Технология РКМЧП
учебно-методический материал по теме
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Презентация, поясняющая данную технологию, составлена по материалам курсовой подготовки (ГОАУДПО ВО "ВИПКРО им. Л.И. Новиковой", доцент кафедры начального образования Козина Е.В.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология РКМЧП | 682.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий ( КСО, развивающего обучения, сотрудничества). Технология РКМЧП - система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия , понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. (Г.К. Селевко ) Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих э ффективно взаимодействовать с информационной реальностью . ( И.О. Загашев )
Цели технологии РКМЧП: 1) Развитие аналитического, критического мышления: умение выделять причинно-следственные связи; отвергать ненужную или неверную информацию; быть честным в своих рассуждениях; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предложения и личного мнения; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; избегать категоричности в утверждениях и т. д. 2) Закладывание основ для формирования грамотного , квалифицированного, интеллигентного читателя . 3) Стимулирование самостоятельной, поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Особенности технологии РКМЧП: 1) Не присвоение «готового » знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения . 2) Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим . 3) Умение мыслить критически ( объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте ). 4) Партнерские отношения между ведущим ( библиотекарем, педагогом) и обучаемыми. Позиция ведущего – координатор, консультант-помощник ( фасилитатор ).
Базовый дидактический цикл, положенный в основу технологии РКМЧП, состоит из 3-х этапов : 1 ). «Вызов» ( этап актуализации имеющихся знаний). 2 ). «Осмысление» ( этап взаимодействия на основе содержания текстов). 3 ). «Рефлексия» ( этап размышления, оценки).
Форма – это устанавливаемый порядок организации актов, процессов, действий. Формы организации, используемые в технологии РКМЧП : статичные пары, пары сменного состава (динамичные), статичные группы (литературные кружки), мигрирующие группы, центры активного обучения, индивидуально-групповая форма «Мозаика» (« Зигзаг», «Четверки», «Сороки») и др.
Метод – это способ взаимодействия учителя и учащихся для более эффективного достижения цели. Приём – часть метода. Методы, используемые в технологии РКМЧП: мозговой штурм, синтез идей, академическая дискуссия, диалог с текстом, полилог , метод литературной дидактической игры, групповой исследовательский проект, сократический метод и др .
Учебная стратегия – это совокупность методов, выстроенных в определённой последовательности и направленных на достижение определённых ориентиров. Учебные стратегии в технологии РКМЧП : 1 ) Чтение с остановками. 2 ) Тщательное чтение. 3 ) Стратегия «Инсерт ». 4) Стратегия З Х У. 5 ) Стратегия Р А Ф Т. 6 ) Стратегия «Кластеры ». 7) Стратегия «Пирамида критика ». 8) «Толстые» и «тонкие» вопросы. 9) Стратегия «Шесть шляп критического мышления». 10) Стратегия «Бортовой журнал» и т.д .
Чтение с остановками . Схема реализации данной стратегии: 1 . Искренний рассказ учителя о личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д .). Это должен быть сюжет, а не описание своих чувств . Длится не более трех минут. 2 . Обсуждение названия произведения. - Почему именно так называется произведение? - Что , как кажется, учащимся может произойти в рассказе с таким названием? 3 . Учитель заранее выделяет в тексте 2-3остановки. Размер текста не должен превышать 4-6страниц. Во время остановок учитель задаёт заранее заготовленные вопросы , которые побуждают учеников к критическому мышлению: « Что заставило героя поступить именно так?», « Как дальше будут разворачиваться события?», « Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний». 4. После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор 2-4 цитаты (или пословицы), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Детям нужно выбрать одну из пословиц – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту и обосновывать свой выбор.
В пустых окошечках школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста . В начальных классах эта схема должна быть нарисованным деревом с «листиками-предсказаниями». Приём «Дерево предсказаний »
Тщательное чтение . Стратегия «Инсерт ». Маркировка текста условными значками по мере его чтения. Данная стратегия помогает отделить известную информацию от неизвестной (знание от незнания ). Схема реализации данной стратегии : Вдумчиво прочитать текст. Прочитать текст ещё раз, дела пометки на каждой строчке. Ответь на вопрос «Что нового ты узнал ? Условные знаки: «V» - уже знал «+» «!» - новое «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы Для 1 класса печатать текст по строчкам и ввести только 2 условных знака – «уже знал», «новое».
Стратегия З Х У : Используется в работе с печатным текстом. Ее графическая форма отображает три фазы технологии РКМЧП : вызов, осмысление и рефлексия . Учащиеся фиксируют ключевыми словами, фразами известную информацию в 1 столбике ( 3-4 мин .) (до чтения текста на этапе «Вызова ») Обсуждение раздела – графы «Знаю» в группах или с учителем фронтально. Заполнение второй графы индивидуально на местах, далее в группах, затем фронтальное обобщение. Работа с текстом ( «тщательное чтение» или «Инсерт»; выделение новой информации ). Заполнение третьей графы «У» (узнал). Обобщение изученного материала в группах и выводы фронтально ( этап «Осмысления »). Если изучаемый текст не позволяет ответить на все вопросы, то выделяется блок «Осталось узнать» и определяется круг возможных способов получения информации. Составляется карта поисковой деятельности, выполняются проекты ( этап «Рефлексии»). «З» Знаю «Х» Хочу узнать «У» Узнал 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Осталось узнать: 1. 2. Источники информации:
Стратегия Р А Ф Т : Р – роль (в какой роли ученик выступает на уроке?) А – аудитория (кем является аудитория?) Ф – форма (в форме чего проводится?) Т – тема (какая тема выступления?) Стратегия «Кластеры »: графический прием систематизации материала . Мысли « гроздятся » - располагаются в определенном порядке. Рисуется модель солнечной системы: звезда в центре - это тема , вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, далее у каждой планеты - спутники и т.д . ( есть сходство с паутинкой темы).
Стратегия «Пирамида критика»: Пирамида является основой для создания связного текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей. Вопросы – план текста: О чем произведение? (одно слово) Какой у произведения характер? (два слова) Место и время действия. (три слова) Главные события. (четыре слова) Главные герои, какие они? (пять слов) Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов) О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку) Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов ).
«Толстые» и «тонкие» вопросы: учит грамотно формулировать вопросы к тексту и умело их ставить . Задания учащимся могут быть предложены следующие: группировка вопросов (разбивка в 2 столбика: толстые/ тонкие), постановка к тексту вопросов ( сначала – 3 тонких, потом- 3 толстых), замена тонких вопросов на толстые и наоборот и др. Различие « толстых» и «тонких » вопросов: ? Толстые вопросы ? Тонкие вопросы В эту графу записываем вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Почему? Зачем? Как ты думаешь? Какова связь между ……? и т.д . В эту графу записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Который сейчас час? Что произошло? Где? Когда ? Сколько?
Стратегия « Шесть шляп критического мышления »: Класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на один и тот же текст. Белая шляпа − фактологическая . В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах. (Назовите главных героев, ответьте на «тонкие» вопросы, составьте подробный пересказ). Красная шляпа − эмоциональная. Ответ ученика: «Вот что я чувствую по поводу данного текста». (Какие чувства испытывали? Изобразите чувства в цвете, в радуге). Черная шляпа − критическая. Ученик занят поисками того, что в данном тексте неправильно, ошибочно. (С чем не согласны в тексте? Что не понравилось? Назовите отрицательных героев). Желтая шляпа − позитивная. Ученик занят поиском положительных моментов в тексте. (Что понравилось? Что полезного узнали? Какие герои положительные?) Зеленая шляпа − творческая. (Придумайте другое название, составьте «Пирамиду критика», « Синквейн », отзыв). Синяя шляпа − аналитическая. (Назовите главную мысль текста, разделите на части, составьте план, ответьте на «толстые» вопросы»). Предложите каждой из шести групп выбрать шляпу определенного цвета (или по жребию) и проанализировать текст в соответствии со способом мышления, характерным для цвета выбранной шляпы.
Стратегия «Бортовой журнал»: обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым ученики во время чтения записывают свои мысли. При чтении, во время пауз и остановок, ученики заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим личным опытом . Используется чаще всего в старших классах. В начальной школе применяется в виде блокнота на верёвочке с ручкой во время записи своих наблюдений на экскурсиях.
Технология РКМЧП является общепедагогической, надпредметной, интерактивной, что делает её очень актуальной для формирования УУД согласно требованиям ФГОС!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП с презентацией в 3 классе "В.П. Астафьев "Капалуха"
Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007....
Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.
1. Название разработки - уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....
Урок литературы.2 класс Л.Воронкова "Что сказала бы мама?" (технология РКМЧП)
Урок построен на основе технологии РКМЧП....
Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"
Мастер-класс как интерактивная форма профессионального взаимодействия педагогов....
Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"
Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагогов....
Урок окружающего мира с использованием технологии РКМЧП
Урок окружающего мира в 4 классе (УМК "Начальная школа 21 века) с ипользованием приемов технологии развития критического мышления....
Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка
Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка...