статья "Социализация младших школьников"
статья (1 класс) на тему
В данной статье говорится о необходимости социализации младших школьников и о способах решения этой проблемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_mladshikh_shkolnikov.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация младших школьников – важный этап
в формировании личности ребенка
Провоторова Е.Е. МОУ гимназия № 12
Учитель начальных классов
Часть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил названия социализации.
Социализация-усвоение социальных ценностей в процессе развития личности.
Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Социализация начинается в детстве, когда формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап.
Социализация-процесс, в ходе, которого накапливаются социальные навыки и знания.
Социализация объясняет происхождение человеческих отношений, обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующих в себе все противоречия и многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе, и быть свободным от него не может. Поэтому человек «существо социальное». Все человеческое поведение - прежде всего результат научения, или социализации.
В детстве ребенок проходит трудный путь познания мира, формирования личности, постоянно сталкивается с внешними препятствиями, с собственной беспомощностью, с неумением выразить свои чувства и стремления.
Начало школьного возраста - первая крупная перемена в жизни ребенка. Дети оказываются в совершенно новой ситуации. Новой и ведущей деятельностью становится учеба, расширяется общение, формируется характер, интеллект, жизненный опыт. Поэтому учителю начальных классов необходимо многое пояснять, рассказывать, сообщать, многому обучать. В начальной школе дети учатся приобретать знания, учатся быть самостоятельными, учатся умению оценивать себя.
Социализация в начальном образовании направлена на формирование компетенций – способности и готовности действовать на основе полученных знаний, умений и опыта деятельности.
В структуре начального образования выделяют следующие компетенции: познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая, информационная, личностная.
Познавательная компетенция формирует следующие качества ученика:
-способность осуществлять учебную деятельность
-умение запрашивать и искать недостающую информацию
-навык самоконтроля и самооценки
-умение находить ошибки в работе и исправлять их
-умение планировать свою деятельность
-готовность к решению творческих задач
Коммуникативная компетенция призвана формировать знание способов общения с окружающими, способность к осуществлению сотрудничества, понимания точки зрения другого, умение регулировать конфликты.
Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающее, с наличием нравственного опыта, сформированных представлений о добре и зле, толерантного отношения к окружающим.
Информационная компетенция подразумевает способность добывать недостающие знания и умения всеми культурными источниками информации.
Личностная компетенция позволяет ребенку стремиться к самосовершенствованию, познанию самого себя.
В своей работе с младшими школьниками стремлюсь создать педагогические и социально - психологические условия, позволяющие, учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
Для учеников 1класса основной задачей является формирование умения ориентироваться в новой социальной среде. Для этого провожу классные часы: «Я – ученик», «Давайте познакомимся», «Наш класс на перемене», «Права и обязанности школьников». Для развития коммуникативных способностей повожу ролевые игры: «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону». Для того чтобы научить решать возникающие проблемы: классные часы «Мы - дружные ребята», «Я и мои товарищи».
Часто разбираю жизненные ситуации: «Я - пешеход», «Я на улице». Для развития положительной самооценки провожу игру «Самореклама».
Работа по социальной адоптации учащихся проходит и в учебной деятельности. Так на уроках окружающего мира расширяется представление детей о природе, нормах жизни, ознакомление с правилами поведения во всех сферах жизни человека, идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром. Уроки здоровья также нацелены на формирование у ребенка понятия ценности здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
На уроках детской литературы, читая и разбирая статьи, рассказы, стихотворения, сказки дети учатся понимать прочитанные произведения и оценивать нравственные поступки людей, вопросы честности, дружбы, верности.
Использую работу в группах на различных уроках, которая учит детей доброжелательному отношению друг к другу, умению справедливо распределять обязанности и оценивать усилия каждого.
Навыки социального поведения приобретаются учениками и в подготовке к праздникам, в трудовой деятельности, при выполнении поручений.
Работа по социализации учеников начальной школы дает представление о нормах и правилах, существующих в обществе, учит чувствовать и понимать других людей, приобщать к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, помогает видеть ценность каждого и всего живущего на Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.
Развития воображения младших школьников. Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...