Развитие самостоятельности на уроках у младших школьников
статья (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельности, любознательности, пытливости, познавательного интереса у школьников – одна из важных задач современной школы.
Этому вопросу уделяется большое внимание в педагогической и методической литературе.
У каждого школьника есть способности и таланты. Дети, от природы любознательны и полны желания, учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.
Интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, - основа развития склонностей, способностей, интересов школьников. Побуждать учащихся к активной и плодотворной мыслительной деятельности, развивать у них познавательный интерес, - значит, создавать благоприятные возможности для развития у школьников самостоятельности и активности.
Одно из важных условий – создание эмоциональной обстановки обучения, которая складывается из различных моментов, относящихся и к содержанию, и к процессу деятельности учащегося и учителя.
Главная проблема, стоящая перед учеными в области педагогики и психологии, связана с поиском эффективных способов организации учебного и воспитательного процессов на основе индивидуализации и включения механизмов личностного развития. Особое внимание на эту
Актуализация темы.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Мыслить нам приходится всегда: когда невозможно действовать по известному правилу на основе старого опыта; когда надо принимать решение на основе разнообразной информации, отделяя от существенного несущественное.
Современный человек живёт и работает в ситуациях, где реальные процессы и явления представлены ему через многократные отображения свойств объектов в текстах, числах, графиках и т.п. Для того чтобы принимать верные решения, он вынужден оценивать суть дела по его знакам, т.е. действовать на основе теоретически представляемой реальности.
Способность к теоретическому осмыслению действительности есть умение и желание мыслить самостоятельно, действовать ответственно, осознавая предпосылки и возможные последствия своих действий и действий других людей. Она не дана человеку от рождения, а формируется в течение жизни, прежде всего в обучении. «Чтобы мыслить, надо научиться мыслить». Эта древняя мудрость наиболее точно подходит к определению развивающего обучения. Обучение русского языка, литературы, математике даёт мне больше возможности в работе над развитием мышления школьников. Развивая пытливость ума, приучая учащихся к самостоятельному осмыслению нового материала, я стараюсь заложить основы творческой мыслительной деятельности детей.
Поэтому я обратилась к данной методической теме.
Работая по этой теме, я поставила перед собой следующие задачи:
- повысить уровень креативности, т.е. «творческости» мышления учащихся;
- развивать такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
Теоретическое обоснование развивающего
обучения с позиций современной педагогики.
Исследуя истоки современных педагогических проблем, мы неизбежно приходим к опыту русской дореволюционной школы. В наше время вновь актуальна проблема воспитывающего и развивающего обучения в школе, в частности начальной. Данная проблема возникла не сейчас, она довольно подробно исследовалась педагогами в дореволюционной России. Эти вопросы разрабатывались в трудах выдающихся педагогов второй половины 19-начала 20 века. Большой вклад построение теории и практики начального обучения внесли выдающиеся деятели педагогической науки В.П. Вахтеров, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский. В начале 30-х годов выдающийся российский психолог-гуманист Л.С. Выготский обосновал возможность и целостность обучения ориентированного на развитие ребёнка как на свою прямую и непосредственную цель. Понимая необходимость, усвоение знаний, умений и навыков он и его последователи рассматривали их не как самоцель, а как важнейшее средство развития учащихся.
Одна из первых попыток реализовать идеи Л.С. Выготского была предпринята Л.В. Занковым, который в 50-70гг разработал оригинальную систему начального обучения, направленную на развитие учащихся. Отказ от сведения развития ребёнка к развитию его познавательных функций (восприятия, мышления, памяти и т.д.) и выдвижение на первый план процесса его становления как субъекта разнообразных видов и форм деятельности был сформулирован в начале 60-х гг Д.Б. Элькониным, который анализируя учебную деятельность школьников, усматривал её сущность и специфику самоизменении индивидом самого себя как субъекта. Тем самым был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребёнок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. Развёрнутый вид эта концепция приобрела в итоге ряда исследований, осуществлённых в 60-80 гг под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
В последние годы внимание педагогов всё чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми связывается возможность принципиальных изменений в школе. Основная концепция системы развивающего обучения - обучение через создание учебной задачи.
Учебная задача в контексте учебной деятельности даётся в определении учебной ситуации, то есть выступает как единица целостного образовательного процесса. Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем. Так же проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях. Проблемная ситуация для младшего школьника возникает если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.
Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом. Решение задачи в учебной проблемной ситуации предполагает несколько этапов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП- это понимание задачи, сформулированной в готовом виде учителем или определяемой самим учеником. Последняя зависит от того, на каком уровне проблемности находится задача, и от способности ученика её решить.
ВТОРОЙ ЭТАП- "принятие" задачи учеником, он должен решать её для себя, она должна быть лично значима, а потому и принята к решению.
ТРЕТИЙ ЭТАП - связан с тем, что решение" задачи должно вызывать эмоциональное переживание "лучше удовлетворения, чем досады" неудовлетворения собой и желание поставить и решать собственную задачу и так далее. Здесь существенно отметить роль формулировки задания для правильного понимания задачи. Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для ученика в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет. А. Крутецкий предложил наглядную схему уровней трудностей в проблемном обучении в сопоставлении с традиционным обучением на основании разделения действий учителя и ученика.
Я работаю по традиционной программе, по УМК (учебно-методическому комплексу) «Школа России», под редакцией А.А. Плешакова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...
Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".
В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...
Метод проектов как способ формирования самостоятельной творческой активности у младших школьников на уроках технологии.
Метод проектов может эффективно использоваться в начальных классах на уроках технологии. Данный метод позволяет интегрировать знания и умения обучающихся, которые были получены ими на раз...
Родительское собрание "Самостоятельность- важное качество для младшего школьника"
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». План: Рассказ о самостоятельности детей раннего возраста. Решение проблематичных ситуаций. Совместная деятел...
Развитие творчества и самостоятельности, формирование исследовательских умений младших школьников (из опыта работы)
В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработ...
Формирование самостоятельной письменной речи у младших школьников
Практически каждому известно, что владение речью обслуживает все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако принято считать, что речевые умения...
"Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников"
quot;Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников"...