Внеклассное мероприятие "От георгиевских кавалеров до Героев России"
учебно-методический материал по математике на тему
проект "Снежный покров"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_.docx | 17.83 КБ |
proektnaya_deyatelnost.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«А Мороз Иванович приподнял перину, а под ней — травка зелёная.
Рукодельница удивилась: зачем старик травку на свет Божий не выпускает, он и ответил:
— Ещё трава в силу не вошла. Вот весна придёт, перина растает, травка заколосится,
зерно выглянет, его крестьянин на мельнице смелет, и будет мука, а из муки ты хлебы испечёшь».
(Из русской народной сказки)
Проектная деятельность в 1 классе
Тема проекта: Изменение снежного покрова.
Цели: развитие универсальных учебных действий:
познавательных: уметь наблюдать, измерять величину снежного покрова, сравнивать результаты измерений с предыдущими, познакомиться с лабораторным комплектом «Окружающий мир», проводить лабораторные исследования свойств снега и воды; осуществлять поиск необходимой информации для ответа на вопрос о значении снежного покрова с использованием пословиц и поговорок, использовать схемы и таблицы в решении учебной задачи;
регулятивных: выдвигать гипотезы, планировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в свою деятельность с учётом предложений педагога;
коммуникативных: учиться не только говорить, но и слушать собеседника, высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других ребят группы, сотрудничать в группе.
Этапы работы над проектом:
1. Погружение в проект (определение темы, цели, проблемы проекта)
На первом занятии по проекту ребятам показывалась презентация с видами заснеженной природы с целью выявления похожих признаков природы своего края, города. Целью этой работы было привлечь внимание детей к размеру снежного покрова, вызвать интерес к данной теме, познакомить с понятием «тема проекта», сформулировать тему предложенного проекта. Считаю данное погружение в проект допустимым вариантом, потому что у первоклассников ещё нет опыта проектной деятельности.
Затем детям предлагалось определить проблему. Но сначала ребята познакомились со значением нового для них слова - «проблема».
Можно ли измерить высоту сугроба? Как это сделать? Где? Чем? Будет ли меняться эта высота? Почему? От чего это зависит? Зачем это нужно? Словом, у ребят посыпались вопросы.
В результате дети поставили для себя цель: провести измерение снежного покрова несколько раз, понаблюдать изменяется ли он и подумать, с чем это может быть связано? Какое это может иметь значение для человека?
3. Планирование деятельности (Сбор материала. Инструменты-помощники).
На следующем этапе работы ребята планировали, какими инструментами можно измерить снежную толщу, и пришли к выводу, что это может быть обыкновенная линейка, только длинная, ведь они видели, какие большущие сугробы могут быть. Затем нужно было договориться о месте проведения исследования, выбрали то, которое не очищается, куда не сваливают снег, где не ходят. После этого проводились измерения несколько раз. Ребята с моей помощью составляли таблицу и заносили туда свои данные. Сразу было видно, что снежный покров увеличивается. У ребят стали появляться гипотезы, предположения. Для их проверки необходимо было детей познакомить с лабораторным оборудованием для проведения наблюдений и лабораторных опытов.
4. Осуществление деятельности по решению проблемы.
Так постепенно пришло время познакомить ребят с новым понятием «Гипотеза» и ввести в их речь новые слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если». Ребята после обсуждения предположений в группах, выдвинули гипотезу роста снежного покрова из-за частых осадков. Какие осадки и когда – на эти вопросы ребята ответили, изучив предложенные мною данные Гисметео, «Дневник погоды для школьников». На этом этапе мы проводили ряд опытов и экспериментов. Они описаны в приложении к моей статье.
Но проводя измерения дальше, мы увидели, что снежный покров стал уменьшаться. И опять у ребят возникли гипотезы, которые мы проверяли опытным путём: наблюдением за таянием снега, опытами, позволяющими пронаблюдать, что происходит с водой после таяния снега и др. (см. приложение)
Наблюдая за результатами измерений, ребята задумались, а много это или мало (максимальное измерение у нас составило 35 см). И что лучше: когда снега больше или, когда меньше. Для ответа на этот вопрос мы решили собрать пословицы и поговорки на эту тему. (Ведь поговорки – это хранилище народной мудрости). «Снег глубок - и хлеб хорош», «Снег земле-кормилице – что тёплый кожух» и др. А тут и статья из газеты «Для вас» подвернулась под руки: «Влияние снега на урожай» от 26 февраля 2013 года. Ребята работали с текстом статьи, выбирая ответ на вопрос. «Чем больше снега, тем выше урожай, особенно ягодных культур». «Снег плохо проводит тепло, поэтому под его слоем в 50-60 см теплее, чем на поверхности». «Снег защищает от глубокого промерзания почву, микрофлору и растения». И много других интересных фактов почерпнули ребята из этой статьи. Теперь ребятам стали понятны слова из русской народной сказки о том, что зелёной травке вовсе не холодно под огромным слоем снежной перины.
5. Продукт проекта – оформление проектной папки.
По мере прохождения всех этапов проекта у детей накапливался материал: таблицы с данными измерений снежного покрова, зарисовки сугробов в разрезе, рисунки проведённых опытов, содержащие выводы о росте снежного покрова из-за обилия осадков, о рыхлости снега, о неоднородности слоёв снежной толщи, вывод о переходе воды из твёрдого состояния в жидкое, вывод о впитывании воды землёй, подборка пословиц и поговорок о снеге.
6.Планирование публичного выступления. Репетиция, репетиция, репетиция!»
Как лучше подготовить презентацию продукта? Мы решили рассказать о своей работе в том порядке, как её и проводили. Чтобы моим первоклассникам было легче, я подготовила презентацию. Слова для выступления мы распределили между всеми желающими выступить.
7. Представление проекта на научно-практической конференции.
Приложение.
1) Наблюдение. После измерения снежного покрова дети набирают на улице снег из разных слоёв снежной массы: сверху, снизу, из средины.
Подносят лупы и разглядывают снег из разных ёмкостей. Важно увидеть, что снег неоднородный: внизу – крупнозернистый, сверху – пушистый, свежевыпавший, в середине – среднезернистый.
После наблюдений делают зарисовку снежного покрова в разрезе.
2) Наблюдение. После измерения снежного покрова дети набирают на улице снег и приносят его в класс. В классе засекают время и наблюдают за таянием снега. Делают вывод о том, что снег – это вода в твёрдом состоянии, что произошёл переход воды из твёрдого состояния в жидкое под воздействием комнатной температуры. Если на улице теплеет, то снег тает, превращаясь в воду.
3) Дети любят проводить опыты, поэтому мы провели ещё один опыт, позволяющий понять, почему земля и некоторые материалы могут впитывать воду, а другие нет. В каждую группу предложены материалы: бумажное полотенце, земля, пластмасса, алюминиевая фольга, губка, вода во флаконах-капельницах. На каждый предложенный предмет ребята капают из флакона капельницы несколько капель. Наблюдают, что некоторые впитали воду, другие нет. Почему это происходит? Вывод о пористости предметов, т.е. о том, что в таких предметах есть множество отверстий. Земля пориста, а значит, может впитывать воду.
4) Опыт. Дети берут из лабораторного комплекта два стакана и помещают в них воронки. На дно воронок кладут немного ваты. В одну воронку насыпают песок, в другую столько же размельчённой глины. Наливают одновременно в воронки одинаковое количество воды и наблюдают. Важно заметить, что песок хорошо пропускает воду, а глина задерживает.
Так и в природе. Когда тает снег, то часть воды уходит в землю, а часть течёт по поверхности земли ручьями.
5) Опыт. Устанавливаем на подоконнике контейнер. Отмеряем мерным стаканом воду и наливаем её в контейнер. Записываем дату начала наблюдения. Каждые день наблюдаем за контейнером до тех пор пока вся вода не испарится. Вывод о том, что вода может из жидкого состояния перейти в газообразное и стать невидимой. Так происходит и с частью воды после таяния сугроба.
Список литературы.
1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
2. «365 научных экспериментов» Hinkler Books
3. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. «Окружающий мир» 3 класс, АСТ Астрель
4. Статья из газеты «Для вас» «Влияние снега на урожай», 26 февраля 2013 года.
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
в 1 классе
(из опыта работы)
презентация
Учитель МОБУ Тыгдинская СОШ Борисенкова С.А.
Актуальность темы:
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось ичто нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.
Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).
Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
5) вызвала у меня самой большой интерес.
Я использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.
В связи с этим я определила следующие цели и задачи:
- способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
- способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
- выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.
1 этап:
Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.
На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в видесообщений, макетов.
Творческие задания они выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники), в роли проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве).
Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД
(по Андриянову П.Н.)
ЭТАПЫ | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект). | Осмысленная и принятая идея, задача, проблема. |
2.Технологическая разработка идеи. | Доведение идеи до возможности ее практической реализации. |
3. Практическая работа над идеей. | Практическая реализация идеи. |
4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы. | Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности. |
В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.
Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями ПД.
2 этап.
На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей. Так же с учениками создаем презентации по материалам пройденных уроков и внеклассных мероприятий.
Так проект «Мой город» совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята с удовольствием приносили материал, сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками в виде газеты, кроссворда и книжки. Также подготовили рисунки и сочинения на тему «Мой город».
Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель–ученик-родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.
На этом этапе появляется парная и групповая форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.
2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, сочинений, рисунков, так и с использованием компьютерных презентаций.
3 этап.
На 3 этапе ПД акцент делается на использование компьютерных технологий. Для этого я знакомлю ребят с основными операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся с моей помощью создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях. Так учащиеся подготовили газету и презентацию «История жизни в истории школы…», посвящённую 70-летию нашей школы.
Проект «Красная книга» представлен в виде книг, рисунков, сообщений, докладов и презентаций.
Какова же роль учителя в ПД?
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД:
- Подходить творчески к любому проекту моего ученика.
- Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
- Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
- Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
- В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
- Тесно сотрудничать с родителями.
- При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.
Ожидаемые результаты
- повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Торжественная линейка «Герои России – Герои нашего времени», посвященная Дню Героев России
Сценарий проведения торжественной линейки...
Внеклассное мероприятие "Герои России моей"
Цель: познакомить с историей возникновения праздника «День Героев Отечества», героями г. Соликамска и их подвигами....
Внеклассное мероприятие, посвященное памяти Героя России Алдара Цыденжапова
Внеклассное мероприятие, посвященное памяти Героя России Алдара Цыденжапова.Цель: Познакомить учащихся с подвигом Алдара Цыденжапова.Задачи:1. Нравственно- патриотическое воспитание учащихся на пример...
9 декабря – день Героев России и Героев Советского Союза
Презентация к мероприятию "День Героев России и Героев Советского Союза"...
Сценарий общешкольной линейки «Герои России моей», посвященной Дню Героев Отечества.
Цели:расширить сведения о днях воинской славы и памятных датах России;о празднике Героев Отечества;углубить знания детей о высших наградах России, истории их учреждения и награжденных;способствовать ф...
Внеклассное мероприятие "Георгиевская ленточка"
Цель данного мероприятия рассказать обучающимся о георгиевской ленте - символе мужества и храбрости, символе памяти и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить обучающихся с героич...