Панорама опыта учителя Боджиновой Ольги Панасовны
методическая разработка по теме

Боджинова Ольга Панасовна

Формы и методы работы учителя в условиях введения в начальной школе  федеральных стандартов нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panorama_opyta_2.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

        В 2011 - 2012 учебном году в  школе введён  ФГОС. Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.  

        В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю проектированию современного урока в аспекте реализации задач ФГОС, формированию УУД, ценностных ориентаций обучающихся.

Урок я начинаю с психологического настроя, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий.

   Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес   Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.

      Далее я  создаю условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач. В этом случае у обучающихся  сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение работы, преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи.

Я обдумываю, какая из предложенных формулировок вопроса способствует формированию личностных УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивных:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

На своих уроках я реализую исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

 На уроках  я практикую работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий и прежде всего -  умения донести свою позицию до собеседников, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Использование парной формы контроля позволяет мне решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.  

  Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение  изученной и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.   

       На своих уроках уделяю внимание работе с текстом .

 Учащиеся учатся в этом случае искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает формирование всех видов УУД.

Главной целью своей педагогической работы считаю формирование у школьников мотивации к здоровому образу жизни. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Обязательно провожу общие физминутки, физминутки для глаз, пальчиковую гимнастику.

  Активно использую на уроках информационные технологии, что позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. При подготовке к урокам использую  электронные ресурсы учебного назначения:  презентации к урокам, логические игры, тестовые задания, ресурсы Интернет.  

       С целью мониторинга развития ученика  активно использую Портфолио, инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Для первоклассников изначально оно является своеобразным мониторингом в безотметочной системе обучения, для других учащихся – возможность самооценки Благодаря созданию портфолио имею  возможность проследить личностный рост каждого ученика.

 Внеклассной работе   уделяю большое внимание: стараюсь помочь учащимся в полной мере проявить свои творческие способности, развивать инициативу, самостоятельность. Результатом внеурочной деятельности является то, что мои ученики становятся участниками и победителями классных, школьных, муниципальных творческих и интеллектуальных конкурсов.

       Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения   провожу большую работу: классные часы  « Правда и ложь»,  « Что такое трудолюбие», « Учимся быть добрыми»,  «Секреты моего успеха», « Жестокость – это не про меня»,  « Поклонимся великим тем годам»  , индивидуальные беседы, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности, организация совместных праздников с родителями («Мы школьниками стали», «Праздник первой оценки», «Милой маме посвящается», «Итоги уходящего учебного года.

Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремиться в воспитании и обучении детей

Отчет

об использовании и формировании УУД на уроках

и во внеурочной деятельности учащихся 1 «б» класса за

2012-2013 уч. год.

                                  Учитель: Боджинова О.П.                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общественная презентация педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "СОШ с УИОП № 14" города Магадана Яковлевой Ольги Викторовны.

Общественная презентация является одним из условий  на конкурс лучших учитей для денежного вознаграждения Президентом РФ.В данной презентации отражены основные направления моего педагогического т...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

обобщение опыта учителя начальных классов Пугиевой Ольги Николаевны

Подготовка дошкольников к школьному обучению в рамках реализации ФГОС в условиях села...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ СОШ №8 г. Томмот Республики Саха(Якутия) Зиминой Ольги Николаевны.

Внедрение современных технологий при обучении младших школьников на основе дифференциации и индивидуального подхода....