Проектная деятельность младших школьников
проект (3 класс) по теме

Об опыте проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 г.Карабаша»

Проектная деятельность - современная технология всестороннего развития ребенка

Автор Короткова Лариса Анатольевна

Учитель начальных классов

Карабаш 2014

         Одной из приоритетных задач современных школ является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции к познавательной деятельности. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в образовательный  процесс современных технологий.

    Одной из современных и эффективных технологий является -  проектная деятельность, которая имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной активности, развитие социальных навыков детей в процессе их совместного взаимодействия, приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, способность самостоятельно мыслить, самообучаться и саморазвиваться.

    Ценным в проекте является не столько результат познавательной деятельности ребенка, как обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию к познанию мира.

   Формирование основ проектной деятельности будет эффективным если:

- направлена на формирование мотивации

- наличие систематичности процесса

- проектные приемы должны отвечать современным тенденциям образования

Основные цели проектной деятельности:

  • развитие познавательного интереса у детей
  •   развитие интелектуальных, творческих и коммуникативных способностей детей
  • формирование личности, способной к жизнедеятельности, самоопределению, ясно представляющей свои возможности и способы их реализации

Задачи проектной деятельности:

  • изучить педагогические, психологические, литературные источники по проблеме
  • исследовать актуальность проблемы
  •  выявить продуктивную технологию достижения цели
  • использовать проекты в классно - урочной деятельности и во внеклассной работе
  • ознакомить детей с проектной деятельностью

Предполагаемые результаты:

  • расширение кругозора детей в интересующей их области знаний
  • умение находить источники информации, извлекать нужную информацию
  • умение планировать деятельность
  • умение работать командой, доводить дело до конца

      Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует самооценку. Именно в этом возрасте закладывается ряд ценных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности необходимо обязательно учитывать возрастные и психолого - физиологические особенности возраста.

       Включать детей в проект надо постепенно, начиная с доступных  творческих заданий и плавно переходить к сложным проектам.

Принципы организации проектной деятельности:

  • Учет интересов детей. Если нет личностной включенности нет и проекта.
  • Познание через деятельность.
  • Познания - это итог преодоления трудностей
  • Сотрудничество педагога, ребенка, родителей
  • Свободное творчество в выборе темы, решение проблемы, оформление и защита.

   Технология проектирования заключается в самостоятельной деятельности ребенка, под руководством педагога и родителей, в решение значимой для него проблемы, в ходе решения проблемы ребенок получает самостоятельно добытые знания, сам выбирает значимое для проекта. Поняв ,что он чего - то не знает, не умеет сам начинает активно действовать и решать проблемный вопрос, включаясь в общение со сверстниками и учителем.

   По выбранной теме собираются сведения, которые интересны детям. После сбора информации идет работа над проектом. Обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе. Сбор сведений необходимых не только для проекта, но и для реализации интересов детей.

      Ребенок учится работать как индивидуально, так и в группе детей. Учится договариваться, приходить к единому мнению, но иногда это не получается и задача педагога состоит в том , чтобы научить детей общаться, слушать и понимать друг друга

  Проектная деятельность имеет целый ряд достоинств, оказывает огромное влияние на развитие умений у детей .

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее)
  • социального взаимодействия (работать в команде, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом работы)
  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других)
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять недостающие элементы)
  • презентационные (выступать перед другими, отвечать на вопросы, демонстрировать артистические возможности)

менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность, время, принимать решения)

Рассмотрим поэтапно содержание проекта:

1. Погружение в проект. Выбираются и формулируются проблемы, которые будут решены в ходе проектной деятельности, выдвигаются гипотезы, требующие доказательств или опровержения.

2. Организационный момент. Выбираются участники проекта, определяется направление работы, формулируются задачи.

3. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных.

4. Обработка и оформление результатов проекта. Результаты представляются в виде творческой работы.

5.Обсуждение полученных результатов: Представление результатов в виде доклада, презентации, ролевой игры, творческой мастерской, дискуссии, конференции. Обсуждение и анализ полученной информации, делятся мнениями, задают вопросы.

Работа над проектами позволяет детям:

- освоить первичные методы исследования.

- применить имеющиеся знания в реализации своих интересов.

- тесно сотрудничать с родителями.

На начальном этапе проекты носят творческий характер и дают возможность каждому ребенку самовыразиться, что само по себе очень ценно для повышения самооценки ребенка. Предлагаю некоторые варианты проектов, которые несложные и интересны детям:

    По окружающий миру "Головные уборы" -  ребята делают доклады о головных уборах разных эпох, истории  развития одежды, подбирают иллюстрации, показ мод, создают свой головной убор - моделируют и т.д.

Среди проектов, которые вызывают интерес у детей можно назвать "Мой день" - это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни.

"Посади огород" - В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдают, как развиваются растения, фиксируют результаты, фотографируют и представляют.

  "Помоги пернатому другу" Дети получают знания о перелетных и зимующих птицах, находят интересные факты, делают скворечники и кормушки.

    Внедрение проектной деятельности позволяет строить учебно - воспитательный процесс с учетом индивидуального темпа развития ребенка.

 Повышается интерес к учению, за счет интеграции учебной и внеурочной деятельности.

В классе формируется положительный психологический климат, что особенно важно.

Информационные источники:

Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007)

Журнал «Начальная школа» №9-2005 г.

Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.

Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2000г. № 1, 4

Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.

http://www.ict.edu.ru

http://www.it-n.ru

http://pedsovet.ORG.ru

http://www.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...