Система упражнений по формированию навыка фонетически правильного письма
статья по теме
Помощь в преодолении наиболее сложного этапа обучения фонетически правильному письму .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Система упражнений по формированию навыка фонетически правильного письма
Учитель начальных классов
ГБОУ специальная коррекционная
школа VIII вида № 869
Чернова Н. Г.
Наиболее сложным этапом обучения фонетически правильному письму умственно отсталых школьников является формирование у них навыка письма под диктовку. Предыдущие упражнения уже в какой-то мере подготовили учащихся к овладению этим сложным видом деятельности. Обучение письму под диктовку должно проходить последовательно. Первоначально необходимо осуществить звуко-буквенный анализ слова, составить слово из букв разрезной азбуки , прочитать его и списать. Затем работу следует несколько усложнить. Ученики составляют слово, читают его, а затем записывают, вставляя букву, которую учитель убрал из составленного ими слова. Далее из состава слова следует убрать целый слог, который ученики должны записать самостоятельно, а затем и само слово. Запись при этом должна осуществляться на основе анализа и синтеза, но уже без зрительного подкрепления в виде букв разрезной азбуки.
В дальнейшем в качестве зрительного подкрепления вместо букв разрезной азбуки выступает условно-графическая запись слов. Предварительно по следам анализа ученики должны начертить столько полосок, сколько в слове слогов, и столько точек, сколько в нём звуков, обозначая гласные красным цветом, а согласные синим.
Только после такой длительной подготовки учащиеся могут перейти к письму под диктовку «по следам звукового анализа» без зрительной и моторной подготовки. Звуковой анализ долгое время должен оставаться ведущим при осуществлении письма под диктовку. Каждое подлежащее написанию слово необходимо повторить, соблюдая правильное произношение, установить количество и порядок звуков. Звуковой анализ должен сокращаться постепенно за счёт исключения некоторых, уже отработанных этапов, например отказа от определения количества звуков в слове, затем – их порядка. Опорой может быть только слоговой анализ и выделение некоторых звуков. В ходе обучения предварительный анализ из внешнего действия должен переходить во внутренний план и осуществляться учащимися самостоятельно в процессе написания слов под диктовку. Для облегчения такого перехода можно рекомендовать написания простых по структуре слов (в один закрытый слог или два открытых). Сложные по структуре слова, слова с трудно дифференцируемыми звуками всегда подлежат предварительному анализу до достаточно полного овладения их составом. Каждое слово после написания должно прочитываться для осуществления речевого и кинестетического контроля.
Овладение записью на слух предложений также должно быть постепенным и проходить те же этапы, что и запись слов. При этом большое внимание следует уделять вычленению отдельных слов из предложения, а предложений из речевого потока. Подлежащие написанию предложения предварительно полностью составляются из букв разрезной азбуки, прочитываются и списываются. Затем из предложения можно убрать отдельные, достаточно лёгкие слова, заменяя их условно-графической записью, которая постепенно полностью вытесняет составление предложений и является внешней, материализованной опорой при формировании навыка письма под диктовку, так как помогает учащимся уточнить количество слов в предложении. При необходимости, звуко-буквенный анализ также сопровождается условно-графическим изображением отдельных слов. В процессе обучения отпадает необходимость в условно-графической записи сначала отдельных слов, а затем и всего предложения. В дальнейшем не все слова могут подвергаться звуковому анализу, затем анализ предложения сокращается до указания только количества слов. Наконец, не анализируются короткие предложения, состоящие из двух-трёх несложных по структуре слов. Таким образом, ученики постепенно приучаются писать под диктовку слова, предложения, связного текста.
Однако трудность в написании под диктовку у умственно отсталых детей всегда будет возникать при изучении новой темы. Поэтому каждый урок во вспомогательной школе должен включать все виды упражнений по возрастающей степени сложности, способствующих формированию грамотного письма: звуко-буквенный анализ, списывание с разными вариантами заданий, письмо под диктовку сначала слов, а затем и предложений с этими словами.
На уроке, как этапы обучения, рекомендуются диктанты предупредительные и объяснительные. Они должны сопровождаться предварительным или последующим звуко-буквенным анализом с выкладыванием слов и предложений из букв разрезной азбуки или их условно-графической записью. Завершается тема обязательно контрольным диктантом, которому в начале года может предшествовать звуковой анализ, а в дальнейшем только установление количества слов в предложении. К третьему классу навык письма под диктовку у учащихся вспомогательной школы должен быть сформирован.
Итак, каждый урок русского языка во вспомогательной школе должен быть разнообразным по содержанию и форме, направленным как на обучение элементам грамотного письма, так и на развитие у учащихся различных сторон мышления и речи. Кроме того, он должен вовлекать в занятие всех учеников класса с учётом их возможностей и недостатков.
Дифференцированный подход к учащимся различных групп, испытывающим те или иные затруднения в овладении навыком фонетически грамотного письма, необходимо осуществлять при прохождении каждой темы. В процессе коррекционной работы у детей с резко нарушенным фонетическим восприятием следует развивать фонематический слух и на этой основе уточнять произношение.
На эту группу детей следует обратить особое внимание при выполнении ими упражнений в списывании для предупреждения механического копирования образца. В то же время сохранное зрительное восприятие может служить опорой в обучении.
Наиболее сложным для них является овладение всеми этапами по слуху: разделением слова на составляющие его части, точным распознаванием каждого из выделенных звуков, а также установлением их последовательности. Формированию этих навыков могут служить предложенные нами выше упражнения по формированию письма под диктовку.
Дети с нарушением артикуляции, но достаточно сохранным фонетическим слухом направляются к логопеду. Работа по постановке, автоматизации и дифференцировании отдельных звуков у этих учеников не может быть оторвана от программных требований по русскому языку и должна сопровождаться звуковым анализом отдельных слов и предложений. В свою очередь, учитель закрепляет на уроке результаты логопедических занятий, опираясь на сохранный у них фонематический слух и зрительное восприятие. В основном всех учеников данной группы надо включать во фронтальную работу класса. Индивидуальный подход осуществляется к тем учащимся, у которых нарушения тормозят прохождение очередной темы. В зависимости от степени дефекта у отдельных учеников на уроках закрепляются, автоматизируются или дифференцируются поставленные звуки. Для самостоятельной работы им можно предлагать те же упражнения, что и всему классу, но с предварительным чётким артикулированием каждого звука, входящего в слово.
Особенно важно включать этих детей во фронтальную работу при написании диктантов. В противном случае они привыкают писать под диктовку только с логопедом на индивидуальных занятиях.
Для учащихся с резким нарушением моторики затруднения вызывает удержание в памяти количества звуков в слове и воспроизведение их последовательности, а также процесс написания слов. Работа с этой группой должна быть направлена на развитие звуко-буквенного анализа, главным образом в плане определения и уточнения количества и порядка звуков и букв в слове. Кроме того, для этих учеников необходимо сокращать объём заданий, требующих самостоятельного выполнения, особенно списывания, так как у них быстро ослабевает слуховой и кинестетический контроль и появляются пропуски и замены букв, слогов, двигательные персеверации.
Работа с учащимися, характеризующимися нарушением работоспособности, в основном заключается в организации их учебной деятельности, поскольку из-за неустойчивого внимания они не могут до конца правильно выполнить все задания, в варьировании упражнений в стимулировании учебной деятельности. Например, во время самостоятельной работы учитель может таким ученикам предложить сначала выполнить задание частично и тщательно проверить его, а затем продолжить дальше. Если у того или иного ребёнка темп снижается, теряется интерес к заданию, учитель может изменить вид работы, дать ему другое упражнение такого же типа, например вставить пропущенные буквы в подписи под картинками. Такое внимание к индивидуальным особенностям активизируют учащихся, стимулирует их деятельность.
Таким образом, построение урока с учётом основных затруднений и возможностей умственно отсталых школьников различных групп помогают корректированием их учебной деятельности и способствует включению этих учеников во фронтальную работу класса.
Учебные приёмы, которые использую на уроке обучения грамоте при знакомстве с новым звуком, основаны на аналитико-синтетической деятельности детей и способствующие развитию фонематического слуха.
- Кто догадается, какой третий звук в слове Родина?
- А в каком из слов: дом, стол, школа, тетради – есть этот звук? (тетради).
- Какие из данных слов начинаются этим звуком? (Дуб, диктант, дерево, друг, дедушка, Дима).
- Есть три звука – «т», «к», «о». Какие слова можно из них составить? (ток, кот, кто).
Фонематические упражнения как приёмы учебной деятельности включают в себя операцию сравнения, позволяющую устанавливать сходства и различия между звуками, слогами, фонетическими словами. Такие упражнения проводятся в конце букварного периода и на уроках русского языка. Задания помогают развивать речь детей, внимание, творческие способности.
- Какими звуками различаются пары слов: дом-сом, сон-сок и т.д.
- Какие слова можно составить, изменив одну букву в слове?
Кот (рот, бот, вот, ком, кол)
Стол (стул, стал, сток, стон) и т.д.
- Сколькими звуками различаются пары слов? Назовите эти звуки.
Рука- река лес – лось
Кот- кит липа – лапа
- Какие тут слова?
Кара бара бук боло | бан бас то вы | тара беге бала бутер | мот брод рам гам |
- «Весёлые ошибки».
Репуста, огурбузы, помидыни, чеслук, сельдерошек, маркофель
Развитие слогового анализа и синтеза.
Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:
- Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
- Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне размещаются слова- картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем-из трёх слогов.
- Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.
Капают капли дождя,
В ладошку поймаю их я.
Какие из них попросить
Помочь слова оживить?
- Дидактическая игра «Пирамида».
Дети должны расставить картинки по ступенькам, в зависимости от количества слогов в слове.
- Дидактическая игра «Отгадай секрет».
На доске записаны «засекреченные» слова, в каждом из которых вставлен лишний слог, например: собамага, оперсина, сокорошка, глорамм.
Рассекреченные слова записываются в тетрадь.
На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносимых представлений.
Рекомендуются следующие задания:
- Придумай слово с двумя, тремя слогами.
- Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом МА (ма-лина, ма-лыш, ма-ма).
- Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например со слогом КА (кош-ка, мош-ка, музы-ка, морков-ка).
- Графический диктант.
Вместо слов записывается цифра, соответствующая количеству слогов в слове:
Шуршат сухие листья 2,3,2
Пастушок потушил костёр 3,3,2
Шумят вершины сосен 2,3,2
- Игра «Шифровальщики» - анограммы.
Цель: автоматизация зкуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: играют в парах, один в роли шифровальщика, другой- отгадчика.
Шифровальщик загадывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Вариант 1 (буквенный)
Жиил – лыжи ански – санки кьоинк – коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок).
Вариант 2 (слоговой).
Слова зашифровываются способом перестановки слогов.
- «Клички».
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописания собственных имён.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЁЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.
В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках для формирования навыка чтения целыми словами....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/06/picture-128962-1354819112.jpg)
Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами
Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?Для решения этой задачи я вела работу в следующих...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/30/picture-171326-1356878116.jpg)
Формирование навыка фонетически правильного письма у детей с нарушениями интеллекта
С 18 мая 2007 года по 21 декабря 2007 года - профессиональная переподготовка в Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе "Коррекционная педагогика...
«Система упражнений по формированию навыка фонематически грамотного письма».
Данные исследований многих авторов (М.Ф.Гнездилов, Р.Я.Журавлева, Е.Н.Завьялова, Г.А.Каше, Р.Е.Левина, В.Г.Перова и д.р.) показывают, что все умственно отсталые школьники имеют своеобразие речевого ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/10/picture-892627-1486748380.jpg)
Методика коррекции и развития навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы для детей с умственной отсталостью
Представлен материал по коррекции и развитию навыков фонетически првильного письма у обучающихся с умственной отсталостью. Дано приложение с необходимыми упражнениями...
Комплекс упражнений по формированию навыка чтения и письма у младших школьников
Комплекс практических упражнений предназначен для родителей, педагогов, учителей - логопедов и специалистов коррекционного профиля в рамках основной общеобразовательной программы с целью развити...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/02/picture-1253705-1591081869.jpg)
Система упражнений для формирования навыка грамотного письма под диктовку. 3 класс. Программа "Школа России"
Предлагаю систему упражнений для дополнительных занятий по русскому языку в 3 классе по программе "Школа России". Эти задания могут использовать не только учителя начальных классов в своей р...