Награждены такие ученики - Кудер Чайыр, занявший 3 место в конкурсе рисунков «зеленая планета глазами детей»; Оюн Виктор, занявший 3 место по естествознанию в индивидуальном туре и 2 место по естествознанию в парном туре; Хорбаа Александра, занявшая 2 место в кожуунном смотре знаний отличников и ударников и 3 место в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я - исследователь» в 3 республиканской олимпиады развивающего обучении среди учащихся начальных классов. За хорошую подготовку победителей и призеров 2 кожуунной олимпиады развивающего обучения среди учащихся 3-4 классов наградили и учителя МОУ СОШ №1 г. Шагонара Даржай (Агбаан) Айслану Дулушовну.
Литература
Раздаточный материал «Проектная деятельность младших школьников» - Кызыл: ТГИП и ПКК МОН и МП Республики Тыва.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы, №6, 1995.
Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: из опыта работы. Пособие для учителя. // составитель Мельчаков Л.Ф. – М.: просвещение, 2003.
Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания: уч. Пос. для студ. Педвузов. – М.: изд. Центр «Академия», 2004.
Мазитова Л.А. Формирование у младших школьников экологического отношения к природе. // Начальная школа. – 2007, №6, с. 3-6.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.
Крылов А.С. что такое творческий проект и как над ним работать // учитель года. – Екатеринбург, 2002. – с.182.
Кленова И.В. Организация проектной деятельности учащихся младших классов с использованием инструментов ОТСМ-ТРИЗ (курс «Окружающий мир», 2 класс). http//jlproj.org
Новые педагогические и информационные технологии в системе образовании. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. Под ред. Е.С. Полат. – М.,: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа учащихся начальной школы.
Проекты- презентации учащихся 4 класса на тему "Ради этого стоит жить!"...
Организация проектной работы в начальной школе
Доклад на тему: "Организация проектной работы в начальной школе"...
Проектная работа в начальной школе.
В работе рассказывается о проектной деятельности в общем и в начальной школе....
Проектная работа в начальной школе
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации....
Требования к содержанию и оформлению проектной работы в начальной школе
Работа должна содержать:титульный лист;оглавление;введение;основную часть;заключение;список используемых источников (список литературы);приложения Подробно об этом можно узнать из моей стат...
Проектная работа в начальной школе
Проектная работа в начальной школе...
Тематические рукописные книжки (опыт проектной работы в начальной школе)
Из опыта работы над рукописными тематическими книжками с учениками начальной школы...