Современные способы оценивания достижений младших школьников.
учебно-методический материал по теме
Информация об используемых современных способах оценивания достижений младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya_o_sovremennykh_sposobakh_otsenivaniya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация об используемых современных способах
оценивания достижений младших школьников
в МБОУ СОШ №1 с УИОП г. Нового Оскола
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в МБОУ СОШ №1 с УИОП г. Нового Оскола разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки ОУ, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.
Особенностями системы оценки МБОУ СОШ №1 с УИОП г.Нового Оскола в соответствии с УМК «Школа России» являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке инструментария оценивания;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
- использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки; интегральную оценку, в том числе – портфолио,
- различие оценки (словесной характеристики любых действий) и отметки (знака за решение учебной задачи.
В основе системы оценки планируемых результатов в МБОУ СОШ №1 с УИОП г.Нового Оскола лежит интеграция следующих образовательных технологий:
- технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения;
- технологий, основанных на создании учебных ситуаций;
- технологий, основанных на реализации проектной и исследовательской деятельности;
- информационных и коммуникационных технологий обучения.
В системе оценивания достижений младших школьников выполняются следующие принципы оценивания:
1. Комплексность. Оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения обучающихся. Данные параметры вырабатываются совместно с обучающимися. Оценка отражает не только содержательную, но и процессуальную сторону учебной деятельности.
2. Содержательность и позитивность. Оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует ее достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика. За точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития. Оценивать можно только то, чему учат. Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
3. Определенность и критериальность. Оценка характеризует конкретные качества работы обучающегося, которые обозначены и согласованы с ним перед её выполнением. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
4. Открытость. Оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки. Ученик на основе критериев оценивания может контролировать действия учителя по оцениванию результатов обучения и самостоятельно прогнозировать свою итоговую оценку. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
5. Объективность. Оценка объективна в том смысле, что не вызывает разногласий и столкновений ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определенности.
6. Диагностичность. Оценка несет информацию о достижениях обучающихся и проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность.
7. Технологичность. Оценка предполагает соблюдение определенной последовательности действий учителем и обучающимися, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
8. Систематичность. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
9. Психологическая безопасность. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. Личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, используемая в МБОУ СОШ №1 с УИОП г.Нового Оскола. предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Используются разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
1) Интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
2) Самоанализ и самооценка обучающихся.
3) Словесная характеристика (оценка) и знак фиксации результатов (отметка) в 4-х балльной системе, адаптированной к уровням успешности.
В ОУ разработана нормативная база по использованию современных способов оценивания достижений младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
1. Положение о внутренней системе оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
2. Положение о системе оценивания учебных достижений младших школьников.
3.Положение о портфолио учащихся начальных классов.
Все оценочные процедуры проводятся в соответствии с «Программой мониторинга сформированности УУД младших школьников»
Используемые средства, формы, виды и методы оценки обеспечивают самое главное – комплексную оценку результатов. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Причем, оценки и отметки нужны не сами по себе, а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Заместитель директора
МБОУ СОШ №1 с УИОП г.Нового Оскола ______________В.В.Гурова
Декабрь 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....
"Обобщение педагогического опыта по теме Реализация системы оценивания достижений младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО"
Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, ...
Портфолио как одна из форм оценивания достижений младшего школьника
Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности и является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей млад...
Статья" СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ Л.В. ЗАНКОВА"
Это можно использовать учителю в работе....
Презентация "Современные формы оценивания. Самооценка младших школьников".
Самооценка младших школьников: " Лесенка успеха", "Говорящие рисунки", "Карточка сомнений", "Волшебные линеечки", "Листы индивидуальных достижений"....
Мастер –класс «Критериальное оценивание достижений младших школьников»
Мастер –класс«Критериальное оценивание достижений младших школьников»...
Мастер-класс "Критериальное оценивание достижений младших школьников"
В условиях критериального оценивания происходит изменение отношений между учеником и учителем. Это сотрудничество направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей с...