Особенности перехода в среднее звено в условиях ФГОС
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Особенности перехода в среднее звено в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности перехода в среднее звено в условиях ФГОС
Каждому взрослому человеку известно состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное.
И тогда человека одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного... Он находится в постоянном напряжении.
Каждому взрослому знакомо подобное состояние. Тогда становится легче понять психологическое состояние ребенка в трудный период его жизни -в промежуток перехода из начальной ступени обучения в среднее звено (между статусом младшего школьника и младшего подростка).
Как и взрослые, дети 10 – 11 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом; у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройствами сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Могут появиться состояние тревоги, капризы, проявиться более ярко любые «шероховатости» характера; упрямство, несосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п. Ребенку трудно. И взрослым тоже непросто с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье цепей, желаний, ожиданий.
Приход на экскурсию в среднюю школу, приобретение нового портфеля, пенала и прочих школьных аксессуаров придают некоторую определенность контурам школьного будущего пятиклассника и значительно успокаивают душевную сумятицу ребенка.
Для ребенка приход в школу — это своеобразное «оформление на должность» (по меткому выражению ТА. Нежновой). И должность эта весьма заманчива, но для большинства детей выступает своей внешней стороной. «Настоящий школьник — это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель Школьных Правил. Он слушает(ся) учителя, поднимает руку и получает отметки» — сыграть а такую игру жаждет практически любой будущий пятиклассник
Но достаточно ли психологически подготовлен обладатель подобных представлений для успешного начала обучения в средней школе?
Нам кажется, что в таком слишком поверхностном детском представлении о школе таится серьезная опасность и для ребенка, и для его будущего учителя. ?
Наш курс «Введение в школьную жизнь. Пятая ступенька» создан для того, чтобы на пороге средней школы, в промежутке между статусом младшего школьника и младшего подросткам, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника».
Это своеобразное посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.
Цель курса: формирование положительного отношения к школе.
Задача курса : Создание условий, способствующих успешному протеканию процесса адаптации учащихся пятых классов при переходе из начальной ступени обучения в среднее звено.
Курс состоит из четырех разделов:
Подготовительный этап:
Время проведения: IV учебная четверть
- Психологическая игра «Впереди у нас – пятый класс!»
- Открытые занятия для четвероклассников (химия, физика, история и др.)
Цель: повышение учебной мотивации (май)
- Экскурсия по средней школе (IV учебная четверть)
Основной этап:
Время проведения: I учебная четверть
- I раздел - 5 занятий, которые лучше проводить в период адаптации пятиклассников, т.е. в сентябре - ноябре ( 1 четверть).
Занятие состоит из нескольких частей :
1) интеллектуальная минутка (3 мин);
2) активизация познавательных способностей (15 мин.);
3) валеологическая пауза (5 мин);
4) развитие навыков сотрудничества и общения. (15 мин.)
5) Рефлексия (2 мин)
Общая продолжительность занятия- 40 мин.
II раздел – проведение «Недели пятиклассника»
III – раздел – диагностика учащихся 5 классов (начальный этап)
Результатами обучения на курсе является формирование навыков сотрудничества и общения, активизация процессов памяти, внимания, что является необходимым условием для успешного протекания процесса адаптации школьника к условиям среднего звена.
Содержание занятий курса «Пятая ступенька»
(II раздел)
№ пп | кол-во часов | тема занятия |
1 | 1 | «День знакомств» - Игра «Будем знакомы!» - Виртуальная экскурсия по школе «Путешествие по школе от А до Я» |
2 | 1 | «День правил» - Знакомство с правилами школьного этикета. Интеллектуальная игра «Этикет для подростков» |
3 | 1 | «День наук» Интеллектуальная игра «ШКОЛА» |
4 | 1 | «День класса» Психологическая игра «Планета моего класса» - Написание мини - сочинений «Моя новая школа» |
5 | 1 | «Школьный день» Интеллектуальная игра «Строим школу радости, школу успеха» Рисование на тему «Моя новая школа» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено
Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...
Методика комплексного экспресс-тестирования познавательных способностей при переходе в среднее звено (тестирование учащихся 4 классов)
Комплекс экспресс методик для определения уровня познавательных способностей учащихся с помощью которой, можно более точно определить индивидуальный уровень выраженности того или иного познавательного...

Родительское собрание в 4-м классе на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».
Родительское собрание на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе...

Буклет "Трудности адаптации при переходе в среднее звено" 2013-2014 уч. год
Рекомендации для родителей, учителей......

Диагностика готовности ребенка к переходу в среднее звено
Комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень...

Проблема преемственности начального и среднего звена в условиях ФГОС. Модель выпускника 4 класса
Доклад...

Педагогический совет по теме "Проблемы преемственности между начальным и средним звеном в условиях ФГОС"
Материал раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при переходе из 4-го в 5-й класс и способы их преодоления....