Обобщение опыта работы Кени Светланы Анатольевны, учителя МОУ лицея №4 г.Ейска МО Ейский район по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
статья на тему

Кеня Светлана Анатольевна

Статья содержит теоритический материал по теме, опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в 1-4 классах, фрагменты уроков, презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx791.85 КБ
Файл zdorove_sberegayushchie_tekhnologii.pptx530.37 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы Кени Светланы Анатольевны, учителя МОУ лицея №4 г.Ейска МО Ейский район по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

 Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а непросто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения)

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
     Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
     Здоровьесберегающая деятельность в нашей школе осуществляется в соответствии с планом по оздоровлению и формированию здорового образа жизни, критериями СанПиНа, нормами утомляемости, нормами учебного плана, принципами здорового образа жизни и включает в себя следующие пункты:
• Соблюдение гигиенических требований
• Соблюдение качества питьевой воды и питания учащихся
• Физическая активность школьников в период их пребывания в школе
• Организация образовательного процесса по принципам здоровьесбережения
• Создание благоприятного психологического климата в школе
• Создание благоприятного экологического климата на территории школы
• Снижение заболеваемости школьников и педагогов
• Грамотность школьников и педагогов по вопросам здоровья
• Внеклассная и внеурочная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Содержание и организация воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, и мотивации на ведение здорового образа жизни определяют как здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

В обобщенном виде под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий - такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.

Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость?                        

      Поиск ответа на этот вопрос привёл меня к необходимости такой организации работы на уроке и во внеклассной деятельности, которая явилась бы спасением от «школьных болезней».  С этой целью в своей работе  я применяю здоровьесберегающие технологии, без которых современный урок теряет свою силу.

          Поэтому основой моей работы стало изучение и использование здоровьсберегающих технологий.

           Педагоги – дидакты рассматривают здоровьесберегающую технологию как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

            Целью здоровьесберегающей педагогической технологии является обеспечение учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения, сформировать уроках использую необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

            Какие средства должен использовать учитель? Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают использование средств двигательной активности, использование оздоровительных сил природы, учёт гигиенических факторов.

Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о важности движения для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

           На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:

            -элементы движений (ходьба, бег, прыжки);

            -физические упражнения без предметов;

            -танцевальные упражнения (подготовительные танцевальные упражнения; музыкальное сопровождение);

            -физкультминутки и подвижные перемены;

            -эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

            -гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний и нарушений осанки, для тренировки зрительного анализатора);

             -самомассаж.

 Считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса доски.   Помещение нашего класса - своеобразный уголок фитодизайна, в котором размещены растения, обладающие фитонцидными свойствами: каланхое перистое, хлорофитум хохлатый.

            Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьясбережения ребёнка.

            При построении урока следую гигиеническим критериям рациональной организации урока.

            Соблюдаю плотность урока в диапазоне от 60% до 80%, использую не более 4-7 различных видов учебной деятельности при средней продолжительности каждого не более 10 минут.

            Число использованных мною видов преподавания (словесного, наглядного, самостоятельные работы и др.) не более трёх при чередовании не позже, чем через 10 – 15 минут.

            При применении ТСО руководствуюсь гигиеническими нормами.

            Наблюдаю за чередованием поз учащихся, корректирую их в соответствии с видом работы, слежу за посадкой. Чем естественнее поза ребёнка на уроке, тем менее напряжён ученик, что говорит о его психологическом комфорте, а это – важнейшее условие предупреждения утомляемости.

Урок с позиций здоровьесбережения.

  

 

Критерии здоровьесбережения

На что обратить внимание

1.

Обстановка и гигиенические условия в классе.

Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

2.

Количество видов учебной деятельности.

Норма – 4-7 видов за урок: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.

3.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.

Ориентировочная норма – 7-10 минут. 

4.

Количество видов преподавания.

Словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.

5. 

Чередование видов преподавания.

Не позже, чем через 5-10 минут.

6. 

Наличие и место методов, способствующих активизации.

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные метода (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

7.

Место и длительность применения ТСО.

В соответствии с СанПиН. Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения!

8.

Поза учащегося, чередование позы.

Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Реальное наблюдение за учениками групп риска.

9.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (на 15-20 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

10.

Напоминание на уроке о ЗОЖ

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.

11.

Наличие мотивации на уроке деятельности учащихся.

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

12.

Психологический климат на уроке.

Взаимоотношения на уроке: - Учитель-ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей); - Ученик – ученик (сотрудничество- соперничество, дружелюбие – враждебность, активность- пассивность, заинтересованность - безразличие).

13.

Эмоциональные разрядки на уроке.

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

14.

Плотность урока.

Количество времени, затраченное школьником на работу: от 60% (не менее!) до 75% (не более!).

15.

Момент наступления утомления и снижения учебной активности.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности. При правильно организованном уроке не ранее, чем: 1 класс – на 25-30 минуте; начальная школа – 35-40 минута; средняя и старшая школа – 40 минута; ККО – 30 минута.

16.

Темп окончания урока.

Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, д/з уже давно записано и прокомментировано, настрой на успех. Улыбка учителя!

Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой.

Обязательным условием урока считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых, познавательных). Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе.

Можно выделить следующие виды физкультминуток:
- Упражнения для снятия общего и локального утомления;
- Упражнения для кистей рук;
- Гимнастика для глаз;
- Упражнения, корректирующие осанку;
- Дыхательная гимнастика. 


Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:
«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

1.    Комплекс упражнений « Мы - спортсмены».

- Мы плаваем (махи руками вперед, назад.)

- Мы -  штангисты (ноги на ширине плеч, наклоны, имитируем поднятие штанги).

- Мы – бегуны (имитируем ходьбу и бег на месте).

- Мы – боксеры (руки в кулак, имитируем удары с резким выдохом).

2. Физические упражнения для формирования правильной осанки.

- «Великан». Встать на носочки, поднять вверх руки, тянуть туловище вверх, ходить на месте.

-« Обезьянка». Руки вверх, лезем по канату, считаем до пяти, затем руки встряхиваем.

- «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и маршировать как военный, вытягивая носок прямой ноги. Ногу ставить на всю ступню.

- «Ворота». Встать спиной друг к другу, поднять вверх руки и взять соседа за руки. Сделать шаг вперед, спину прогнуть назад.

3. Упражнения для укрепления « мышечного корсета».

Эти упражнения применяются с целью развития силы и выносливости мышечных групп, обеспечивают функцию прямостояния. Выполнять их нужно медленно, руки полусогнуты.

- пальцы сжаты в кулаки, поднимаем руки до уровня плеч.

- пальцы сжаты в кулак, руки поднимаем над головой, тыльные стороны руки соприкасаются, опускаем вниз.

- наклоняем туловище чуть вперед, руки полусогнуты, разводим их в стороны, лопатки «сходятся».

Например, фрагмент урока  письма «Письмо заглавной  буквы Т».

 Письмо буквы Т:

  • Рассматривание особенностей буквы Т (три первых элемента параллельны друг другу, идут в одном направлении);
  • Объяснение написания буквы Т учителем;
  • Письмо в воздухе учащимися;
  • Пропись буквы Т в тетради

Физкультминутка     «Тик-так, тик-так »

    Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.  
(Наклоны влево – вправо.)                                                                                                                                     А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.                                                                                                                                         Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,    
(Приседания.)                                                                                                                                                          Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.      
(Вращение туловищем вправо.)                                                                            Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.    
(Вращение туловищем влево.)                                                                                                                               А часы идут, идут,              (Ходьба на месте.)                                                                                                                                                   Иногда вдруг отстают.      (Замедление темпа ходьбы.)                                                                                                     А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!      
(Бег на месте.)                                                                                                                                                               Если их не заведут,
То они совсем встают.    
 (Дети останавливаются.)                                                                                                                                         Вот и кончилась игра,
Нам за парты сесть пора.

Запись в прописи предложений «Тик-так. Тик-так.»


Например, на уроке обучения грамоте вначале каждого урока провожу артикуляционную и дыхательную гимнастику:

Чтение скороговорки на одном дыхании:

Я разрешаю детям на своих уроках принимать свободную позу ( кроме тех моментов, когда ребёнок пишет). На уроках обучения грамоте в 1 классе ученики встают с мест для чтения хором с доски слогов или слов, стараются их пропеть. При знакомстве с новой буквой я развешиваю по классу заранее подготовленные различные варианты написания этой буквы и предлагаю детям найти их и собрать.

И.Кант писал, что рука – вышедший наружу мозг. Что он хотел этим сказать? Ни мало, ни много, а именно то, что все глубинные процессы, осознанные и неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции рук.

       Всвязи с этим на каждом уроке письма и математики я использую пальчиковую гимнастику. Таких упражнений огромное множество.

       

Ещё одна из здоровьесберегающих технологий – образовательная кинесиология. Кинесиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

      Например: перекрёстное упражнение «ухо-нос». Правая рука держит кончик носа, левая – противоположное ухо поверх правой руки, затем руки меняются одновременно. Рекомендуется 5-7 смен.

      Упражнение «рисуем бантик».

      Дети показывают рукой движение «всё хорошо» и рисуют большой бант восьмёркой. Правая рука начинает движение влево вверх. Левая - в противоположную сторону. Глазами следят за большим пальцем (движение выполняют как можно шире). После выполнения таких упражнений резко повышается активность мозга. Дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению.

Поскольку учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата, необходимо проводить зарядку для глаз. Я это делаю на своих уроках ежедневно. С большим интересом учащиеся выполняют такие не хитрые упражнения, как «маятник», рисуют глазами восьмёрку в различных направлениях, но наиболее живой интерес дети проявляют к стихотворным упражнениям. Например:

                           Волшебный сон

                          Реснички опускаются…

                          Глазки закрываются…

                          Мы спокойно отдыхаем…

                          Сном волшебным засыпаем…

                          Дышится легко…ровно…глубоко…

                          Наши руки отдыхают…

                          Отдыхают… Засыпают…

                          Шея не напряжена

                          И рассла-бле-на…

                          Губы чуть приоткрываются…

                          Все чудесно расслабляются…

                          Дышится легко… ровно… глубоко…

           (пауза)              

        Мы спокойно отдыхаем…

                          Сном волшебным засыпаем…

         (громче, быстрей, энергичней)

        Хорошо нам отдыхать!

                        Но пора уже вставать!

                        Крепче кулачки сжимаем.

                        Их повыше поднимаем.

                        Потянулись! Улыбнулись!

                        Всем открыть глаза и встать!

Считаю необходимым проведение на уроке комплексов упражнений для глаз и использование отдельных приёмов технологии профессора В.Ф.Базарного. Например: рассматривание мелких картинок, расположенных высоко на стенах классной комнаты; «путешествие глазами» по траекториям и др.

Другой частью здоровьесберегающих технологий является психофизическая тренировка. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видов дыхательных  упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья путем самовоздействия на организм. Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно при помощи образного представления, расслабиться. Под воздействием релаксации появляется приятное ощущение истомы, легкости.

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело,

И расслаблено все тело…

Будто мы лежим на травке

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Губы чуть приоткрываются

Всё чудесно расслабляется…

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

             Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с ровным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность, а значит,  помогает сохранить и здоровье. Психофизическая тренировка предусматривает кроме этого контроль стресса, уровня тревожности и ряда других психических показателей учащихся для управления их психоэмоциональным состоянием  за счёт дозирования умственных и физических нагрузок и психотренингов с обучением методикам саморегуляции настроения.

        Приведу пример такой игры:

        Игра «Подари тепло другу»

      Ученики за партой поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели… Вы почувствовали тепло рук?  А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше…»

Чтобы поднять настроение, можно предложить написать крупными буквами на большом листе предложения:

 Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я – хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!!!

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.

Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.

Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

Вставка 2. Списывание текста о здоровье.

Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски   текст:

 «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

Или такой текст:

 «Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

 Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.

 После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.

Вставка 3. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

  Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.

Вставка 4. К теме « Введение». Природа и человек.

 - Нет неживой природы. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

            Психологический климат на уроке, где преобладают положительные эмоции, оказывает позитивное воздействие на здоровье детей.

Иногда достаточно пошутить, чтобы снять накопившееся напряжение. Не зря говорят: «Хорошая шутка равна физкультминутке». Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит с позиций здоровьесбережения не менее физкультминутки. Это мощный противовес наступающему утомлению и показатель высокого качества урока

Уроки в 1-ом классе по 35 мин. В расписании обязательна динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью не менее 40 минут. На переменах мы играем в подвижные игры, устраиваем соревнования, конкурсы.

            В течение учебного года трижды меняю расположение посадочного места для каждого ученика.

            Моя работа по здоровьесбережению во внеурочное время предполагает различные формы деятельности: КВН,  «Уроки здоровья», игры, походы. Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Например, на внеклассном занятии «Здоровье будет - всё прибудет!» провожу конкурсы:

Первый конкурс «Кто быстрее?»

Ведущий зачитывает вопрос; отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку(можно за каждый правильный ответ давать наклейку,значок и т.п.)

Вопросы и задания:

1. Этого врача его пациенты называют покороче — ухо-горло-нос. (Лор, или отоларинголог.)
2. Этим клеем пчелы чинят соты, а врачи лечат людей. (Прополис, хорош от бактерий.)
3. Считалось, что возбудитель этой болезни передается по воздуху на большое расстояние, поэтому болезнь так и назвали. Что это за болезнь? (Ветрянка.)
4. Этого пациента пытались вернуть к жизни Сова, фельдшерица Жаба и знахарь Богомол. Назовите его. (Буратино.)


Второй конкурс «Растения – от боли»

Ведущий. В жизни всякое случается: можно и заболеть…
Конечно, сейчас очень много всяких лекарств. А если вы не дома? А если поблизости нет аптеки? Посоветуйтесь и скажите, от какой хвори эти растения.
От каждой команды по два человека получают по три рисунка растений. Ребята должны ответить, при каких болезнях помогают эти травы:
1. Ромашка (от боли в горле). Подорожник (от внешних ран). Лопух (от ушибов).
2. Лист малины (от температуры). Ноготок, или календула (от ангины). Цветок липы (от простуды).

Третий конкурс «Лук — от семи недуг»

Ведущий. Вспомните народные пословицы и поговорки, посвященные здоровому образу жизни.

Примеры:

1. В здоровом теле – здоровый дух.
2. Курить – здоровью вредить.
3. Здоровье всего дороже.
4. Береги платье снову, а здоровье смолоду.
5. Здоров будешь – все добудешь.    И др.

Основной целью моей работы в русле педагогики  здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

   Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:

  • выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
  • правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
  • применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе  данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
  • соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы.  А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

  Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Литература

  1. Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы  М.: Вако. 2004.
  2. Симкина П.Л. Азбука здоровья: Физкультминутки здоровьесберегающей направленности. М.: Амрита-Русь, 2006
  3. Семенкова Т.Н. Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы.Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.
  4. Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
  5. Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – Ростов н/Д., 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Кеня Светлана Анатольевна учитель начальных классов МОУ лицей №4 МО Ейский район

Слайд 2

Здоровьесберегающие образовательные технологии . Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Слайд 3

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Слайд 4

Экологическое пространство Проветривание помещений Наличие живого уголка Озеленение кабинета Освещение кабинета

Слайд 5

Требования к организации учебного занятия с позиции здоровьесбережения В начале урока обратите внимание на санитарно-гигиенические условия в учебном классе: Температура и свежесть воздуха ( чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности учащихся) Качество освещения класса и доски, помните естественно освещение благоприятнее, чем искусственное Шумовой (звуковой фон) Чистота помещения, аккуратность

Слайд 6

В ходе проведения урока: контролируйте чередование позы учащихся на уроке в зависимости от вида работы, обязательно следите за осанкой обязательно проводите на уроке 2-3 оздоровительных паузы с использованием упражнений по профилактике нарушений осанки, зрения, с элементами дыхательной гимнастики, «гимнастики для мозга» и т.п.

Слайд 7

Оздоровительные моменты на уроке

Слайд 9

Гимнастика для глаз Пальчиковая гимнастика Физкультурные минутки Дыхательная гимнастика Точечный массаж Релаксация

Слайд 10

Зрительная гимнастика помогает: Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость; Тренировать вестибулярный аппарат; Развить зрительную координацию; Укреплять глазные мышцы; Развить зоркость и внимательность; Улучшить зрение.

Слайд 11

Зрительно- координаторные тренажеры: офтальмологический тренажер «восьмерка» :

Слайд 13

Точечный массаж помогает: Проводить профилактику простудных заболеваний; Закаливание детей; Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения; Обучить навыкам проведения точечного массажа.

Слайд 14

Пальчиковые игры могут помочь: Подготовить руку к письму; Развить внимание, терпение; Стимулировать фантазию; Активизировать работу мозга; Научиться управлять своим телом.

Слайд 15

Физкультурные минутки помогают: Снятие усталости, напряжения; Ослабить утомление на уроке; Проводить профилактику нарушения осанки; Поддержание работоспособности, активного внимания;

Слайд 16

На уроках и переменах

Слайд 17

Дыхательная гимнастика. Укрепление дыхательной мускулатуры; Уменьшение заболеваний дыхательной системы; Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.

Слайд 18

Релаксация на уроках. Помогает снять стресс; Расслабление мышц; Снятие усталости; Восстановление работоспособности

Слайд 19

Рекомендации по окончанию урока Любой урок заканчивать: «выбрасыванием» усталости; «умыванием лица» теплом близко поднесённых к лицу рук; потягиванием.

Слайд 20

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения. Важно заметить, что для снятия напряжения, недостаточно проводить специальную релаксацию или физминутки , необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям атмосфера. В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!

Слайд 21

Хочешь быть счастлив один день – сходи в гости Хочешь быть счастлив неделю – женись Хочешь быть счастлив месяц – купи себе машину Хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

Мастер-класс на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.Ответ- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говори...

Родительское собрание на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

Родительское собрание на тему: "Использование  здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”                        ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе как условие подготовки детей к здоровому образу жизни»

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: &l...

Мастер класс на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя на каждом уроке проводят  физ.минутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за пра...

Мастер-класс на тему "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

Мастер-класс на тему "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"Цель: ознакомление и распространение опыта работы.Задачи: раскрыть значение здоровьесберег...