ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
статья на тему

Галимова Альманзора Михайловна

Особенности обучения чтению на немецком языке на начальном этапе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Чтение - занимает одно из ведущих мест в процессе обучения по использованию, важности и доступности, так как чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения [2]. Как известно, чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации, а также извлечение информации из письменного текста.

Чтение в процессе обучения немецкому языку на начальном этапе выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором - пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала.

Изучив методическую литературу, мы выделяем следующие особенности методики обучения чтению на начальном этапе:

  • изучение алфавита, букв, буквосочетаний как основы обучения;
  • обучение технике чтения, которая базируется на прочных связях графических (письменных), речемоторных и звуковых образов языковых явлений (слов, сочетаний слов, грамматических норм и синтаксических конструкций) с их значением;

Под техникой чтения понимается механизм соотнесения графических образов с их звуковым образом и значением. Методический стандарт содержит первостепенным обучение технике чтения вслух, затем про себя с полным или частичным пониманием. Это относится к особенностям обучения на младшем этапе.

Цель чтения вслух - научиться озвучивать текст. Буквы изучают по степени сложности обучение чтению соотносится с одновременным обучением написанию. Дети учатся писать каллиграфическим почерком и произносить в слогах, словах, речевых образцах [1].

Следующим этапом выступает чтение минитекстов. Все читается вслух, хором за учителем, ошибки исправляются сразу. Обучение происходит на полностью знакомом материале. Важное место при обучении чтению вслух играют образцы правильного чтения (за учителем, за диктором).

Методически оправданной на начальном этапе является использование упражнений для обучения навыкам чтения вслух, которая включает 4 вида упражнений [2]:

  1. вид - упражнения на чтение отдельных букв, особенно тех, по звучанию расходятся с графическим написанием;
  2. вид - упражнения вслух в чтении отдельных слов;
  3. вид - упражнения вслух в чтении отдельных РО;
  4. вид - упражнения вслух в чтении отдельных связных текстов. К особенностям обучения чтению на начальном этапе относится попутная отработка интонации и фразового ударения.

Следующей особенностью является переход к обучению чтению про себя - т.е. чтению со скрытой артикуляцией, которая происходит по схеме обучения читать сначала шепотом, затем про себя. Наличие у учащегося умения читать «про себя» является одним из показателей сформированное™ механизма чтения. В этот период обучения рекомендуется больше слушать и повторять за диктором, учить языковой догадке. На данном этапе происходит:

  • формирование уровня общего понимания текста т.е. понимание основного содержания несложных текстов, соответствующих возрасту и интересам учащихся к таковым в методической литературе относятся стихи, тексты песен, сказки, комиксы, рассказы, юмористические истории, личное письмо в детский журнал; догадываясь при этом о значении незнакомых слов с опорой на изобразительную и зрительную наглядность, лингвистическую догадку и реагируя на содержание как вербально, так и невербально;
  • формирование уровня полного детального понимания текста, а именно понимание полностью содержания небольших текстов - описание животного, простой кулинарный рецепт, стихи, сказки, комиксы, построенных преимущественно на знакомом учащимся языковом материале;
  • обучение поисковому чтению на элементарном уровне, т.е. обучение умению находить необходимую или интересующую информацию в тексте, читать её вслух или выписать.

Все методисты едины в том, что для эффективного чтения на немецком языке на начальном этапе необходимо сформировать основные базовые технологии работы с текстом, которые включают умения [1, 81]:

  • игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи,
  • прогнозировать и вычленять нужную смысловую информацию,
  • читать по ключевым словам,
  • использовать сноски и комментарии, встречающиеся в тексте,
  • интерпретировать и трансформировать текст.

К методическим особенностям обучению чтению на младшем этапе, относят сложившуюся методическую модель, которая включает 3 этапа [3].

  1. этап. Подготовительный. На этом этапе происходит побуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом. Дается точное задание и задаются временные рамки. Обозначаются приемы, облегчающие работу с текстом. Следует ориентировать учащихся на поиск знакомых слов, применять антиципацию т.е. предвосхищение.
  2. этап. Чтение текста. Представляет собственно чтение текста с целью понимания его основного содержания.
  3. этап. Контроль и использование в речи. Этап заключается в проверке понимания читаемого и использовании содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной форме, ответы на вопросы по прочитанному тексту.

Таким образом, знание методических особенностей и методической модели обучения будет способствовать быстрому формированию, прочному усвоению и совершенствованию навыков чтения на немецком языке на начальном этапе.

Литература:

  1. Булыгина, М. В. Теория и методика обучения немецкому языку в средней школе [Текст] / М.В. Булыгина. - 2008.
  2. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст] / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002.
  3. Уэст, М. Методика обучения чтению [Текст] / М. Уэст // Иностранный язык в школе. - 2009. - №3. - С. 46-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения

Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения...

Использование мнемонических приёмов при обучении чтению на английском языке на начальном этапе

Статья содержит описание использования мнемонических приемов при обучению чтению в начальных классах, сказку об английском алфавите, повествующую  о правилах чтения на английском языке,  и о...

Игры для обучения чтению на английском языке на начальном этапе

Игры для обучения чтению на английском языке на начальном этапе....

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития - чтение.Д.С. Лихачев Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и понимани...

Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе.

Специфика преподования иностранного языка  в начальных классах...