Формирование УУД
статья на тему
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование УУД с использованием игровых технологий. Из опыта работы | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Фадеева Галина Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ села Кошки муниципального района Кошкинский Самарской области
Использование игровых технологий побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.
Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:
- проводить уроки в нетрадиционной форме;
- раскрывать креативные способности учащихся;
- дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- обеспечивать свободный обмен мнениями;
- учитывать возрастные психологические особенности школьников;
- организовывать процесс обучения в форме состязания;
- облегчать решение учебной задачи;
- вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
- ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;
- практически закреплять полученные знания;
- формировать мотивационную сферу учащихся;
Игру можно считать выполнившей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает развитие умения учиться и осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как учение.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. Использование игровых технологий в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
На разных этапах урока, в зависимости от темы и целей урока, я применяю различные игры и игровые приемы. На уроках обучения грамоте использую игры, совершенствующие слуховое восприятие, например: «Хлопки», «Твердый - мягкий», «Идем на День рождения», «Придумай слово по модели», «Кто внимательный?», «Найди свой домик». Для уроков математики - игры на отработку состава чисел “Домики”, “Собери елочку” и др. Очень первоклассникам нравится игра «Живые звуки», где каждый ребенок становится каким-то звуком нужного слова и незаметно для себя проводит звуковой анализ слова. Например, на уроке анализировалось слово «зебра», на доске выложена модель слова. Приглашаю к доске детей и говорю им, каким звуком кто будет. Дети встают подряд, как они следуют в слове, или вразбивку. Дети, находящиеся в классе подзывают звуки к себе. «Звуки» должны быстро подойти, назвать свой звук и вновь выстроиться в слово. Задания могут касаться любой характеристики звука. Эта игра дает детям очень сложные учебные задания, а в игру их превращает форма проведения. Все дети, а особенно те, которые испытывают затруднения в обучении, охотно играют и постепенно усваивают весь программный материал.
В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов – сенсорных, этических, практических и других. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия, который использует школьник, например классификацию, сравнение, анализ. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку.
В своей работе применяю сюжетные игры. Эти игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. На уроках окружающего мира использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей. Также на уроках окружающего мира провожу деловую игру. Примером таких игр являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такие ситуации: один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали. Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
Чтобы все эти формы работы были успешны, нужно выполнять некоторые правила:
- Каждая игра должна содержать элемент новизны.
- Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
- Игра — не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое. Это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.
- Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
- Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил себя в игре, и как надо было бы избежать конфликта.
Таким образом, использование игровых технологий создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся и формируют:
- коммуникативные УУД - умение слышать, слушать, понимать собеседника, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли;
- познавательные УУД - сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности);
- регулятивные УУД - планировать, оценивать правильность выполнения действий;
- личностные УУД - фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы;
Используемая литература:
- А. Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. Москва НИИ школьных технологий, 2005.
- Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии. Ростов–на - Дону «Феникс». 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Проект инновационной площадки МБОУ ООШ № 3 г. Гуково Ростовской области по формированию ЗОЖ в условиях формирования ФГОС
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится...
работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения
Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2 класс ...
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Формирование универсальных учебных действий. Деятельность учителя по формированию УУД.
Представлены виды универсальных учебных действий, способы по формированию УУД в начальных классах. Презентация к сообщению....