Балльно – рейтинговая система как средство стимулирования.
статья по теме

Семенова Надежда Валентиновна

Вопрос об объективности традиционной пятибалльной шкалы  и о преимуществах балльно – рейтинговой системы оценивания в последнее время все чаще обсуждается педагогами. В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо вложить в нее другой смысл, чтобы школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ballno-reytingovaya_sistema.docx333.59 КБ
Файл dnevnik_dostizheniy.docx46.6 КБ

Предварительный просмотр:

    Балльно – рейтинговая система как средство стимулирования.    

(Семенова Надежда Валентиновна;

ГБОУ школа № 655 Приморского района Санкт – Петербурга)

        В мотивации младшего школьника учиться и ходить в школу одно из первых мест занимает отметка. Но судить об объективности отметки и связать отметку со своими знаниями могут далеко не все дети начальной школы, особенно в  первом и  втором  классах. Часто дети говорят, что надо получить хорошую отметку, чтобы не огорчать родителей. И, если они получают не «5», идут с урока  обиженные на учителя, который, как они думают, необоснованно снизил отметку.

        Кроме того, часто отметка становится причиной сложившегося мнения о ребенке, и многие ученики, видя такое отношение, стремятся  получить высокую отметку только для того, чтобы к нему относились положительно. Другие дети, получающие чаще низкие отметки, привыкают к своим неудачам, теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.

Замечательный педагог Шалва Александрович Амонашвили так сказал об отметочной системе:

« Я различаю эти вещи - оценку и отметку. Оценка - процесс, вид деятельности, а отметка - материализованная реальность этого процесса. Даже некоторые учителя путают значение этих слов, говоря, например, что поставили три оценки. Оценку можно произвести, отметок можно ставить хоть сколько. Надо просто учиться, взращивать в детях оценочные суждения и поступки, то есть качества личности. Не бывает среднего балла в знаниях. Человек либо знает, либо нет. Отметка - тромб в познавательной деятельности ребенка, это стресс. Если мы сможем освободить хотя бы начальную ступень школы от града отметок (даже "пятерки" - град), которые ведут к искажению нравственности человека, то мы все только выиграем, потому что жизнь ребенка без отметки есть чистая устремленность к познанию от природы.
Нравственность по наследству не передаётся, её надо воспитывать.»

        Вопрос об объективности традиционной пятибалльной шкалы  и о преимуществах балльно – рейтинговой системы оценивания в последнее время все чаще обсуждается педагогами. В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо вложить в нее другой смысл, чтобы школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Обучение школьников  должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося, развивающим, у ребенка должна быть положительная мотивация  к обучению.

       В этом учителю может помочь балльно – рейтинговая система, которая уже практикуется, правда совместно с пятибалльной, в некоторых школах. Какие же преимущества есть у балльно – рейтинговой системы? Во – первых (и это один из самых важных моментов), уменьшается число «необучаемых» учеников, т.к. ответственность учеников за результаты своего обучения повышается и, следовательно, увеличивается объем усваиваемого материала; во – вторых, возрастает познавательная активность и самостоятельность учащихся; в – третьих, учащиеся более творчески подходят к обучению, и число учеников, не работающих на уроках, уменьшается; в – четвертых, данная система активизирует подъем успеваемости и является очень хорошим средством стимулирования, развивает у учащихся способность к самообразованию и саморазвитию.

        Трудность системы состоит в том,  что по каждой теме учителю необходимо разработать бальную шкалу оценивания учебной деятельности учащихся. Но это лишь видимая трудность. На методических объединениях учителей надо один раз разработать систему оценивания, а в дальнейшем ее достаточно только корректировать. Также, можно разработать систему поощрений за участие во внеклассных мероприятиях.

         Преимущества безотметочной системы над пятибалльной можно увидеть, работая в начальной школе. В первом классе, как известно, безотметочное обучение. Здесь надо заметить, что в условиях  безотметочного обучения  учитель не должен употреблять символических значков для стимулирования учащихся, т.к. это та же самая отметочная система, только с другими символами. Как же учителю стимулировать малышей к обучению, как выработать у них положительную мотивацию, чтобы они шли в школу не потому что так надо, а с удовольствием.

        Хочу поделиться опытом работы с учащимися 1 класса.  Работу необходимо проводить в контакте с родителями, привлекать психолога, логопеда, социального педагога.

        В начале года для себя составляю по каждому ученику лист предметной деятельности. Вот некоторые параметры, которые я отражаю в нем: читательская деятельность (темп. чтения, способ, правильность и т.д.); математика (нумерация в пределах 10, сложение и вычитание в пределах 10,20, геометрический материал и т.д.); русский язык (каллиграфический навык, фонетика, орфограммы и т.д.). Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем организовать оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, прослеживать  успехи каждого и четко спланировать для себя, каких результатов в определенный период обучения  в начальной школе должен достичь каждый ученик.

        Для каждого ученика по результатам своей диагностики завожу «Дневник достижений» (см. Приложение), в котором малыши фиксируют, под руководством учителя, чему они научились. Освоенные навыки дети отмечают  с помощью закрашивания черепичек на крыше домика, кирпичиков на стене домика. Также, в определенный учебный период вместе с детьми мы отмечаем, какими знаниями, умениями и навыками овладели: по русскому языку -  поднимаемся по тропинке от домика с надписью «1 класс» к домику с надписью «2 класс»; по математике – закрашиваем листочки на дереве и постепенно поднимаемся к солнышку, на котором написано «2 класс». При этом учитель объясняет , что все плиточки на дорожке (или листочки на дереве) будут закрашиваться постепенно, по мере овладения определенными знаниями и умениями, которые перечислены в таблице  «Русский язык» (или «Математика»). «Видите, как много мы должны узнать и многому научиться в 1 классе?! – говорит учитель, тем самым ставя перед учениками  задачу на целый год обучения. - Только когда все плиточки (или листочки) будут закрашены, можно смело сказать, что мы готовы идти во 2 класс».

        Такая форма оценивания очень стимулирует малышей, которые, конечно же, хотят получить поощрение за свою деятельность. С радостью они закрашивают черепички и кирпичики, показывают друг другу, сколько уже закрашено и стараются изо всех сил хорошо, активно и творчески работать.  Им уже  не нужно принуждать себя к этим занятиям, так как они хотят учиться. Всегда  легко тогда, когда не нужно принуждать себя что-то делать или принуждение настолько слабо, что делается незаметным по сравнению с удовольствием, которое получаешь.

       Учителю при этом необходимо обговорить, за что раскрашена каждая черепичка. Поощряется любой творческий подход, и в следующий раз уже большинство малышей подойдут к процессу выполнения задания более ответственно и творчески, попросят родителей помочь (особенно, это касается заданий по окружающему миру, внеклассных мероприятий). На родительском собрании в сентябре рассказываю родителям о «Дневнике достижений», о целях его введения, в конце учебного года подвожу итог на собрании и в индивидуальных беседах рассказываю об успехах каждого ученика. Форма подобного дневника может быть различной. Это могут быть листы достижений, ступеньки, по которым надо постепенно подниматься и т.п. Форма не имеет значение, важен результат – все это является хорошим средством стимулирования детей на учебу. Также, ведение портфолио – одна из удачных форм работы в начальной школе.

         Считаю необходимым отметить, что мы оцениваем выполненную работу но не личные качества ученика (особенности памяти, внимания и т.д.). Учитель должен отмечать положительные моменты в обучении каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами, не должен сравнивать успехи учеников. Это особенно важно для детей, которые отстают от одноклассников по разным причинам (семейные проблемы, психо - физиологические особенности, низкой подготовленностью к школе).

          Я думаю, что безотметочную систему можно использовать не только в первом классе, но и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе, введя со второго класса балльно – рейтинговую систему. В начале и конце учебного года проводить проверочные работы (математика, русский язык, чтение, окружающий мир) и диагностики  уровней учебных достижений по предметам. Такой подход позволит создать благоприятные условия для дальнейшего обучения в средней школе, позволит сделать переход к оценочной системе основной школы комфортным для учащихся.

Приложение



Предварительный просмотр:

                                                             

учени_________                        1 «Б» класса

средней школы № 655

_________________________________________

_________________________________________

                                                                                                                 Русский язык и чтение

1.Фонетика

2.Ударение и деление на слоги

3.Письмо букв, слогов, слов

4.Письмо предложений

5.Списывание

6.Деление текста на предложения

7.Оформление предложений на письме

8.Заглавная буква в именах собственных

9.Правила «жи – ши»,

 «ча – ща», «чу – щу»

10.Алфавит

                                                                                                         Навыки чтения

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Темп чтения

Способ чтения

Безошибочность чтения

                                                                                                               Математика

1.Нумерация чисел до 10

2.Нумерация чисел до 20

3.Нумерация чисел до 100

4.Состав чисел до 20

5.Сравнение чисел

6.Сложение – вычитание до 10

7.Сложение – вычитание до 20

8.Сложение – вычитание до 100

9.Решение задач

10.Геометрический материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся

широко использую в своей практике...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках с использованием элементов рейтинговой системы»

         Предлагаемый мной опыт по теме «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках  с использованием элементов...

Рейтинговая система оценивания как средство контроля и учёта знаний учащихся первого класса в условиях безотметочного обучения

Использование безотметочного обучения способствует формированию оценочной самостоятельности учителя и влияет на «образовательную» политику школы. Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы с...

Бально-рейтинговая система оценивания внеучебных достижений учащихся

1. Особенности самооценки мальчиков и девочек.2. Изменения в самооценке от 1 к 4 классу.3. Что влияет на самооценку младшего школьника.4. Коррекция самооценки....

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания обучающихся 1-ых классов

В данном выступлении изучен, проанализирован и обобщен материал по теме "Безотметочное обучение в первом классе". Здесь Вы можете познакомиться с основными принципами безотметочного оценивания, с уров...

Сборник "балльно-рейтинговая система оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. "Петербургская школа 2020""

"Воспитание как культуротвочерская деятельность в школе"УрокПуськова Людмила Николавена,ГБОУ школа №45 Приморского района Санкт-Петербурга...

Статья « Результаты использования балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста »

Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стан...