Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ "Луховкский лицей" г.о. Саранск Пищиной Ольги Сергеевны
статья на тему

Пищина Ольга Сергеевна

"Исследовательская деятельность в начальной школе как средство повышения учебной мотивации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материалы для аттестации27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя начальных классов

МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск

Пищиной Ольги Сергеевны

Тема инновационного педагогического опыта:

«Исследовательская деятельность в начальной школе как средство повышения учебной мотивации».

 Учебный труд требует приложения определенных усилий, к чему не всегда бывает готов ученик. Чтобы ребенок начал испытывать интерес к учебе, необходимо развивать у него учебную мотивацию, то есть желание, потребность учиться. Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Кроме того, подобного рода  деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Исследование — это процесс поиска неизвестного, новых знаний. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности состоит не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.   Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.     И эти умения формируются в процессе исследовательской работы учащихся и способствуют развитию познавательной активности учащихся.  Это и явилось одним из условий возникновения опыта. Данный вид деятельности позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений. 

                                       

Условия возникновения опыта.

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность темы заключается в том, что исследовательская деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. 

Актуальность состоит в необходимости не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями,  самостоятельно для решения новых познавательных и практических задач;

актуальность приобретения  коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли;

актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

значимость для развития человека пользоваться исследовательскими методами: сбор необходимой информации, фактов, умения их анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Именно эта деятельность мотивирует детей к учебной деятельности, повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что этот метод:

     - личностно ориентирован;                                                                      

     - использует много дидактических подходов;                                            

    - самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в  работу по мере выполнения;                                                                          

     - поддерживает  педагогические цели на всех уровнях;  

     - позволяет учиться на собственном опыте;

     - приносит удовлетворение ученикам, которые видят продукт своего собственного труда.

          Теоретическая база опыта

"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда    

будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись

копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений" Л.Н.Толстой.

Исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Цель исследовательской деятельности в начальной школе: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи:

- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей; - формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;

 - стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;       - поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

 - развивать организационно-коммуникационные навыки;

- развивать познавательные способности; развивать творческое воображение.

Исследовательская деятельность учащихся играет огромную роль в современных школьных программах. Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. Условия формирования исследовательских умений младших школьников. 

1. Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

2. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики. Окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

3. Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

 4. Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

 5. Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

6. Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности.

1. Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

3. Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).

4. Умение представить результат своей работы ( формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит  в реализации преемственности всех звеньев в цепочке обучения  (начальное, среднее, старшее) путем разработки   системы творческих коллективных и индивидуальных заданий.  

 Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса, как нельзя, лучше мотивирует учебную деятельность: от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике. И те ребята, которые проявили интерес к наблюдению, поиску информации в ходе исследовательской работы, легче адаптируются к обучению в среднем звене.          

     Технология опыта

Для развития познавательных способностей учеников в своей работе я использую современные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, метод исследования, метод проекта.  Одним из способов формирования положительной учебной мотивации школьников, которые я применяю в своей работе, является организация исследовательской деятельности учащихся, процесса поиска неизвестного, новых знаний. Последние 4 года я работаю по УМК «Школа России», где различного рода проекты и исследования включены уже в учебники. Начальное формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности я проводила в рамках традиционной урочной системы. В 1-ом классе создавались проблемные ситуации при введении в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения упражнения, исследования на уроке в парах. Например при изучении темы по окружающему миру «Откуда берутся снег и лед?» дети исследовали свойства льда и снега, темы «Кто такие звери?» - строение шерсти, рассматривая под лупой, определяли, из чего она состоит.  Во 2-3 классе «Что такое почва?»- исследовали ее свойства. Дети ведут наблюдения малыми группами, что показывало интересные и разнообразные результаты. Одним из видов исследовательской работы является проектная деятельность. Каждый проект — это исследовательская работа. Учебный проект разрабатывается после освоения большой темы или раздела. Работа над проектом предполагает определение проблемы, ее актуальность, сбор информации, постановку цели, определение задач, плана действий, исследование проблемы, представление результатов работы над проектом. На всех этапах работы над проектом, я консультирую, направляю работу учеников в нужное русло. Я помогаю каждой группе распределить роли, обсудить способы поиска информации по проблеме, определить цели и задачи, наметить план действий. Далее начинается самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии с намеченным планом. Учащиеся собирают информацию по проблеме, в различных источниках, включая Интернет. Если ученики затрудняются с поиском информации, я рекомендую им список информационных источников. Зачастую в поиске информации детям оказывают помощь родители. Ученики обсуждают собранную информацию в группе, проводят исследования, делают выводы, которые будут ответом на проблемный вопрос. Такие проекты и исследования длятся по времени от 1 до 2-3 недель.  Примерами таких проектов являются: «Моя малая родина» - окружающий мир, «Школа кулинаров» - окружающий мир, «Зимние странички» - русский язык и т.д. Начиная с 3-4 класса, во внеурочное время, работаю над долгосрочными исследовательскими работами, которые могут длиться от нескольких месяцев до года. Последние наши работы: «Иоганно –Богословский Макаровский Мужской монастырь», «Новый год и Дед Мороз – верить или нет», «Имя Надежда и характер». При выполнении заданий ученики чувствуют себя исследователями, это развивает их познавательный интерес, учит решать новые, нетиповые задачи, выявляет деловые качества, что является положительным мотивом для учебной деятельности в начальной школе и твердой опорой в получении будущих знаний.

Этапы научного исследования.

-Выбор темы исследования.

-Определение объекта и предмета исследования.

-Определение цели и задач.

 -Формулировка названия работы.

 -Разработка гипотезы.

-Составление плана исследования.

-Работа с литературой.

-Выбор методов исследования.

-Организация условий проведения исследования.

-Проведение исследования (сбор материала).

-Обработка результатов исследования.

-Формулирование выводов.

-Оформление  работы.

Методы исследования в начальной школе:

-общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение , классификация)

-эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам в виде фото-выставки, доклада, стенда, видео, презентаций, на научной конференции в школе.

Таким образом, применение исследований во многом помогает решать такие проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчуждённость от проблематики и ценностей образования и культуры в целом.

Результативность опыта.

Исследовательская деятельность в начальной школе является одним из эффективных способов формирования и развития личности учащихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Уроки и внеурочная деятельность свидетельствуют о том, что учащиеся способны к активной познавательной деятельности.

Результаты успеваемости учащихся;

Предметы

2013-2014 уч.г.

4 класс

2015-2016 уч.г.

2 класс

2016-2017 уч.г.

3 класс

Ур.обуч.

Кач.зн.

Ур.обуч.

Кач.зн.

Ур.обуч.

Кач.зн.

Математика

100%

60%

100%

62.3

100%

71%

Русский язык

100%

56.3%

100%

60%

100%

60%

Окружающий

мир

100%

70%

100%

73.3%

100%

80%

Литературное чтение

100%

63.3%

100%

86.6%

100%

90%

 Материалы из опыта работы размещены на сайте: https://nsportal.ru/pishchina-olga-sergeevna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района  Республика Мордовия...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Лямцевой Светланы Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта:«Использование современных электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе как эффективный способ повышения качества знаний»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Манаевой Елены Николаевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов  МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Манаевой Елены Николаевны...