Решить, испытав радость
статья по теме
Проектно-исследовательская деятельность школьников в настоящее время находится под пристальным наблюдением педагогической науки. Это, видимо, связано с тем, какое место заняла проектная деятельность в повседневной педагогической практике. В статье представлен опыт работы руководства детскими проектами, размышления, сомнения и находки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshit_ispytyv_radost.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность школьников в настоящее время находится под пристальным наблюдением педагогической науки. Это, видимо, связано с тем, какое место заняла проектная деятельность в повседневной педагогической практике. Проекты вошли в школьную жизнь, широко практикуются учебные и внеучебные проекты, исследовательские и творческие, социальные и метапредметные.
При анализе детских проектов, присланных на различные конкурсы, критику вызвали попытки детей рассказать о том, как у них возникли идеи выполнить проект. Сделалось совершенно убедительное заключение о субъективизме новизны темы работы ребенка.
Но за пределами внимания исследователей осталась эмоциональная составляющая детской проектной деятельности, которая для ребенка младшего школьного возраста является крайне важной. Ученые и методисты обращают внимание педагогов-практиков на необходимость изменения педагогическим руководством детского исследовательского проекта, который бы возникал с проблемного вопроса, на который ребенок искал бы ответ.
Но нельзя не учитывать, что помощью проекта ребенок решает свои проблемы, то есть, хотим мы или нет, но субъективизм в детских работах присутствовать будет. Проект, как мне кажется, будит в ребенке творческую активность, которая совсем не обязательно должна вылиться в исследование, направленное на решения некого противоречия. И, по моему убеждению, возникновение творческой активности ребенка одно из самых главных итогов в проектном опыте школьника.
Наблюдения показывают, что самому ребенку значительно интереснее получить в результате проекта макет города, рукописную книжку, мультяшку, самолет, другими словами проектный продукт. Такая работа позволяет ребенку испытать радость от созидания.
Проект сам по себе очень трудоемкое дело, а когда детям 7-9 лет и вовсе кажется неподъемным. Чем вызвано такое настойчивое стремление педагога включить в проектную деятельность каждого ребенка?
Когда я получила свой класс, я увидела, каким большим потенциалом обладают эти ребятишки, с какой охотой откликаются они на все новое, интересное, какие они пытливые и любознательные. Одного еще не сложилось – классного коллектива: то дерутся, то дразнятся, то пытаются кого-то изолировать. Передо мной встала задача сдружить ребят. А где лучше всего формируется коллектив? – В совместной деятельности. А что лучше проекта эту совместную деятельность может организовать? Так я пришла к решению предложить детям создать рукописную книгу. Тема книги тоже отвечала педагогическим целям: мне хотелось показать ребятишкам, что каждое имя интересное, имеет свою историю и толкование. А для ребенка за именем стоит он сам или его одноклассник.
«Познакомьтесь, это мы, ребята 2а класса 473 школы. Лена, Рита, Артем, Марина, три Насти, Назар, Даша, Эля, две Лизы, Глеб, Сережа, Олюшка, Ксюша, две Кати, Андрюша, два Данилки, Соня, Таня, Виталик, Влад, Полинка, Иришка» - так начиналась вступительная статья к нашей рукописной книге с озорным названием «На всякого Егорку есть поговорка».
Ребята прочитали много книг, нашли о своих именах стихи и поговорки, пословицы и прибаутки, нарисовали на страничках свои иллюстрации. Бабочки, разноцветные шары, усатые коты, корабли и рыбы, необычные цветы украсили книжку. Обложку нашей книжки оформила Эля Козловская, народный художник 2а класса.
Название издательства тоже придумали сами - «УМНИЦЫ». Да и правда, как же еще может называться наше издательство? Книжку собрали и отдали в переплет. «Наша книжка издана в одном экземпляре и сразу станет библиографической редкостью», - пошутила я во вступительной статье.
Книга «На всякого Егорку есть поговорка» - наш первый творческий проект.
В третьем классе при решении задач повышенной трудности, из учебника математики, родилась идея создать настенный постер, в котором бы были изложены решенные задачки. Тема для них оказалась близка современным детям – «Один дома».
Ребята с помощью математики пытались представить себе жизнь без родителей и решить все проблемы, которые вдруг возникают. Как сварить кашу, если у тебя только две кастрюли? Сколько раз нужно сходить в магазин, чтобы купить еду сразу трем сенбернарам? Сколько мыльных пузырей взлетит с трех балконов в честь возвращения любимых родителей? Таких «сколько» было 8. Но решать можно было по желанию любые задачки.
С каким интересом рассматривали ребята друг у друга иллюстрации! Как сверяли решения (задачку можно было решить разными способами, в том числе и просто нарисовать). Самыми удачными проектами были признаны два - Болдыревой Насти и Павлова Андрея.
А вот подходы к решению у ребят были разные.
Настя проиллюстрировала условие задач: нарисовала собак, пшено, мясо. Посчитала, сколько нужно каждой собаке еды. Показала календарь, в котором отметила дни без родителей. То есть отразила с помощью иллюстрации математическую сущность задач. По Настиному постеру удалось решить задачки даже тем ребятам, кто сам не додумался, как ни старался.
Андрей же ухватил прикладной характер математики и в своих иллюстрациях показал бытовые сцены, при этом решение задач было написано рядом. Повеселили всех три голодные собаки, сидящие у магазина «МЯСО» и с жадность смотрящие на двери.
Что дал проект ребятам? Как мне кажется самое главное – умение видеть проблему, переводить ее в творческую задачу и решать. А решив, испытать чувство радости от работы, переживаний и мыслей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.
Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе меж...
Внеклассное мероприятие "Математический турнир "Решай-ка"
Данное мероприятие поможет сформировать умения использовать математические способности у школьников в нестандартных заданиях....
Формирование умения решать задачи.
Сообщение на МО начальных классов. Рассматриваются разнообразные методы и приёмы работы по решению текстовых задач в начальных классах....
"Решаем задачи со снеговиками"
Дед Мороз оставил подарки для снеговиков под ёлочками, но метель спрятала их под снежными сугробами. Правильно решив задачи, можно найти спрятанные подарки. Даны задачи по математике для 2 класса...
Статья "Учить решать задачи – учить решать проблемы"
Выступление на конференции...
3 класс Реши задачи реши примеры
комплексная тренировка к контрольным работам по задачам и вычислениям...