Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь2
рабочая программа по теме
В программе представлена тематика внеурочных заняти по классам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности | 72.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
г. Донецк, Ростовская область
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол
№1от 31 августа 2012г
_____________ Т.А. Кузнецова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектно – исследовательское направление
тип программы: комплексная
«Я – исследователь»
( 1 – 4 класс)
Белова Ирина Петровна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
г. Донецк
Ростовская область
2012 г.
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Программа “Я - исследователь” создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова. Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности и опирается на идеи образовательной системы «Начальная школа XXI века».
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель программы:
создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
- Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.
- Развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей к участию на всех этапах исследовательской деятельности детей: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Место курса «Я - исследователь» в учебном плане.
Программа «Я - исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектно-исследовательская деятельность». В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №7 на исследовательскую деятельность в 1- 4 классах отводится 1 час в неделю.
Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектно-исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, подготовки и реализации проектов и т.д. Проектно-исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, интервью, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, портфолио учащихся.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- Исследовательская деятельность
- Игровые технологии
- Проектная технология
- Технология сотрудничества
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Результаты первого уровня (1 класс)
Предполагает приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня(2 – 3 класс)
Предполагает формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (4 класс)
Предполагает приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.
Личностные и метапредметные результаты проектно-исследовательской деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
3. Тематический план программы
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||||
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | ||||||||
Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1. 1.1 1.2
| Проект Науки которые нас окружают | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 | Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. | ||||
Символы Малой Родины | 1 | 1 | 2 | ||||||||
2. 2.1 2.2 | Структура учебно-исследова- тельской деятельности | 34 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. |
Учимся делать проекты | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||
Геология родного края. | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | |||||
3 3.1 3.2 3.3 | Самостоятельная исследовательская практика | 47 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | Развитие умений высказывать суждения и делать индуктивные, дедуктивные умозаключения и по аналогии. |
Мы исследователи | 2 | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 | |||||
Основные источники получения информации. | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Времена года. | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | |||
4 4.1 4.2 4.3 4.4 | Мониторинг исследовательской деятельности учащихся | 46 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. Исследование связи времен года и народных примет. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии. | ||
Методика оформления результатов исследования. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
Животный мир и растительный. | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Тематические учебные исследования. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
Экология Кубани. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Итого: | 135 | 13 | 20 | 12 | 22 | 14 | 20 | 14 | 20 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 часа)
Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятия 4-5.
Тема: Школа почемучек.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятия 6-7.
Тема: Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Занятия 8-9.
Тема: Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Занятия 10-11.
Тема: Любимое число. Игры с числами.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел.
Занятия 12-14.
Тема: Проект «Алфавит».
Организация выставки книг в алфавитном порядке.Азбука в картинках.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит
Занятия 15-16.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка
Занятия 17-19.
Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг
Занятия 20-23.
Тема: Проект «Растения».
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Кубани.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Занятия 24-25.
Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия: симметрия.
Занятие 26-31.
Тема: Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта.
Моя любимая сказка.
Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.
Сочиняем сказку.
Театрализация сказки. (2 часа)
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.
Занятие 32-33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
2 класс (34 часа)
Теоретический блок
Занятие 1.
Тема: Что такое исследование?
Кто такие исследователи?
Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий
Занятие 2.
Тема: Основные методы исследования. Как задавать вопросы?
Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования
Развитие умения видеть проблемы.
Занятие 3.
Тема: Коллективная игра-исследование
Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения
Занятие 4.
Тема: Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования
Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований
Занятие 5.
Тема: Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления
Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления
Практический блок
Занятие 6-10.
Тема: Путешествие в Загадкино.
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 11-15.
Тема: Что такое Новый год?
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 16-20.
Тема: У меня растут года…
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 21-25.
Тема: Меры длины.
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 26-30.
Тема: Знакомые незнакомцы (озеленение)
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 31-33.
Тема: Праздники в России.
Работа над проектом в соответствии с этапами
3 класс (34часа)
Занятие 1-2.
Тема: Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях.(2 ч)
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.
Практика:анкетирование учащихся, опрос.
Занятие 3-4.
Тема: Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».
Занятие 5-6.
Тема: План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика:определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.
Занятие 7-9.
Тема: Основные источники получения информации. (3 ч)
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Занятие 10.
Тема: Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(1 ч)
Практика:правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Занятие 11.
Тема: Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Занятие 12.
Тема: Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.(1ч)
Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».
Занятие 13-14.
Тема: Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.
Занятие 15-16.
Тема: Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft PowerPoint. (2 ч)
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама».
Занятие17 .
Тема: Исследование числа.- 1ч
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 18.
Тема: Исследование суммы, произведения. - 1ч
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 19.
Тема: Исследование «Лексическое значение слов» .- 1ч
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 20.
Тема: Исследование «Орфограммы в корне слова» .- 1ч
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 21.
Тема: Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .- 1ч
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 22-23.
Тема: Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .- 2ч
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 24-25.
Тема: Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 26-27.
Тема: Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя»- 2ч
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 28.
Тема: Исследование «Наш город-тыл».- 1 ч
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 29.
Тема: Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» -1 ч
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 30.
Тема: Исследование « Труд в моей семье» - 1ч
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 31-32.
Тема: Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». – 2 ч
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 33.
Тема: Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний.
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 34.
Тема: Итоговое. Чему мы научились за этот год. (1 ч)
Работа над проектом в соответствии с этапами
4 класс (34часа)
Занятие 1-2.
Тема: Моя Малая Родина. Символы Ростовской области: герб, флаг, гимн.
Понятие о символах края.
Понятия: герб, флаг, гимн.
Занятие 3-5.
Тема: Известные люди моего города. История войны в истории моей Малой Родины.
Понятия: герои-освободители Ростовской области и станицы Гундоровская. Космонавты, спортсмены, шахтеры.
Занятие 6-8.
Тема: Выдающиеся землепроходцы и исследователи Ростовской области.
Понятия: землепроходцы, исследователи.
Занятие 9-10.
Тема: Времена года и народные приметы и традиции Донского казачества.
Понятия: народные приметы.
Занятие 11-14.
Тема: Дон православный.
Понятия: православные храмы и монастыри на Дону
Занятие 15-16.
Тема: Геология родного края. Холмы и равнины Ростовской области.
Понятие: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра,
холмы, овраги (балки) и равнины Ростовской области.
Занятие 17-18.
Тема: Почвы и природные зоны южного региона. Полезные ископаемые.
Понятия: виды почв, многообразие почв на территории области, отличительные особенности природных зон, угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.
Занятие 19-20.
Тема: Реки и моря Ростовской области.
Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.
Занятие 21-26.
Тема: Растительный мир родного края.
Мир деревьев степей и лесостепей. Деревья и кустарники степей. Самые древние травы наших степей. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.
Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.
Занятие 27-32.
Тема: Животный мир родного края.
Млекопитающие степей и лесостепей. Птицы Ростовской области. Земноводные, живущие на территории Ростовской области. Насекомые. Мир рыб.
Понятия: природное сообщество.
Занятие 33.
Тема: Экология Ростовской области.
Понятия: экологическая проблема.
Занятие 34.
Тема: Почитаем – поиграем. Проект «Природа Ростовской области».
Работа над проектом в соответствии с этапами
Формы подведения итогов реализации программы:
Модули | Форма предъявления результата | Форма контроля | Инструмент для оценки |
Познавательные процессы
| Общественный смотр достижений | Батарея тестов | Психологические тесты |
Исследовательские умения | Портфолио Папка исследователя | Наличие материала по исследованию. Мониторинг исследовательских умений. | Критерии написания исследования, Методики А.И.Савенкова |
Коллективное творчество | Коллективная творческая работа | Педагогическое наблюдение | Карта наблюдений |
Самостоятельная исследовательская практика | Публичная презентация результатов проведенного исследования | Конференция | Критерии публичного выступления |
Наблюдения, опыты и эксперименты | Отчет о проведении опыта Протокол эксперимента | Педагогическое наблюдение | Карта наблюдений |
Методические рекомендации
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Я - исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я - исследователь» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Принципы подбора тем исследовательских проектов
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании.
Общие требования к исследовательской работе учащихся
Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:
- Четко сформулирована цель исследования.
- Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
- Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.
- Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
- Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
- Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.
- Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.
- Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.
- Исследование должно демонстрировать наличие теоретических
(практических) достижений автора. - Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
- Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита — итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:
- информационно-реферативные;
- проблемно-реферативные;
- экспериментальные;
- природно-описательные;
- исследовательские.
Содержание программы «Я - исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
Материально-техническое обеспечение программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | |
1 | Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г. |
2 | Битянова М.Р. Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998 |
3 | Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос, 1994. |
4 | Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. - АСТ, Хранитель, Прайм-Еврознак, Харвест, 2008 |
5 | Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2001 |
6 | Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2006 г.. |
7 | Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005. |
8 | Савенков А.И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара, «Учебная литература», 2005 г. |
9 | Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2004. |
10 | Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002 г. |
2. Печатные пособия | |
1 | Плакаты, буклеты, географические и исторические карты; |
3. Технические средства обучения | |
1 | Компьютер, принтер, сканер, слайдер. |
4. Экранно-звуковые пособия | |
1 | Мультимедийный проектор |
5. Оборудование кабинета (-ов) | |
1 | Натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; |
2 | Гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; |
3 | Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; |
4 | Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. |
Интернет – ресурсы для реализации программы
- Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
- Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
- Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
- «Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
- Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
- Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...