Балльно – рейтинговая система как средство стимулирования.
статья по теме
Вопрос об объективности традиционной пятибалльной шкалы и о преимуществах балльно – рейтинговой системы оценивания в последнее время все чаще обсуждается педагогами. В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо вложить в нее другой смысл, чтобы школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ballno-reytingovaya_sistema.docx | 333.59 КБ |
dnevnik_dostizheniy.docx | 46.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Балльно – рейтинговая система как средство стимулирования.
(Семенова Надежда Валентиновна;
ГБОУ школа № 655 Приморского района Санкт – Петербурга)
В мотивации младшего школьника учиться и ходить в школу одно из первых мест занимает отметка. Но судить об объективности отметки и связать отметку со своими знаниями могут далеко не все дети начальной школы, особенно в первом и втором классах. Часто дети говорят, что надо получить хорошую отметку, чтобы не огорчать родителей. И, если они получают не «5», идут с урока обиженные на учителя, который, как они думают, необоснованно снизил отметку.
Кроме того, часто отметка становится причиной сложившегося мнения о ребенке, и многие ученики, видя такое отношение, стремятся получить высокую отметку только для того, чтобы к нему относились положительно. Другие дети, получающие чаще низкие отметки, привыкают к своим неудачам, теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.
Замечательный педагог Шалва Александрович Амонашвили так сказал об отметочной системе:
« Я различаю эти вещи - оценку и отметку. Оценка - процесс, вид деятельности, а отметка - материализованная реальность этого процесса. Даже некоторые учителя путают значение этих слов, говоря, например, что поставили три оценки. Оценку можно произвести, отметок можно ставить хоть сколько. Надо просто учиться, взращивать в детях оценочные суждения и поступки, то есть качества личности. Не бывает среднего балла в знаниях. Человек либо знает, либо нет. Отметка - тромб в познавательной деятельности ребенка, это стресс. Если мы сможем освободить хотя бы начальную ступень школы от града отметок (даже "пятерки" - град), которые ведут к искажению нравственности человека, то мы все только выиграем, потому что жизнь ребенка без отметки есть чистая устремленность к познанию от природы.
Нравственность по наследству не передаётся, её надо воспитывать.»
Вопрос об объективности традиционной пятибалльной шкалы и о преимуществах балльно – рейтинговой системы оценивания в последнее время все чаще обсуждается педагогами. В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо вложить в нее другой смысл, чтобы школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Обучение школьников должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося, развивающим, у ребенка должна быть положительная мотивация к обучению.
В этом учителю может помочь балльно – рейтинговая система, которая уже практикуется, правда совместно с пятибалльной, в некоторых школах. Какие же преимущества есть у балльно – рейтинговой системы? Во – первых (и это один из самых важных моментов), уменьшается число «необучаемых» учеников, т.к. ответственность учеников за результаты своего обучения повышается и, следовательно, увеличивается объем усваиваемого материала; во – вторых, возрастает познавательная активность и самостоятельность учащихся; в – третьих, учащиеся более творчески подходят к обучению, и число учеников, не работающих на уроках, уменьшается; в – четвертых, данная система активизирует подъем успеваемости и является очень хорошим средством стимулирования, развивает у учащихся способность к самообразованию и саморазвитию.
Трудность системы состоит в том, что по каждой теме учителю необходимо разработать бальную шкалу оценивания учебной деятельности учащихся. Но это лишь видимая трудность. На методических объединениях учителей надо один раз разработать систему оценивания, а в дальнейшем ее достаточно только корректировать. Также, можно разработать систему поощрений за участие во внеклассных мероприятиях.
Преимущества безотметочной системы над пятибалльной можно увидеть, работая в начальной школе. В первом классе, как известно, безотметочное обучение. Здесь надо заметить, что в условиях безотметочного обучения учитель не должен употреблять символических значков для стимулирования учащихся, т.к. это та же самая отметочная система, только с другими символами. Как же учителю стимулировать малышей к обучению, как выработать у них положительную мотивацию, чтобы они шли в школу не потому что так надо, а с удовольствием.
Хочу поделиться опытом работы с учащимися 1 класса. Работу необходимо проводить в контакте с родителями, привлекать психолога, логопеда, социального педагога.
В начале года для себя составляю по каждому ученику лист предметной деятельности. Вот некоторые параметры, которые я отражаю в нем: читательская деятельность (темп. чтения, способ, правильность и т.д.); математика (нумерация в пределах 10, сложение и вычитание в пределах 10,20, геометрический материал и т.д.); русский язык (каллиграфический навык, фонетика, орфограммы и т.д.). Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем организовать оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, прослеживать успехи каждого и четко спланировать для себя, каких результатов в определенный период обучения в начальной школе должен достичь каждый ученик.
Для каждого ученика по результатам своей диагностики завожу «Дневник достижений» (см. Приложение), в котором малыши фиксируют, под руководством учителя, чему они научились. Освоенные навыки дети отмечают с помощью закрашивания черепичек на крыше домика, кирпичиков на стене домика. Также, в определенный учебный период вместе с детьми мы отмечаем, какими знаниями, умениями и навыками овладели: по русскому языку - поднимаемся по тропинке от домика с надписью «1 класс» к домику с надписью «2 класс»; по математике – закрашиваем листочки на дереве и постепенно поднимаемся к солнышку, на котором написано «2 класс». При этом учитель объясняет , что все плиточки на дорожке (или листочки на дереве) будут закрашиваться постепенно, по мере овладения определенными знаниями и умениями, которые перечислены в таблице «Русский язык» (или «Математика»). «Видите, как много мы должны узнать и многому научиться в 1 классе?! – говорит учитель, тем самым ставя перед учениками задачу на целый год обучения. - Только когда все плиточки (или листочки) будут закрашены, можно смело сказать, что мы готовы идти во 2 класс».
Такая форма оценивания очень стимулирует малышей, которые, конечно же, хотят получить поощрение за свою деятельность. С радостью они закрашивают черепички и кирпичики, показывают друг другу, сколько уже закрашено и стараются изо всех сил хорошо, активно и творчески работать. Им уже не нужно принуждать себя к этим занятиям, так как они хотят учиться. Всегда легко тогда, когда не нужно принуждать себя что-то делать или принуждение настолько слабо, что делается незаметным по сравнению с удовольствием, которое получаешь.
Учителю при этом необходимо обговорить, за что раскрашена каждая черепичка. Поощряется любой творческий подход, и в следующий раз уже большинство малышей подойдут к процессу выполнения задания более ответственно и творчески, попросят родителей помочь (особенно, это касается заданий по окружающему миру, внеклассных мероприятий). На родительском собрании в сентябре рассказываю родителям о «Дневнике достижений», о целях его введения, в конце учебного года подвожу итог на собрании и в индивидуальных беседах рассказываю об успехах каждого ученика. Форма подобного дневника может быть различной. Это могут быть листы достижений, ступеньки, по которым надо постепенно подниматься и т.п. Форма не имеет значение, важен результат – все это является хорошим средством стимулирования детей на учебу. Также, ведение портфолио – одна из удачных форм работы в начальной школе.
Считаю необходимым отметить, что мы оцениваем выполненную работу но не личные качества ученика (особенности памяти, внимания и т.д.). Учитель должен отмечать положительные моменты в обучении каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами, не должен сравнивать успехи учеников. Это особенно важно для детей, которые отстают от одноклассников по разным причинам (семейные проблемы, психо - физиологические особенности, низкой подготовленностью к школе).
Я думаю, что безотметочную систему можно использовать не только в первом классе, но и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе, введя со второго класса балльно – рейтинговую систему. В начале и конце учебного года проводить проверочные работы (математика, русский язык, чтение, окружающий мир) и диагностики уровней учебных достижений по предметам. Такой подход позволит создать благоприятные условия для дальнейшего обучения в средней школе, позволит сделать переход к оценочной системе основной школы комфортным для учащихся.
Приложение
Предварительный просмотр:
учени_________ 1 «Б» класса
средней школы № 655
_________________________________________
_________________________________________
Русский язык и чтение
1.Фонетика | |
2.Ударение и деление на слоги | |
3.Письмо букв, слогов, слов | |
4.Письмо предложений | |
5.Списывание | |
6.Деление текста на предложения | |
7.Оформление предложений на письме | |
8.Заглавная буква в именах собственных | |
9.Правила «жи – ши», «ча – ща», «чу – щу» | |
10.Алфавит |
Навыки чтения
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Темп чтения | ||||
Способ чтения | ||||
Безошибочность чтения |
Математика
1.Нумерация чисел до 10 | 2.Нумерация чисел до 20 | 3.Нумерация чисел до 100 |
4.Состав чисел до 20 | 5.Сравнение чисел | 6.Сложение – вычитание до 10 |
7.Сложение – вычитание до 20 | 8.Сложение – вычитание до 100 | 9.Решение задач |
10.Геометрический материал | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся
широко использую в своей практике...
«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках с использованием элементов рейтинговой системы»
Предлагаемый мной опыт по теме «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках с использованием элементов...
Рейтинговая система оценивания как средство контроля и учёта знаний учащихся первого класса в условиях безотметочного обучения
Использование безотметочного обучения способствует формированию оценочной самостоятельности учителя и влияет на «образовательную» политику школы. Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы с...
Бально-рейтинговая система оценивания внеучебных достижений учащихся
1. Особенности самооценки мальчиков и девочек.2. Изменения в самооценке от 1 к 4 классу.3. Что влияет на самооценку младшего школьника.4. Коррекция самооценки....
Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания обучающихся 1-ых классов
В данном выступлении изучен, проанализирован и обобщен материал по теме "Безотметочное обучение в первом классе". Здесь Вы можете познакомиться с основными принципами безотметочного оценивания, с уров...
Сборник "балльно-рейтинговая система оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. "Петербургская школа 2020""
"Воспитание как культуротвочерская деятельность в школе"УрокПуськова Людмила Николавена,ГБОУ школа №45 Приморского района Санкт-Петербурга...
Статья « Результаты использования балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста »
Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стан...