Формирование учебной самооценки учащихся начальной школы по программе «Школа 2100»
статья по теме

Эшметова Лариса Владимировна

В статье рассказывается о этапах формирования самооценки учащихся. Приведены примеры из личного опыта работы над данной темой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование учебной самооценки  учащихся в начальной школе

по программе «Школа 2100"

автор: Эшметова Лариса Владимировна

учитель начальных классов

МОУ «Сосновская СОШ»,

Таврический муниципальный район

Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, иными словами обладать регулятивными действиями.   По ФГОС в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Иными словами - научатся учиться.    

Противоречие наблюдается в том, что по старым стандартам оценочная деятельность была сосредоточена в руках учителя. Поэтому самооценка складывалась по результатам, а процесс деятельности и этапы планирования и прогнозирования не находили в ней отражения. По новым стандартам у ребенка будут сформированы регулятивные универсальные учебные действия, в том числе и самооценка. Самооценка является ядром самосознания личности и одним из составляющих регулятивных УУД. Но учебное действие оценки становится основой для развития самооценки  ребёнка лишь в том  случае, если он усваивает критерии и алгоритм оценивания. Следовательно, с начала обучения необходимо правильно формировать учебную самооценку учащихся, что позволит  снизить уровень тревожности в учебных ситуациях, повысить сознательное отношение к целям обучения и к самой учебной деятельности.

Для решения этой проблемы можно использовать технологию оценивания учебных успехов.

В Образовательной системе «Школа 2100» Вахрушевым А.А., Даниловым Д.Д разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся самооценки; фиксация результатов в таблицах требований; дифференциация оценки по шкале уровней успешности.

Работу по этой технологии начала в 1 классе с введением ФГОС.  Договорились с учениками какими значками будем себя оценивать в дневниках и прописях. Критерии оценивания уже заложены в дневниках-ежедневниках первоклассника. (Приложение 1) Выбрали смайлики, проговорили критерии. В конце урока в дневниках напротив предмета ученики этими же смайликами оценивали «успешность» своей  работы на уроке.

По моим наблюдениям в процессе учебной деятельности выяснила, что у большинства детей самооценка завышена или занижена. Лишь 6 человек оценивали себя адекватно. Поэтому после оценивания обязательно этим детям задавала вопросы:

- Почему ты нарисовал именно этот значок?

- Посмотри на образец и соотнеси со своей работой.

-У тебя точно так же? Всё правильно выполнил?

-Тогда каким значком ты должен был оценить себя?

Рядом с самооценкой ребенка обязательно ставила свой значок, попутно сопровождая комментариями: «Молодец!», «Умничка!», «Очень хорошо!» или «Постарайся ещё!», «У тебя всё получится!», «Я в тебя верю!»

В течение первых трёх четвертей, моими учениками были освоены шаги самооценки в знаковой форме. Для дальнейшего поддержания интереса к своей оценке и введения элемента новизны, предложила заменить смайлики на другие символы – это стали баллы от 0 до 3. Я сознательно предложила детям не 5-и бальную, а 3-бальную шкалу оценивания, чтобы не путали и не переводили в отметки.

3 балла – Я молодец, всё выполнил верно, без посторонней помощи!

2 балла – Допустил ошибки, но в целом справился хорошо, хоть и попросил помощь учителя или одноклассника.

1 балл – Я недоволен своей работой, справился не так как мог бы, много помогали одноклассники или учитель.

0 баллов – Я ничего не понял. Помогите.

В конце первого класса, когда детьми были освоены критерии оценивания, ввела дополнительные символы: П- правильность выполнения/сличение с образцом, А - аккуратность выполнения. С их помощью в письменных работах на полях тетради стали оценивать каждое выполненное задание. Рядом записывала свою оценку. (Приложение 2).  Со второго класса стали оценивать орфографические умения (О). Дети, которые сначала завышали или занижали свои успехи, глядя на мои «поправки», старались более объективно себя оценить. Где были расхождения самооценки с моей оценкой, проводилась индивидуальная беседа с данными учащимися с дальнейшей корректировкой оценки учебных результатов.

Для оценивания  устных ответов познакомила учащихся с алгоритмом самооценки (технология оценивания учебных успехов ОС «Школа 2100»). Если необходимо, то в процессе устной самооценки учащихся вношу корректировку и привлекаю к этому других учеников.

 Формирование самооценки происходит при работе в парах, группах, когда учащиеся учатся оценивать друг друга и отстаивать свою оценку. Перед использованием взаимопроверки и взаимооценки выработали следующие правила:

1. Оценивай доброжелательно. Сначала все положительное, а затем то,  над чем твоему однокласснику необходимо ещё поработать.

2. На оценку не обижаемся, а выслушиваем и принимаем или оспариваем с аргументами.

Формировать взаимооценку начала на уроках чтения. Дети учатся оценивать умения своих одноклассников и фиксировать результаты.

При оценивании в группе, паре прослеживать учебные действия  и фиксировать результаты помогают листы самооценки. (Приложение 3)

При проверке учащимися заданий у доски ввели сигнальные карты: «Молодец, всё правильно» – зелёная, «Проверь ещё раз – ошибка!» – красная. Это позволяет каждому ребёнку видеть свою ошибку и контролировать учебные действия.

Со второй четверти 2-го класса начала пропедевтическую работу по определению учениками уровня успешности.  Овладение этим умением позволит ученикам освоить критериальность отметки и соотнести с уровнем успешности.

Так перед выполнением работы, обговариваем с детьми за какое задание можно получить максимальное количество баллов, учитывая  качество выполнения. Например: если самостоятельно и без ошибок решил примеры и задачу изученного вида – «хорошо» - 4, самостоятельно и без ошибок решил примеры по новой теме «отлично» - 5.

Если у доски работал ученик, которому трудно даётся усвоение темы или предмета,  и выполнил задание правильно - используем похвалу всего класса, тем самым повышаем его самооценку. В следующий раз его не надо будет уговаривать выйти к доске, он один из первых поднимет руку. А это уже личное продвижение учащегося по ступенькам успешности.

В конце урока проводим общую рефлексию по «Лесенке достижений». (Приложение 4) Ученики ставят себя на одну из ступенек лесенки (рисуют человечка - себя).

1 ступенька – Было трудно, не все смог выполнить и понять.

2 ступенька – Почти со всем справился сам, но есть над чем ещё поработать!

3 ступенька – Я молодец! У меня все получилось, я все понял и работал отлично!

Самостоятельное и объективное оценивание своего труда позволяет предотвратить конфликты и споры по выставлению отметок, регулировать уровень умений и степень притязаний каждого ученика, способствует формированию адекватной самооценки, повышению интереса к процессу учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование учебно- познавательной компетенции на примере программы "Школа дошкольника АБВГДейка"

В соответствии с ФГОС на ступени предшкольного и начального общего образования была составлена программа АБВГДейка...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Рабочии программы по предметам начальная школа по программе "Школа России"

Рабочии программы по "Школа России" 3 класс.   Предметы: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ИЗО, ТЕХНОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР....

Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе по программе «Школа 2100"

В данной статье описывается мой небольшой опыт по формированию самооценки младших школьников....

Современный урок в начальной школе по программе " Школа России".

Современный урок в начальной школе в связи с деятельностным подходом обозначает следующие структуры, которые описаны в статье....

Рабочая программа учебного предмета «Математика» в рамках программы Школа России по ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной пр...

Тренажёры по математике для начальной школы по программе "Школа России". Счёт в пределах 20.

Данный тренажёр составлен для дополнительной работы по математике по теме:"Сложение и вычитание в пределах 20" в одно и два действия....