Влияние заболеваний на учебную деятельность детей
консультация (1 класс) на тему
Высокая заболеваемость среди школьников должна настораживать медиков, родителей и педагогов. Она влияет на учебный процесс и успешность освоения знаний как каждым учеником, так и класса в целом. Любое хроническое заболевание может спровоцировать проявление школьной дезадаптации – как в виде снижения успеваемости, так и в виде нарушенных отношений со сверстниками. Болеющие дети выпадают из коллектива, связи с одноклассниками либо не устанавливаются, либо оказываются очень слабыми, т.к. за время, пока ученик не посещал занятия, в школе происходили какие-либо события, которые повлияли на взаимоотношения ребят.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Выступление на Совете профилактики «20» марта 2013г.
Хронические заболевания, вегето-сосудистая дистония, астения, расстройства желудочно-кишечного тракта – причины снижения мотивации к обучению. Частые инфекционные заболевания приводят к снижению успеваемости, социальной дезадаптации.
Часто болеющие дети
Когда человек (не только школьник) не может справиться с какими-либо проблемами, организм начинает «защищаться», например, болеть. Переживание неуспеха проявляется не только в сниженном настроении, но и в различных заболеваниях.
В отечественной медицине часто болеющим считается ребенок, который переносит ОРВИ четыре и больше раз в год. Длительно болеющие (по 10-14 дней) тоже могут быть отнесены к этой группе. Более всего банальным простудам подвержены младшие школьники, особенно первоклассники. Порой часто болеющих среди них бывает больше половины. Ко второму классу количество часто болеющих простудами падает, зато у многих острые заболевания переходят в хронические формы.
Высокая заболеваемость среди школьников должна настораживать медиков, родителей и педагогов. Она влияет на учебный процесс и успешность освоения знаний как каждым учеником, так и класса в целом. Любое хроническое заболевание может спровоцировать проявление школьной дезадаптации – как в виде снижения успеваемости, так и в виде нарушенных отношений со сверстниками. Болеющие дети выпадают из коллектива, связи с одноклассниками либо не устанавливаются, либо оказываются очень слабыми, т.к. за время, пока ученик не посещал занятия, в школе происходили какие-либо события, которые повлияли на взаимоотношения ребят.
Конституционный тип
Частым заболеваниям подвержены дети определенных конституционных типов.
Депрессивный тип. Ребёнок часто жалуется на плохое самочувствие, живёт с гримасой боли и страха на лице, удерживает внимание семьи «благодаря» бесконечным болезням. Такие дети вечно чем-то недовольны, по малейшему поводу, а то и без оного начинают плакать. Их рассказы, игры, рисунки изобилуют катастрофами, чёрными и красными красками. У них оказались не сформированными физические и эмоциональные границы.
Невротический тип. Эти дети гиперактивны, часто получают травмы, могут иметь к первому классу не одно сотрясение мозга, совершают массу непроизвольных движений. У них велико чувство тревоги, поэтому наблюдаются повышенный мышечный тонус и локальные зажимы, связанные с высокой возбудимостью мозга.
Астенический тип. Дети, страдающие расстройствами вегетативной нервной системы. Они быстро утомляются, при малейших неприятностях падают в обморок, зависимы от погоды: ветер, дождь или жара вызывают у них мучительные головные боли.
Личностные особенности школьника также могут оказывать влияние на возникновение заболеваний и школьную дезадаптацию. Например, высокий уровень тревожности, гиперответственность, высокая или низкая самооценка, стремление быть первым и неумение преодолевать неудачи, низкая учебная мотивация, несформированность коммуникативных навыков, неумение распознавать чувства других людей и выражать свои.
Причины возникновения частых инфекционных и хронических заболеваний школьников
- Стрессовая ситуация в школе и дома. Очень важно, чтобы ребёнок не испытывал напряжения от учёбы, при этом не имеет значения, в каком он классе учится, будь то первый или выпускной, поскольку сила иммунитета напрямую связана с активностью и устойчивостью нервной системы. На примере наших школьников мы видим, что дети, имеющие неадекватное, асинхронное развитие центральной нервной системы, начинают долго и сильно болеть.
- Несоблюдение режима дня. Родители часто болеющих детей не придают значения сну и прогулкам. Зачастую невнимательного, неуспевающего ребёнка заставляют делать уроки сразу после обеда. Ученику любого класса нужна хотя бы сорокаминутная прогулка после школы. Ребёнка нельзя лишать движения и кислорода.
- Неадекватно подобранные дополнительные занятия. Это – продолжение предыдущего пункта. Бег и прыжки – вот что поддерживает ребёнка с незрелой нервной системой. Внутримозговые связи формируются быстрее, если школьник ходит в бассейн, на карате или танцы, и медленнее – если на иностранный язык или математику. Более того, энергетический заряд, который получает ребёнок во время выполнения двигательных заданий, помогает ему потом справиться со школьными и домашними делами.
- Неоправданные ожидания родителей. Очень хочется растить отличника, чтобы хвалили на родительских собраниях, ставили ребёнка в пример другим. Кажется, что ребёнок уже так долго учится чему-то, а результат нулевой. И родители начинают его заставлять дольше делать уроки, больше читать – одним словом, «развиваться». А он живёт в своём темпе, у него есть свой, индивидуальный темп развития, своя скорость перемен. Очень важно помнить об этом.
- Неправильное питание. Важно сказать, если ребёнок много часов проводит вне дома, то прямая обязанность взрослого – обеспечить его сбалансированным питанием. Учитель просто обязан доносить до родителей сведения о том, кто и как питается в школе: кто отказывается от обедов. Дома же необходимо воспитывать привычку есть горячую и сбалансированную пищу. Все дети хотят есть пирожные, чипсы и орешки. Но обязанность родителей - следить за тем, чтобы количество вредной пищи было минимальным.
- Принадлежность к группе часто болеющих с раннего детства. Иммунитет таких детей уже ослаблен. Нервная система привыкла реагировать на стресс болезнью. В первом классе у этих детей уже снижены мотивация к обучению, внимание и работоспособность, повышена тревожность. У них сформирована установка на неуспех. При хорошем интеллектуальном потенциале из-за неорганизованности они попадают в отстающие. В старших классах дезадаптируются за счёт крайне низкой социальной активности и мотивации к обучению. Они не заглядывают в будущее, живут одним днём.
- Игнорирование родителями рекомендаций по оздоровлению и закаливанию, укреплению иммунитета.
Проблемы обучения часто болеющего ребёнка
Снижение мотивации к обучению. Ребёнок привыкает к свободному распорядку дня. Во время болезни ему дают больше и чаще смотреть телевизор, играть на компьютере. В младших классах ему много читают, порой вслух, что развивает пассивность. Родители редко просят детей что-то рассказывать или пересказывать. В старших процесс обучения становится практически бесконтрольным. Болеющий ребёнок не получает новых впечатлений, связанных с собственной жизнью, у него нет ориентации на среду. Речь может быть обеднена как из-за малого опыта общения, так и вследствие недоразвития речевых центров из-за недостаточного мозгового кровообращения. Часто болеющие дети не включены в школьную жизнь, у них не формируются волевые процессы, учебные навыки.
Интеллектуальный уровень развития может оказаться низким из-за частых пропусков занятий. Это проявляется в узком кругозоре и бедности знаний, слабом развитии логических операций. Такие дети меньше читают, а из книг чаще выбирают те, которые вызывают минимум эмоциональных переживаний: комиксы, детективы.
Моторный дефицит. Снижена как крупная, так и мелкая моторика. Крупная снижается из-за малоподвижного образа жизни. Мелкая – из-за того, что выполняет мало заданий, которые способствуют её развитию (мало пишет, рисует, чертит…). Обилие медицинских процедур приводит к тому, что все силы взрослых уходят на контроль за их выполнением и на посещение врача. Родителям необходимо следить, чтобы во время болезни школьник был максимально включён в учебную деятельность, больше читал и занимался развивающими упражнениями (рисовал, писал, лепил, вырезал…).
Адаптация часто болеющего ребёнка в школе
- Помощь детям. Обучение школьным правилам. Подчёркивать необходимость их выполнения. Для ребёнка очень важна предсказуемость ситуации. Поддержание дома школьного режима дня, ежедневные занятия по школьной программе, можно даже с опережением, чтобы на уроке в незнакомой обстановке ребёнок уже повторял то, что разобрал дома с родителями. Во время болезни не запускать уроки, чтобы в период выздоровления не было чрезмерных затрат, как интеллектуальных, так и эмоциональных.
- Повышение самооценки, особенно той, которая касается собственной компетентности. Важно акцентировать внимание на успех и тех усилиях, которые ребёнок приложил для успешного выполнения школьной программы. С младшими школьниками можно играть в психотерапевтические игры, рассказывать про обычных успешных детей или про детей, которые справились с трудностями, рисовать ситуации успеха. Причём ребёнку не обязательно рисовать себя, можно и «мальчика Ваню, который отвечает урок у доски».
- Снижение тревожности. Здесь помощь окажет психолог, который использует различные методы сказкотерапии, игротерапии, коррекционные и развивающие занятия.
Рекомендации педагогам
- Повышение психологической грамотности. Надо знать не только возрастные особенности развития ребёнка, но и своеобразие личности часто болеющего ребёнка.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума в рамках школы.
- Организация ролевых игр, направленных на принятие дезадаптированного ребёнка, отрабатывание моделей взаимодействия «ученик-родитель-учитель».
- Организация валеологической службы, которая призвана формировать адекватные представления о здоровом образе жизни и разрабатывать профилактические меры по предупреждению заболеваний.
- Сотрудничество специалистов различного профиля. Привлечение специалистов для индивидуальной и групповой работы с детьми, просветительской работы с родителями.
Учитель начальных классов Н.А. Демишева
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОНАДЕЖДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
403011, Волгоградская область, Городищенский район, п. Новая Надежда,
ул. Центральная,1, тел. (884468) 4-54-45, e-mail: nov_nadezhda@list.ru
_____________________________________________________________________________
Справка
Дана учителю начальных классов Демишевой Надежде Александровне в том, что она «20» марта 2013года на Совете профилактики выступила с актуальным вопросом «Влияние заболеваний на учебную деятельность детей».
В своём выступлении Демишева Н.А. обратила внимание присутствующих на причины снижения мотивации детей к обучению. Показала влияние частых инфекционных заболеваний (ОРВИ, грипп) на снижение успеваемости, социальной дезадаптации учащихся. Надежда Александровна выявила причины возникновения частых инфекционных и хронических заболеваний учащихся 4 класса и проблемы обучения часто болеющих детей.
Учитель поделилась опытом работы по адаптации часто болеющего ребёнка в школе.
20 марта 2013г. Завуч по УВР АА Тимченко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок учебной деятельности детей при подготовке к школе.
Содержание. Введение....
Тема исследования: Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному....
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности...
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности
На успешность обучения влияют многие факторы . В данной работе рассматривается влияние темперамента на успешность учебной деятельности...
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности
Введение «Меланхолик примет за трагедию то,в чем сангвиник увидит лишь интересный инцидент,а флегматик — нечто, не заслуживающее внимания»Артур Шопенгауэр Успешность обучения ребенка ...
"Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности"
quot;Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности"...
Формирование учебной мотивации у младших школьников и ее влияние на успешность учебной деятельности
Методическая разработка. В статье рассматривается вопрос о внедрении в воспитательный и образовательный процессы применения закона Йеркса-Додсона, который позволяет по-новому взглянуть на формирование...