Обучение через игру
статья по теме
В статье описысаются приемы, при включении которых в урок, повышается качество усвоения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_cherez_igru.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение через игру
Педагог-психолог Нуждина Е. А.
Сегодня вокруг нас появляется много новых идей, терминов, направлений. Этот процесс активно происходит и в современной педагогике. То появляются, то пропадают новые названия – педагогика сотрудничества, эвристическое, проблемное обучение, деловые игры, рефлексия, диалог культур, социо-игровая педагогика, методика погружения, школы радости и т.д. За каждым из них подразумевается новое, достаточно своеобразное педагогическое (или дидактическое) направление. Но, во-первых, смысл каждого из направлений заключается в том, что сложно выразить простой формулировкой – «хорошая педагогика» или «качественное обучение», и поэтому в своем конечном идеале почти все направления сливаются. И, во-вторых, каждое из направлений по сути дела, являются открытием современного варианта ранее известного.
И так известное уже нам наименование «социо-игровая педагогика» или «стиль в педагогике».
Воспитатели детских садов назвали его: педагогика настроения. Условием хорошего настроения становиться сама работа. Заменяя малопонятную формулировку «социо-игровая педагогика» на формулировку собственную, воспитатели становятся ее соавторами, т.е. они перенимают и улавливают ее идею не столько через подражание, сколько через собственное открытие – понимание. Тогда этот педагогический стиль становления личности.
Социо-игровые подходы первоначально разрабатывались на материале обучения детей в начальной школе.
Позже, когда социо-игровая методика стала использоваться при обучении подростков театральному искусству, ее приемы значительно расширились за счет использования приемов театральной педагогики.
Каждому занимающемуся театральной педагогикой известно упражнение со стульями. Оно используется для тренировки у будущих актеров собранности. По хлопку педагога все одновременно меняются местами вместе со своими стульями. Сначала без ограничения времени, потом по счету. Распределите так свои движения, что бы без суеты уложиться в назначенное время. Стулья не должны сталкиваться. Ни одного звука в аудитории, ни одного скрипа.
Далее идет игра и когда из-за невнимательности одного всем приходиться еще и еще повторять упражнение, то атмосфера раздражения к нерадивому товарищу довольно сильно накаляется, что по предположению педагога и способствует перевоспитанию невнимательного студента. В таком виде данное упражнение явно опирается на механическую дисциплинированность.
В социально-игровом варианте оно выглядит иначе. Воспитатель непринужденно объясняет задание. После сигнала «Приготовились! Пожалуйста!» все одновременно, бесшумно, молча встают, берут в руки стулья и выстраиваются в полукруг. Как только все нашли себе место, сразу быстро и одновременно ставят стулья и садятся.
Детям на первый взгляд задание кажется тяжелым, они встают, берут с шумом стулья, начинают передвигаться, но тут звучит сигнал педагога: «Замри!» все замирают и по застывшей картинке детям видно, что кто-то еще не встал, кто-то еще не поднял стул, а кто-то, наоборот, уже поставил стул на нужное, по его мнению, место. Благодаря «Замри!», дети легко сами определяют «выскочек» и «сонь». Звучит сигнал «Отомри!», все возвращаются на место с уверенностью, что уже сейчас они все сделают одновременно, ведь это ничего не стоит и действительно – основная масса в своем поведении начинает ориентироваться на других (думать о других). Но все же некоторые дети постоянно или эпизодически попадают то в один разряд, то в другой.
Неожиданно для себя дети в «легком» задании обнаруживают трудности. Если бы педагог объяснял, что будет трудно, дети могли бы это не понять. Когда же трудность открывается детьми самостоятельно, то у них естественным образом возникает желание справиться с ней. Этим объясняется тот азарт, с которым дети при социо-игровом подходе выполняют это упражнение. Задача педагога следить за дозировкой, не допускать переутомления азартом, временно предлагая детям другой вид деятельности. Самооценивание результатом превращает упражнение в увлекательную игру для самих себя. Беда всех дидактических игр обычной педагогики заключается в том, что они не только начинаются и заканчиваются, но и протекают по команде педагога. Сами дети выступают как страдательное начало и не получают собственного удовольствия, которое является главным условием любой игры.
Принципы социо-игровой педагогики взаимно пересекаются друг с другом и переплетаются как волокна, составляющие нить. Поэтому разговор о разных принципах будет разговором об одном и том же, только с разных сторон, а именно об организации занятия как игры – жизни между микрогруппами – (малыми социумами) - отсюда и термин «социо-игровая» и одновременно в каждой из них. Один из них мы уже с вами рассмотрели – снятие с педагога оценивающей судейской роли (со стульями).
Каждый удачный прием уникален, и его педагогическая ценность огромна (пример с волшебной палочкой).
Группа от 3 до 6 человек.
В такой микрогруппе лидеры делятся на не очень активных и тихому ребенку всегда есть возможность уйти от давления лидера , защитившись шестеркой таких же тихих детей. В течении года на занятиях полезно использовать как постоянные шестерки, так и временные.
При социо-игровом подходе педагога к занятиям, на которых дети сочиняют истории, решают задачи или поют, все участники, как слушающие, так и говорящие могут в это время не только сидеть, но и ходить или даже подпрыгивать.
Потеха или забава возникает из любого необычного сочетания разнохарактерных усилий. Мы соединили дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и с делом для языка, и тогда дела становятся потехой, что вместе порождает игру.
Педагогическое мастерство в социо-игровой педагогике включает в себя мастерство создания игр.
Детям освоение нового всегда трудно. Когда предупреждают, что новое дело трудно, то оно делается трудным вдвойне. Если же отказаться от такой мотивации нового и предлагать его детям как видоизменения дела уже известного ребенку, то возникает игровая форма освоения нового.
Социо-игровая педагогика отвечает за организацию новой интересной деятельности, в ходе которой дети, общаясь между собой, будут открывать новые для себя проблемы и методом собственных проб находить верные решения. Ведь само по себе без взрослого воспитателя такая деятельность в группе детей не возникает и дети всегда благодарны не только взрослому лидеру, сколько взрослому выдумщику.
В игре должно быть интересно и взрослому и ребенку. Для того, что бы детям упражнение стало интересным сам педагог, подающий команды должен быть увлечен, А это происходит тогда, когда он весть подтянут собран, готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения упражнения детьми. Тогда возникает равноправие в игре, когда возникает союз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание духовности, нравственности, патриотизма через игру»
Самое действенное воспитание - это воспитание в процессе совместной деятельности и общения. Один из самых распространнёных видов деятельности в начльных классах - игра. Я попыталась так составит...
Повышение качества обучения через игру
Рассматриваемая тема – повышение качества обучения через игру является очень актуальной на сегодняшний день. Г.В. Плеханов изучал проблему происхождения игры. Он пришел к выводу, что игра ...
Обучение начальным навыкам нападения и блокирования через игру пионербол. (4-5 класс)
Обучение начальным навыкам нападения и блокирования через игру пионербол. (4-5 класс)...
Обучение детей правилам дорожного движения через игру-викторину
Игровой конкурс позволяющий весело и доходчего познакомить детей с основными правилами дорожного движения. Научить детей бдительности и вниманию более интересным способом : загадывая загадки, читая ст...
«Повышение эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на основе личностно-ориентированного обучения»
Данная презентация поможет в работе методического бъединения учителей начальных классов в рассмотрении вопросов повышения эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на ос...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ
Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений....
Образование через игру. Игра в Lego
У детей младшего школьного возраста мир познаётся в игре. Чем больше игр на занятиях, тем они интереснее. Расширить кругозор, поднять мотивацию, улучшить личностные качества поможет игра в Лего....