Организация учебного сотрудничества через формирование УУД
материал по теме

Петрова Светлана Юрьевна

Статья об организации групповой работы и работы в паре в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotr.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Светлана Юрьевна Петрова

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ УУД

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Большинство учёных, педагогов, методистов, изучая роль школы в обучении и воспитании подрастающего поколения, отмечают, что главную роль в этом процессе играет начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чём заключается эта роль? В свете новых требований – научить ребёнка учить себя. Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности? Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем? Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос? Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении? Эти и множество других вопросов я часто задавала себе. Ответ нашла сейчас, начав заниматься новой темой для самообразования: это – несформированность  универсальных учебных действий.

Система универсальных учебных действий (УУД) прописана во ФГОС 2 поколения для начальной школы. Изучив материалы ФГОС, опыт коллег, методические материалы, я решила работать над данной темой. В 2011 году прошла обучение в Томском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по теме «ФГОС: требования разработки ООП НОО»2011г.

Работу я разделила на этапы:

1.Подготовительный. 
Совместно с психологом школы провела диагностику сформированности УУД обучающихся. Как известно, УУД делятся на 4 группы: регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные. Для определения уровня сформированности УУД каждой группы использовали различные методики, их можно взять из опыта работы коллег в методических изданиях и в Интернете. Вот некоторые из них:

- методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера)

- проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»

- методика «Кто я?» (модификация методики М.Куна)

- рефлексивная самооценка учебной деятельности

-шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой)

- опросник мотивации

-методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха

- задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

- задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)

- анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю)

2. Теоретический. Формирование УУД должно проходить в соответствии с учебной программой.

На основании результатов диагностики я составила программу, целью которой является выстраивание процесса обучения не только как процесса усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности, но и как процесса развития личности.

3. Практический. Каждый урок я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы.

Вот некоторые из них:

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. На каждом уроке дети сами прогнозируют цель и задачи урока. Они определяют контроль за исполнением каждого задания, ставя кружок нужного цвета.

При выполнении индивидуальных заданий - дети выполняют самостоятельно. Прочитав задание, ребята анализируют его и сравнивают с образцом.

При изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?».

Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом.

На уроке учащиеся самостоятельно контролируют свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их могут оценить уровень своих знаний и умений по теме урока.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке:

- возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;

- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше
времени, чем при фронтальной работе;

-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся;

- возрастает сплочённость класса;

- ученик более точно оценивает свои возможности;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;

-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Для данных видов работы ребята выработали свои правила:

1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте.

2. Вы уважаете мнение каждого участника.

3. Шум может быть только рабочим.

Роли в группах распределены и время от времени происходит их смена для того, чтобы каждый мог попробовать свои силы. Обязанности каждого члена группы составлены ребятами (вернее, выбраны из разных вариантов, которые были ими предложены): координатор - обеспечивает равное участие в работе членов группы, планирует этапы работы; инструктор - оказывает помощь; идеолог – направляет работу в соответствии с задачей (Не отвлекаемся, мы ушли от темы и др.); секретарь - записывает идеи, ответы; заводила - отмечает групповые свершения (Молодцы, дадим возможность ответить Пете и др.); бодрила - воодушевляет членов группы (Мы продвинулись вперёд, интересная дея и прочее). Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Работа над проектами. При работе над среднесрочным проектом «Что такое здоровый образ жизни?» ребята провели много исследований, сделали выводы. Результатом этой работы я считаю то, что на родительском собрании 3 родителей сказали, что ребёнок отучил их курить. Во время экологического похода ребята очень живо указали мальчику, который принёс газированный напиток, на его вредность и опасность. Творческие задания на уроках.
Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично. Использую чаще всего при изучении новой темы. Например, на уроке окружающего мира по теме «Кто такие рыбы?», дети высказывают предположения: кит – рыба и кит – млекопитающее. После чего спрашиваю: «Что вас удивило? Какое противоречие видите? Какой возникает вопрос?», тем самым подвожу к проблемному диалогу.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями, я использую практически на каждом уроке вывод о вреде курения.
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу ещё раз подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока.

Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе – вот задача современного творчески работающего учителя.
Результаты работы над данной темой:

1.Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока. Но этим умением не овладели ещё 4 человека. Им я даю подсказки:

а) Сколько раз ты ответил правильно, где допустил ошибки, отметил ли на рабочем листе?

б) При составлении плана работы, например, по теме «Склонение имени существительного»: что должны определить у имени существительного в первую очередь? Далее?

Этих детей иногда определяю в отдельную группу и уделяю им большее внимание. А иногда они работают в группе постоянного состава и сами ребята помогают им и учат их.

2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.

3.Развивается умение работать в парах и группах:

- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;

- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.

4. Учимся использовать знаково-символические средства. Дети заинтересовались этой работой, проявляют творчество. Урок проходит продуктивно и интересно.

5. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной деятельности.

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.
Литература:
1. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе

В работе даны :1.Теоретические  аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...

Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе

В работе даны :1.Теоретические  аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...

Формы организации учебного сотрудничества на уроках в условиях работы в соответствии ФГОС

В основе метода учебного сотрудничества лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия: работа в малых группах, бригадах, парах....

Выступление "Организация учебного сотрудничества младших школьников"

Важнейшей задачей современной начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В сост...

Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе.

Учебное сотрудничество строится как ребёнка и взрослого по взаимопониманию, по выяснению позиций, точек зрения всех партнёров учебного взаимодействия. Предметом действия учителя является не только сам...

Индивидуальная программа профессионального развития педагога.Тема: «Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»

Выбор темы самообразования: « Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей», в условиях реализации ФГОС, совершенно актуален и очевиден, так ...

Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе

Традиционная модель начального образования в соответствии с потребностями развивающегося общества и личности претерпела в последнее время значительные изменения, связанные с формированием новых предст...