Проектная деятельность младших школьников
проект (3 класс) по теме
Об опыте проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность младших школьников | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г.Карабаша»
Проектная деятельность - современная технология всестороннего развития ребенка
Автор Короткова Лариса Анатольевна
Учитель начальных классов
Карабаш 2014
Одной из приоритетных задач современных школ является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции к познавательной деятельности. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в образовательный процесс современных технологий.
Одной из современных и эффективных технологий является - проектная деятельность, которая имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной активности, развитие социальных навыков детей в процессе их совместного взаимодействия, приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, способность самостоятельно мыслить, самообучаться и саморазвиваться.
Ценным в проекте является не столько результат познавательной деятельности ребенка, как обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию к познанию мира.
Формирование основ проектной деятельности будет эффективным если:
- направлена на формирование мотивации
- наличие систематичности процесса
- проектные приемы должны отвечать современным тенденциям образования
Основные цели проектной деятельности:
- развитие познавательного интереса у детей
- развитие интелектуальных, творческих и коммуникативных способностей детей
- формирование личности, способной к жизнедеятельности, самоопределению, ясно представляющей свои возможности и способы их реализации
Задачи проектной деятельности:
- изучить педагогические, психологические, литературные источники по проблеме
- исследовать актуальность проблемы
- выявить продуктивную технологию достижения цели
- использовать проекты в классно - урочной деятельности и во внеклассной работе
- ознакомить детей с проектной деятельностью
Предполагаемые результаты:
- расширение кругозора детей в интересующей их области знаний
- умение находить источники информации, извлекать нужную информацию
- умение планировать деятельность
- умение работать командой, доводить дело до конца
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует самооценку. Именно в этом возрасте закладывается ряд ценных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности необходимо обязательно учитывать возрастные и психолого - физиологические особенности возраста.
Включать детей в проект надо постепенно, начиная с доступных творческих заданий и плавно переходить к сложным проектам.
Принципы организации проектной деятельности:
- Учет интересов детей. Если нет личностной включенности нет и проекта.
- Познание через деятельность.
- Познания - это итог преодоления трудностей
- Сотрудничество педагога, ребенка, родителей
- Свободное творчество в выборе темы, решение проблемы, оформление и защита.
Технология проектирования заключается в самостоятельной деятельности ребенка, под руководством педагога и родителей, в решение значимой для него проблемы, в ходе решения проблемы ребенок получает самостоятельно добытые знания, сам выбирает значимое для проекта. Поняв ,что он чего - то не знает, не умеет сам начинает активно действовать и решать проблемный вопрос, включаясь в общение со сверстниками и учителем.
По выбранной теме собираются сведения, которые интересны детям. После сбора информации идет работа над проектом. Обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе. Сбор сведений необходимых не только для проекта, но и для реализации интересов детей.
Ребенок учится работать как индивидуально, так и в группе детей. Учится договариваться, приходить к единому мнению, но иногда это не получается и задача педагога состоит в том , чтобы научить детей общаться, слушать и понимать друг друга
Проектная деятельность имеет целый ряд достоинств, оказывает огромное влияние на развитие умений у детей .
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее)
- социального взаимодействия (работать в команде, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом работы)
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других)
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять недостающие элементы)
- презентационные (выступать перед другими, отвечать на вопросы, демонстрировать артистические возможности)
менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность, время, принимать решения)
Рассмотрим поэтапно содержание проекта:
1. Погружение в проект. Выбираются и формулируются проблемы, которые будут решены в ходе проектной деятельности, выдвигаются гипотезы, требующие доказательств или опровержения.
2. Организационный момент. Выбираются участники проекта, определяется направление работы, формулируются задачи.
3. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных.
4. Обработка и оформление результатов проекта. Результаты представляются в виде творческой работы.
5.Обсуждение полученных результатов: Представление результатов в виде доклада, презентации, ролевой игры, творческой мастерской, дискуссии, конференции. Обсуждение и анализ полученной информации, делятся мнениями, задают вопросы.
Работа над проектами позволяет детям:
- освоить первичные методы исследования.
- применить имеющиеся знания в реализации своих интересов.
- тесно сотрудничать с родителями.
На начальном этапе проекты носят творческий характер и дают возможность каждому ребенку самовыразиться, что само по себе очень ценно для повышения самооценки ребенка. Предлагаю некоторые варианты проектов, которые несложные и интересны детям:
По окружающий миру "Головные уборы" - ребята делают доклады о головных уборах разных эпох, истории развития одежды, подбирают иллюстрации, показ мод, создают свой головной убор - моделируют и т.д.
Среди проектов, которые вызывают интерес у детей можно назвать "Мой день" - это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни.
"Посади огород" - В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдают, как развиваются растения, фиксируют результаты, фотографируют и представляют.
"Помоги пернатому другу" Дети получают знания о перелетных и зимующих птицах, находят интересные факты, делают скворечники и кормушки.
Внедрение проектной деятельности позволяет строить учебно - воспитательный процесс с учетом индивидуального темпа развития ребенка.
Повышается интерес к учению, за счет интеграции учебной и внеурочной деятельности.
В классе формируется положительный психологический климат, что особенно важно.
Информационные источники:
Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007)
Журнал «Начальная школа» №9-2005 г.
Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.
Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2000г. № 1, 4
Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
http://www.ict.edu.ru
http://www.it-n.ru
http://pedsovet.ORG.ru
http://www.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность младших школьников
Проектная деятельность младших школьников...
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»
Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...
Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.
Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...