Программа внеурочной деятельности "Умное перышко" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности для 4 класса "Умное перышко" (программа клуба юных журналистов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umnoe_peryshko.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умное перышко» 4 класс
Разработана учителем начальных классов Михеенко Н.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности разработана на основе документов:
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− Приказ министерства образования и науки РФ от 05. 10. 2009 года № 373 «Об утверждении введения в действие ФГОС НОО» (с изменениями, внесенными Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060);
− Организация внеурочной деятельности младших школьников автор-составитель С.К.Тивикова. М.: ООО «Русское слово - учебник» 2013г. − 128 с.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умное перышко» (программа клуба юных журналистов): социальное направление для учащихся 4 класса составлена на основе программы внеурочной деятельности «Умное перышко» (автор Н.А. Страхова / НН: ГОУ ДПО НИРО).
Создание условий для активного включения детей в окружающую их социальную среду является главным предназначением и основой деятельности школьной газеты.
Программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, готовность слышать и слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Программа опирается на коллективные формы обучения, на передачу полученных знаний и взаимопомощи. Младшие школьники посредством ее учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать. Организация выполнения практических заданий предполагает использование групповых видов работы.
Программа ориентирована на личностный подход, способствующий становлению, самоопределению личности младшего школьника, выявлению и развитию его способностей.
Содержательные аспекты личностного ориентированного подхода акцентируют внимание, прежде всего на развитии личностного смысловой сферы учащихся, которое происходит в сфере их интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний.
Программа не только позволяет познакомить младших школьников с процессом создания газеты, но направлена также на развитие их речевых умений, необходимых для написания творческих работ. Именно творческая деятельность позволяет учащимся активно добывать знания и применять их.
Будучи направленной на развитие выразительной, воздействующей на ум и на чувства читателя и слушателя речи, такая работа призвана содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.
В ходе работы решаются также межпредметные задачи:
- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;
- воспитание гражданской позиции.
Цель программы - развитие социальных умений младших школьников в процессе освоения ими основ журналистской деятельности, воспитание ответственности за реализацию гражданской позиции, имеющей общественную значимость.
Задачи программы:
− сформировать информационную компетентность учащихся, научить их использовать различные способы работы с источниками информации;
− познакомить учащихся с ролью журналиста в современном мире;
− создать условия для развития успешной личности, самореализации каждого учащегося, развития его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей;
− формировать умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
− развивать коммуникативную культуру личности, умения обращаться, вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
− научить создавать публицистические тексты разных типов и жанров, адекватные замыслу, сфере и ситуации общения.
Основные идеи, принципы, подходы, реализуемые в программе
Принцип сотрудничества.
Предполагает готовность к сотрудничеству и конструктивному решению возникающих проблем, способность работать в группах, парах.
Принцип индивидуализации.
Предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся и в частности создание ситуаций при организации занятий, в которых ученик может выполнять как индивидуальную творческую работу, так и работать в группе.
Коммуникативно-деятельностный подход.
Предполагает речевую активность учащихся и их самостоятельность в выборе речевого поведения.
Личностно ориентированный подход.
Способствует становлению, самоопределению, самоутверждению ребенка, выявлению и развитию его способностей и возможностей.
Общая характеристика программы
Реализация программы способствует развитию интереса к такой увлекательной профессиональной сфере, как журналистика, у учащихся школы. Занимаясь в соответствии с нею, ребенок должен продемонстрировать свои умения, свое дарование и, наконец, наглядный результат своей работы.
Необходимо учитывать, что для журналистской деятельности важное значение имеет умение подчинять свои высказывания четкой идее, облекать их в письменную форму, собирать и систематизировать материал на заданную тему, пользоваться черновиком, редактировать написанное.
Достижению поставленных целей может способствовать составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует фиксировать слова, фразеологические словосочетания, которые понадобятся для раскрытия темы. Целесообразно предложить школьникам сделать синтаксические заголовки - словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; выделить предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на взаимосвязь жанра и стиля.
Учащиеся должны помнить о том, что существуют газетные жанры, с которыми необходимо познакомиться, непосредственно изучая программу. Это жанры информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юным журналистам возможность представления одного и того же материала в разных жанрах.
В школьной стенной печати периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли и телепередачи. Опыт написания рецензии учащиеся приобретают на занятиях. Особенностью проведения занятий по программе являются объединение практической и теоретической работы посредством метода проектов, ролевых игр, решения проблемных ситуаций.
Организация выполнения практических заданий предполагает использование коллективных индивидуальных форм работы.
Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо выработать привычку общаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, выбора ударения, образования формы, раскрытия значения.
Формы организации занятий по программе
В основе работы клуба юных журналистов лежит педагогика сотрудничества. Работа по программе организуется с учетом познавательной инициативы ребенка и включает диспуты, поисковые и научные исследования, сбор информации, ее обработку, обсуждение, анализ, интерпретацию и т.д.
На практических занятиях происходит закрепление полученных знаний, выполняются упражнения, проводятся дидактические игры, помогающие группам в приготовлении их творческих работ.
В рекомендуемую структуру занятий могут быть включены следующие компоненты: эмоционально- творческая разминка; создание проблемной ситуации; работа с источниками информации, их анализ и интерпретация; создание речевых высказываний, соответствующих различным публицистическим жанрам; презентация работ, рефлексия.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс предназначен для использования во внеурочной деятельности учеников 4 класса начальной школы в объеме 1 час в неделю ( 34 часа в год). Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Реализация программы способствует развитию интереса к этой профессиональной сфере у учащихся начальной школы. В процессе участия в ней ребенок должен продемонстрировать свои умения, свое дарование и воочию увидеть результат своей деятельности через активное участие в выпуске классных и школьных газет. Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные: осознание значимости журналистики для своего дальнейшего развития; формирование потребности в журналистике как средство познания мира и самого себя; любовь и уважение к языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные: социальными умениями, умениями общаться, вести диалог; знаниями правил вежливого общения со сверстниками и со взрослыми, аргументирования своей точки зрения, умениями выступать перед аудиторией; опытом взаимодействия и сотрудничества со сверстниками в группах, парах на принципах уважения, доверия, взаимопомощи; самостоятельно формулировать тему; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предметные: знаниями основ истории журналистики; знаниями и умениями различать основные газетные жанры (заметка, статья, репортаж, интервью и др.), грамотно излагать информацию в этих жанрах, знанием основных правил редактирования текстов, публикации работ в школьных и районных газетах, на школьном сайте; выделять и обосновывать выделение жанра среди других журналистских жанров; оформлять жанр в соответствии с требованиями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Средства массовой информации. Телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет. Значение СМИ в жизни общества.
2. Печатные средства массовой информации. Газета. Журнал. История возникновения газеты. Создание газеты и журнала.
3. Современные детские журналы и газеты. Общее знакомство.
4. Выпуск газеты. Редактор. Обязанности редактора. Редакционная коллегия. Навыки оформления.
5.Основные жанры газеты. Общее знакомство, отличительные признаки.
6. Заметка. Статья.
7. Репортаж. Формы репортажей. Подготовка репортажа. Отли-чительные признаки репортажа.
8. Интервью. Нормы культурного общения. Упражнения в подготовке интервью.
9. Редактирование текстов.
10. Очерки (проблемный, портретный, путевой).
11. Эссе.
Основные методы сбора информации: печатные источники, Интернет, изучение документов, записи, личные наблюдения, справочная литература.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во час | Основные понятия | Основные виды деятельности | Планируемые результаты |
1 | 05.09 | Все о СМИ | 1 | Телевиденье, радио, газеты, журналы, Интернет | Коллективная исследовательская работа-дискуссия | Повторение определения СМИ |
2 | 12.09 | Путешествие в глубь веков. Тайна крылатых сандалий Гермеса | 1 | Меркурий-Гермес. Мифология. Первые журналисты. бюллетень | Беседа. Работа с литературой по теме | Знакомство с историей журналистики |
3 | 19.09 | Путешествие в глубь веков. Какие они – древние газеты? | 1 | Писатель новостей. Бюро по сбору информации | Беседа. Доклады, сообщения учащихся. Работа с литературой по теме | Знакомство с историей журналистики |
4 | 26.09 | Путешествие в глубь веков. Первые газеты на Руси | 1 | «Ведомости». Газета при Петре 1 | Беседа. Доклады, сообщения учащихся. Работа с литературой по теме | Знакомство с историей журналистики |
5 | 03.10 | Макет номера газеты | 1 | Макет. Столбцы. разворот | Коллективная работа над вариантами расположения заголовков к статьям | Знакомство с макетом газеты |
6 | 10.10 | Что такое верстка газеты? | 1 | Верстка. Правила верстки. Выворотка. Отбивка. стиль | «Мозговой штурм» «Как будем делать газету?» | Знакомство с версткой газеты |
7 | 17.10 | Что такое жанры журналистики? | 3 | Журналистика. Жанры журналистики | Доклады учащихся. Работа с литературой по теме | Жанры журналистики |
8 | 24.10 | |||||
9 | 31.10 | |||||
10 | 14.11 | Где взять тему? | 1 | Источники информации журналиста. Документы. Записи. Интервью. Личные наблюдения. Рубрика | Беседа. «Мозговой штурм». Практическое занятие с газетным материалом | Умение выбирать тему, название рубрики |
11 | 21.11 | Жанры журналистики | 1 | Жанр. Статья. Заметка. Очерк. Интервью. Эссе. Репортаж | Практическое занятие с газетным материалом | Знание жанров журналистики |
12 | 28.11 | Информационные жанры | 2 | Информация. Заметка. Очерк. Интервью. Репортаж | Практическое занятие с газетным материалом | Подготовка выпуска классной газеты с репортажами, интервью |
13 | 05.12 | |||||
14 | 12.12 | Какая важная информация! | 1 | Источники информации: интервью, документы, записи, личные наблюдения, справочная литература | Практическое занятие | Умение работать с источниками информации |
15 | 19.12 | Мы – авторы репортажа! Репортаж «Пришел, увидел – написал!» | 2 | Репортаж. Событие. Ответы на вопросы «Что? Где? Когда? Как?» | Написание репортажа. Конкурс «Прекрасный материал! Поздравляем! | Подготовка выпуска классной газеты с репортажами, интервью |
16 | 26.12 | |||||
17 | 16.01 | Формы интервью. Интервью «Раз вопрос, два вопрос!» | 2 | Интервью-монолог, интервью-диалог, «круглый стол», пресс-конференция | Практическое занятие | Выпуск классной газеты с репортажами, интервью |
18 | 23.01 | |||||
19 | 30.01 | Интервью – не просто беседа. Правила речевого этикета, или Что мы можем себе позволить? | 2 | Внимание к собеседнику. Доброжелательность, умение слушать и слышать. Словесный портрет | Практическое занятие | Умение брать интервью |
20 | 06.02 | |||||
21 | 13.02 | Конкурс лучшее интервью | 1 | Определение наиболее удачных работ по воплощению идеи, замысла, использованию изобразительно-выразительных средств языка | Практическое занятие | Умение брать интервью |
22 | 20.02 | Литературно-художественные жанры | 2 | Зарисовка. Пейзажная зарисовка. Литературный портрет. Очерк | Практическое занятие с газетным материалом | Знание художественно-литературных жанров |
23 | 27.02 | |||||
24 | 05.03 | Портретный очерк | 1 | Очерк. Портрет. Характеристика главного героя | Практическое занятие с газетным материалом. Творческая работа | Написание портретного очерка |
25 | 12.03 | Путевой очерк | 1 | Очерк. Путешествие | Практическое занятие. Творческая работа | Написание путевого очерка |
26 | 19.03 | Основные публицистические жанры. Заметка | 1 | Заметка. Тема заметки | Практическое занятие. Творческая работа | Написание заметки |
27 | 02.04 | Статья «Всем обо всем!» | 1 | Статья. Тема статьи | Практическое занятие. Творческая работа | Написание статьи |
28 | 09.04 | Эссе | 1 | Эссе | Практическое занятие. Творческая работа | Написание эссе |
29 | 16.04 | Такой интересный лид! | 1 | Лид (лид-вопрос, лид-восклицание, лид-цитата, лид-временное умолчание, лид-резюме) | Практическое занятие. Творческая работа | Написание лида |
30 | 23.04 | Редактирование текста | 1 | Редактор. Правила редактирования | Практическое занятие. | Умение редактировать текст |
31 | 30.04 | Защита и презентация творческой работы | 2 | Газетная журналистика. Жанры (статья, заметка, репортаж и т.д) | Индивидуальные и групповые отчеты | Умение защищать творческую работу |
32 | 07.05 | |||||
33 | 14.05 | Выпуск итоговой газеты по курсу. Презентация газеты | 2 | Этапы создания газеты (определение участников, сроков создания, распределение поручений) | Практическое занятие. «Мозговой штурм». Творческая работа | Умение защищать творческую работу |
34 | 21.05 |
Способы контроля результатов:
- наблюдение;
- защита творческих работ в различных формах;
- написание работ различных газетных жанров;
- ведение «Блокнота журналиста»;
- публикация созданных материалов в школьной прессе.
Учебно- методическое обеспечение
1.Агафонова Ю. А. Методы профильной подготовки будущих журналистов / Ю. А. Агафонова. – М., 2001.
2.Кашлева Н. В. Пресс-клуб и школьная газета / Н. В. Кашлева. – М., 2009. 3.Детская и юношеская самодельная пресса (теория и практика): сборник. 4.Гринева Л. Н. Как организовать в школе выпуск газеты / Л. Н. Гринева. – М., 2004
Материально- техническое обеспечение
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Экран
5. Блокноты
6. Альбомы для рисования
7. Краски
8. Гуашь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Занимательная математика. Программа внеурочной деятельности. 2 класс
Программа составлена по новым ФГОС....
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...