Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
статья по теме
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipologiya_urokov_v_didakticheskoy_sisteme_deyatelnostnogo_metoda.docx | 14.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Типология уроков А.К. Дусавицкого.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в
структуре учебной деятельности.
1. Урок постановки учебной задачи.
2. Урок решения учебной задачи.
3. Урок моделирования и преобразования модели.
4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
5. Урок контроля и оценки.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить
на четыре группы:
1. Уроки «открытия» нового знания;
2. Уроки рефлексии;
3. Уроки общеметодологической направленности;
4. Уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу
действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых
элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин,
построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу
действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-
методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению
контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному
механизму;
оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным
критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию
деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой
работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее
установленными критериями.
4
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими
целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить
инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии
организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод
обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов
как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и
учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть
критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы
придерживаемся.
Критерии результативности урока:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
(оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины
затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,
повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и
адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и
проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
(происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности
у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися,
используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика,
поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную
позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу
сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель –
ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
Презентация мастер-класса "Дидактическая система деятельностного обучения как способ реализации ФГОС НОО"
Презентация мастер-класса "Дидактическая система деятельностного обучения как способ реализации ФГОС НОО".Состоит из следующих частей:1.сущность деятельностного подхода2. типы уроков деятельностной на...
Презентация "Современный урок в рамках системно-деятельностного метода".
Презентация рассказывает об основных требованиях к проведению урока в технологии системно-деятельностного метода. В презентацию включён фрагмент урока математики в 3 классе....
Урок открытия нового знания в дидактической системе деятельностного метода.
Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники Технология системно - деятельностно...
Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России»)(урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел
Цель урока: Формирование умения письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...
Урок английского языка с использованием ЭИ в дидактической системе деятельностного подхода "Глагол to be в настоящем времени"для 2 классов
Урок английского языка с использованием ЭИ в дидактической системе деятельностного подхода "Глагол to be в настоящем времени"для 2 классов рассчитан на детей изучающих английский язык со второго класс...