Метод проектов в начальной школе
статья по теме
Виды пректов и работа над проектом в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_v_nachalnoy_shkole.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов в начальной школе.
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.
В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
В начальной школе возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, но я начинаю вовлекать младших школьников в проектную деятельность с первого класса.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.
В нашей гимназии для младших школьников существует общество «ГНОМ» - Гимназическое Научное Общество Малышей. Учащимся младших классов дается возможность приобщиться к науке, создавая свои проекты.
Методика организации метода проектов в начальной школе.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
- Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него тему проекта. Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
- Разработка проекта - план деятельности по достижению цели. Постановка и решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.
- К кому обращаться за помощью (педагогу, родителям);
- В каких источниках можно найти информацию. Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, хранить и использовать ее.
- Выполнение проекта - практическая часть.
- Подведение итогов - определение задач для новых проектов. Ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы.
Суть метода проекта:
- Уметь практически применять полученные знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей;
- Уметь работать с информацией;
- Овладение новыми информационными технологиями;
- Стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний через проектную деятельность.
- Умение защищать проект. Одной из форм представления выполненной работы является презентация проекта в ходе научно-практической конференции.
У нас в гимназии в конце учебного года проводится Научно-практическая конференция, на которой ученики представляют свои проекты. Очень важно сделать момент презентации праздником науки и создать атмосферу всеобщей заинтересованности в результатах деятельности детей. Кроме этого необходимо оформить место проведения конференции стенными газетами, цитатами великих людей.
Классификация проектов.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Ролевые проекты. Разработка и реализация таких проектов наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Исследовательские проекты по структуре напоминают подлинно научные исследования. Они включают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Игровые. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал).
Эмпирические проекты предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Фантастические проекты ориентированы на разработку несуществующих объектов и явлений.
Проекты, выполненные учащимися начальных классов нашей гимназии: «Откуда берутся бездомные кошки?», «Почему идет дождь?», «Как появилась Земля?», «Сколько существует пород собак?», «Что такое электричество?», «Почему вода в море соленая?», «Кто такие рыцари?», «Где живут черепахи?», «Почему вымерли динозавры?», «Правила вежливого поведения на улице», «Что такое гроза?», «Как появился человек?», «Сколько животных живет на Земле?», «Как космонавты живут в космическом пространстве?», «Чем отличаются дикие кошки от домашних?», «Что такое облако?», «Как появляются ураганы?», «Какие фрукты называют экзотическими?», «Что такое паутина?», «Можно ли на подоконнике вырастить мандарины?»
Проекты в стихах: «Что такое НЛО», «Покорение глубин», «Космические дали», «Как живешь, Вселенная?»
Выполняя проекты, ученикам удалось повысить степень самостоятельности, инициативности, проектная деятельность способствует развитию и приобретению опыта исследовательско-творческой деятельности.
Список литературы:
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Методическое пособие. – Самара. - Учебная литература, 2012.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: «Учимся работать над проектами». – Ярославль. – Академия развития, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в начальной школе
Одним из ведущих методов на уроках в школе является–метод проектов. Он широко используется не только в среднем и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена и...
Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"
В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....
«Использования метода проектов в начальной школе»
Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...
Метод проектов в начальной школе.
Метод учебного пректа широко используется педагогами, помогая им решать многие профессиональные задачи. В статье подробно рассматриваются этапы работы над проектом, выбор тем детских проектов, формиро...
метод проектов в начальной школе
краткое обобщение педагогического опыта...
Методы проектов в начальной школе
Выступление на городской научно-практической конференции учителей начальных классов....
Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации).
С 1сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современны...