Занимательная математика. 2 класс. Цель урока: Продолжать развивать логическое мышление, умение анализировать и решать нестандартные задачи.
план-конспект урока математики (2 класс) на тему

                                                             Занимательная математика. 2 класс.

Цель занятия: Продолжать развивать логическое мышление, умение анализировать и решать нестандартные задачи.

 

 

 

 

                           ХОД ЗАНЯТИЯ.

 

1. Организационный момент.

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы отправимся на ярмарку, только необычную ярмарку, а математическую. Как вы объясните смысл слова “ярмарка”? (учащиеся обращаются к словарям)

Дети. Ярмарка – это большой торговый съезд в урочное в году время.

Учитель. Действительно, ярмарка – этобольшой съезд, сход людей, на ярмарке можно приобрести не только необходимые товары, но и увидеть много интересного, любопытного, проявить себя в конкурсах, соревнованиях.

(звучит песня “Ярмарки краски” в исполнении В.Леонтьева).

Пришло время и нам побывать на ярмарке. Мы будем работать в командах. Разрешите представить 3 команды-участников:

“Смекалистые”

“Изобретательные”

“Сообразительные”.

2. Разминка.

Итак, мы на ярмарке, но чтобы войти туда необходимо получить билет-пропуск, а для этого разгадайте ребусы и скажите, чем мы будем заниматься на ярмарке. Команды отгадывают ребусы и получают билет.

image

Учитель. Билеты получены, но ворота, ведущие на ярмарку еще не отворены. Посмотрите, вывеска и перед нами 3 двери:

image

“Одну дверь отворишь - попадешь в лес глухой, другую – в чистое поле, а третью – на ярмарку”.

Вы легко найдете нужную дверь, если будете внимательны. Вы видите 3 одинаковые двери. Наша дверь не самая левая, но левее двери, ведущей в чистое поле. Какая же дверь распахнется перед нами?

Учитель. Дверь найдена, но она заперта на ключ. Нам предстоит подобрать ключ. Вы видите замок с секретом. На его стенке изображены геометрические фигуры. В правой части замка под пластинкой находятся вырезы для ключа. Догадайтесь, какой формы вырезы скрываются под пластинкой? Нарисуйте.

image

3. Состязание команд.

Учитель.Наконец-то мы на ярмарке. Сколько всего можно увидеть на ярмарке, из песни вы услышали об этом. А нас приглашают посетить математический тир. За каждый выстрел вы получаете бонус.

image

осемнадцать + восемь )

image

осемьдесят +15)

* - 17 = 40

(57 – 17)

 

А вот и выставка птиц. Задание “Тест с выбором ответа”.

18

10

 

image

Выполните заданный алгоритм решения выражения, значение выражения укажет на выбор ответа. ( учащиеся выполняют задание и называют ответ).

Синица - 7

Мухоловка - 10

Кукушка - 17

Учитель.Итак, ваш ответ - 7 - синица. Что вы знаете о птице синице? Почему ее так назвали? (учащиеся рассказывают)

Учитель дополняет. СИНИЦА – маленькая птичка из отряда воробьиных. Известно 60 видов синиц, в нашей стране обитает 13 видов. Каждая синица за день съедает столько насекомых, сколько весит сама. Этим приносит большую пользу, уничтожая вредных насекомых. У синиц бывает до 15 птенцов, иногда за лето они выводят их по 2 раза. Окраска синицы - пестрая, у таких видов как лазоревка, длиннохвостая синица, хохлатая синица, гаичка есть синее оперение. Может поэтому она названа синица, а также эти птички издают интересное чирикание- синь-синь. Возможно и это послужило названием для этой птички.

Как мы поможем птицам выжить в трудное зимнее время? (беседа о значении кормушек).

Минутка отдыха – игра “АУКЦИОН”.

Сообщить как можно больше стихов, загадок, песенок, названий сказок, связанных с математикой.

Учитель. Внимание! Внимание! Всем! Всем! Всем! Объявляется конкурс “Самый умный”. Каждая команда предлагает своего претендента на участие в этом конкурсе. В течение 1 минуты вам будут заданы вопросы. Кто назовет большее количество правильных ответов, будет считаться самым умным и смекалистым по математике.

1 команда.

1.    Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? (0)

2.    Как называется фигура, у которой 3 угла? (треугольник).

3.    Сколько будет, если к 5 прибавить 0? (5)

4.    Назови соседей числа 11. (10,12)

5.    Сколько сантиметров в 1 дм? (10 см)

6.    Что больше 1 дм или 1 м?

7.    Сколько углов у круга?

8.    99 + 1 (100)

9.    17 + 3 (20)

10.                      20-10 (10)

2 команда.

1.    На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего яблок? (10)

2.    Как называется фигура, у которой 4 угла?

3.    Сколько будет, если из 10 вычесть 0?

4.    Назови соседей числа 19 ( 18,20)

5.    Сколько дм в 1 метре?

6.    Что больше 1 смили 1 дм?

7.    Если петух стоит на двух ногах, то весит 4 килограмма. Сколько будет весить петух, стоя на 1 ноге? (4 кг).

8.    29 + 1

9.    18 + 2

10.                      30 – 10.

3 команда

1.    Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола? (5)

2.    Как называется четырехугольник, у которого все стороны равны?

3.    Сколько будет, если к 99 + 1?

4.    Назови соседей числа 30 (29,31)

5.    Сколько сантиметров в 1 метре?

6.    Что больше 1 смили 1 м?

7.    Сколько лет жили старик со старухой на берегу синего моря?

8.    Найдите сумму чисел 8 и 4.

9.    40 + 10

10.                      50 – 20

На ярмарке можно повстречать своих давних знакомых, найти новых друзей и даже родственников. Посмотрите, какая интересная встреча.

(Инсценирование сказки “Родственники”).

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, ибо при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид.

image

Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась:

- Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные стороны мои так и сольются и углы один на другой точь-в-точь наложатся. Если перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравняются. Захочу перегнуться по любой прямой, идущей с угла на угол, тогда и соседние стороны сольются. Красивее меня нет фигуры на свете! И вы не удивляйтесь, если увидите меня то большим, то маленьким: я по размеру сторон могу быть всяким. Только красота моей фигуры от этого не изменится.

Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.

А зовут меня (учащиеся называют)

Ходил квадрат по свету.  Стало тяготить его одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в дружной и хорошей компании не приходится. А уж какое веселье одному! Весело бывает только вместе с друзьями. И решил квадрат поискать родственников.

Однажды встречает он на пути такую фигуру.

image

Стал квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное обнаруживал он в этой фигуре. И спросил он тогда:

- Как зовут тебя?

- Называют меня … Ребята, помогите!

- А мы не родственники ли?

- Я бы тоже был рад узнать об этом. Правда, по размерам и по отношению моих смежных сторон я могу быть разным. Но если у нас найдутся четыре неизменных сходных признака, значит, мы с тобой из одного рода и у нас имеется общее название.

Стали они искать и обнаружили эти четыре признака сходства:

Учащиеся перечисляют.

Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, вместе и веселиться, вместе по белу свету шагать.

Отдыхают они как-то и видят: выходит из-за кустарника какая-то новая фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой.

image

Поздоровалась вежливо фигура с квадратом и прямоугольником.

- Долго я искала представителей нашего старинного рода. Наконец-то я вас встретила, разыскала своих родственников.

А зовут-то тебя как? - с удивлением спросили новую фигуру.

Зовут меня (учащиеся дают название фигуре)

- Но как ты докажешь, что мы родственники?

Очень просто. Мы все имеем два общих признака.

И эти два признака сходства были немедленно названы учащимися.

Так встретились и стали вместе жить три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом

Дети хором:- Четырехугольники!

Учитель.И в заключении умозаключения.

- Прочитайте слова, которые здесь написаны. Найдите “лишнее” по смыслу. Замените оставшиеся слова общим названием.

 

  • метр
  • дециметр
  • килограмм
  • сантиметр
  • миллиметр
  • век
  • год
  • метр
  • месяц
  • час
  • минута
  • тонна
  • килограмм
  • сутки
  • грамм

Учитель.Мы покидаем ярмарку, определим победителя, кто набрал больше всего бонусов.

(Подведение итогов, награждение).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК развивать логическое мышление на уроках математики в специальной ( коррекционной) школе VIII вида?

Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Переход к понятийному,  отвлеченному мышлению...

Внеклассное занятие "Юным умникам и умницам" по теме "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи."

Данное занятие проводится в рамках программы "Работа с одаренными детьми" и способствует развитию познавательных способностей учащихся....

Конспект внеурочного мероприятия по теме «Умники и умницы. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».

Тема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».Цели: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, вооб...

Занятие 32 (16). Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. Графический диктант.

Технологическая карта урока. 4 класс. "Юным умникам и умницам". Информатика, логика, математика. О. А. Холодова....

Презентация с аннотацией к открытому уроку по развитию логического мышления в 1 классе Логические задачи-шутки,задачи-загадки на уроках математики в начальных классах

Цель  презентации: развитие аналитического мышления,анализ,сравнение,сопоставление,обобщение,классификация,развитие внимания,памяти,логического мышления,познавательной активности учащихся на урок...

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи....

Задачи в стихах тренируют память, развивают логическое мышление и поднимают настроение!

Задачи в стихах  тренируют память, развивают логическое мышление и поднимают настроение!  Такие задачи - великолепная возможность заинтересовать первоклассника учебным процессом ....