модель организации образовательного процесса по ФГОС НОО
статья на тему
способ организации комплексного образовательно-воспитательного пространства в единстве с внеурочной деятельностью и семьями учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
murataeva_izhevsk_statya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Муратаева КадрияДамировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 11» г.Ижевска
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ЕДИНСТВЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация:
описание опыта создания учителем начальных классов комплексной модели образовательно-воспитывающей среды в единстве урочной и внеурочной деятельности краеведческой направленности через сетевое взаимодействие с ДД(Ю)Т в организации внеурочной деятельности
Ключевые слова:
УМК «Перспектива», программа Н.В. Борлуковой «Краеведение», взаимодействие с культурно-просветительскими учреждениями, сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, внеурочная деятельность
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Базовые национальные ценности (малая Родина, народ и его история, семья, труд, искусство, религия, природа) должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей, способствуя сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России
В качестве основы для построения интегрированной комплексной образовательно-воспитывающей среды для младшего школьника средствами УМК «Перспектива», воспитывающего воздействия классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, родителей учащихся, педагогов дополнительного образования, культурно-просветительских учреждений представляет ценность авторская программа Н. В. Борлуковой «Краеведение. 2-4 классы », как синтез тем природоведческого, исторического, искусствоведческого содержания. Стержневыми являются темы «Я, моя семья, мои соседи» ( 2 класс), «Мой Ижевск» (3 класс), «Моя Удмуртия» (4 класс), объединяющие следующие содержательные линии « Природа моего края», «История края», «Культура и традиции народов», ««Почему языки такие разные?», « Межэтническое общение», « Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности», «Я исследователь».
Содержание позволяет осуществить интегрирование изучения тем программы «Краеведение» в содержание всех учебных предметов УМК «Перспектива» (в нем авторским коллективом тоже заложена краеведческая направленность образования и воспитания),использовать как основу для построения системы воспитывающей деятельности классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, педагогов дополнительного образования при организации внеурочной деятельности младшего школьника по ФГОС НОО.
В содержание предмета «Окружающий мир» УМК «Перспектива» включены понятия «культура» и «человек». Темы «Я и моя семья», «Моя семья-часть моего народа», «Мы - семья народов России» ( 1 класс), «Мы – союз народов России» ( 2 класс), обеспечивают формирование отношения к семье как основе общества, знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи, формирование культуры межэтнического общения, уважения к истории и образу жизни представителей народов России. В разделах «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето» (2 класс) организовано знакомство с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с изменениями в природе.
Усиление воспитывающего воздействия духовно-нравственных и культурных народных ценностей в теме «Народные праздники» программы «Краеведение» возможно через экскурсии, посещение мастер-классов по декоративно-прикладным ремеслам в центре «Галерея», праздника «Рябиновый разгуляй» в ДД(Ю)Т , в музее-комплексе «Лудорвай», поездку «В гости к Тол Бабаю» в Шаркан, походы в культурно-просветительские учреждения. Это обеспечивает для младшего школьника общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов, возможность позиционирования себя как носителя определённой культуры, исторически связанного с родной землей и поколениями предков. Раздел «За страницами учебника» актуализирует базовые семейные ценности, возможность творческого взаимодействия с семьями учащихся при организации воспитательной работы в классе (праздники «Мы все разные, но все же первоклассные!», «День Здоровья», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Родной и единственной посвящаем!»), музейные культпоходы, встречи с интересными и значимыми земляками. Использование проектной технологии («Моя родословная», «Семейные реликвии») позволяет учащимся собрать и представить материал в творческой форме (стенгазета, фоторепортаж, компьютерная презентация).
Учебники «Русский язык», «Литературное чтение» позволяют изучать русский язык как средство межнационального и международного общения, наблюдать за изменениями значения слов, учиться правилам коммуникации и в то же время осваивать систему правил родного, русского, иностранного языка. Включение тем программы «Краеведение» ( в разделе «Почему языки такие разные?» есть темы «Язык и география», « Какие языки похожи друг на друга? Как определить родственные языки? Как возникают родственные языки?») позволяет конкретизировать содержание понятий «родной язык» и «государственный язык», назвать языки народов Удмуртии, предложить правила общения людей разных национальностей, назвать слова приветствия, прощания, знакомства, предложения дружбы, извинения, просьбы и т.д. ( на родном для ребенка языке ), послушать их звучание на разных языках
Тексты подобраны так , чтобы ученики имели возможность наблюдения традиций, единства нравственно-эстетических и морально-этических ценностей разных народов. Использование сочетания чтения со звучанием народной музыки, знакомством с творчеством художников и демонстрацией образцов декоративно-прикладного творчества разных народов способствуют социальной, межэтнической, межкультурной коммуникации учащихся. Произведения разделов «Мы идем в библиотеку» («Пословицы и сказки народов родного края о дружбе), «Жизнь дана на добрые дела», «Лад и согласие – первое счастье», «Мои самые близкие и дорогие» на уроках литературного чтения, «Народный календарь» на уроках окружающего мира, « Народные промыслы», «Земля - наш отчий дом», «Человек и человеческие отношения» на уроках ИЗО, «Искусство дарит людям красоту», «Передача радости и веселья в рукотворных изделиях» на уроках технологии, акцентируют роль образования, труда, творчества в жизни человека. Параллельное использование тем программы «Краеведение » позволяет актуализировать основы культуры межэтнического общения (« Как знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями», « Способы решения спорных вопросов в соответствии с принципами толерантности», « Народные игры и общение»).
На уроках математики, одновременно с освоением предметных знаний, учащиеся выполняют дешифровку слов, текстов с нравственными понятиями, нормами поведения, культуры речи, фамилиями великих российских деятелей науки и культуры. Краеведческий материал позволяет составление учащимися в творческом домашнем задании аналогии, чтение дополнительной литературы для составления краткого рассказа о знаменитом земляке, последующее проведение игры «Поле чудес».
Внеурочная деятельность учащихся в данной модели реализуется за счет сетевого взаимодействия с учреждениям дополнительного образования (ДД(Ю)Т «Краеведение. Туризм»,РЭБЦ «Путешествие с животными зоопарка»), применения различных форм работы по программе (теоретические и практические занятия, подвижные и интеллектуальные игры, экскурсии, мастер-классы , культпоходы в культурно-просветительские учреждения города и республики, общественно полезные практики, туристические прогулки и поездки по городу Ижевску и Удмуртии), способствует формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, обеспечивает готовность младшего школьника к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Таким образом, для воспитания, социально-педагогической поддержки, становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России может быть построена на краеведческой основе модель организации образовательного процесса в начальной школе в единстве урочной и внеурочной деятельности при интеграции возможностей УМК «Перспектива», единства воспитывающей деятельности классного руководителя и родителей, сетевого взаимодействия с учреждениями
дополнительного образования.
учитель | Классный руководитель | Воспитатель ГПД | семья |
УМК «Перспектива» | |||
1.Краеведческая направленность предметов в УМК 2.Использование проектной технологии, исследовательской деятельности | 1.экскурсии 2.посещение мастер-классов 3.туристические поездки , походы, турслеты 4. встречи с интересными и значимыми земляками 5. классные (клубные) часы, интеллектуальные игры 6. подвижные игры разных народов | 1.Использование проектной технологии 2.«За страницами учебника» «Семейное чтение» 3.КТД | |
сетевое взаимодействие с учреждением дополнительного образования (ДД(Ю)Т, РЭБЦ) | |||
3.Мастер-классы по темам уроков технологии и ИЗО | Программы внеурочной деятельности | КТД, Праздник «Рябиновый разгуляй», походы, турслеты, общественно полезные практики | |
авторская программа Н. В. Борлуковой «Краеведение. 2-4 классы » | |||
«Я, моя семья, мои соседи» ( 2 класс) | «Мой Ижевск» (3 класс) | «Моя Удмуртия» (4 класс) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые правила для учителя при организации образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
В данной работе рассматриваются первые правила для учителя начальных классов при организации учебного процесса в рамках введения ФГОС НОО. Здесь вы найдте рекомендации по проектированию рабочей ...
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Определение. Основной результат....
модель организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе на краеведческой основе
описание модели взаимодействия участников образовательно-воспитывающей деятельности при реализации ФГОС НОО...
Средовый подход к организации образовательного процесса на уроках математики в условиях ФГОС
Средовый подход к образованию – дошкольному, школьному и особенно, к образованию непрерывному уже зафиксирован как перспективный на уровне «Всемирных докладов по образованию» ЮНЕСКО. Так что эта тема ...
Обобщение опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах условиях перехода на ФГОС ».
Целью обобщения опыта является формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение ...
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
Педагогическая статья содержит подробное описание требованийФГОС НОО, СанПин к созданию благоприятных условий для адаптации детей в школе, снятия статического напряжения школьников при одновреме...
модель организации образовательной деятельности в рамках фгос начальной школы
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное ...