Формирование УУД младших школьников
статья по теме
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Одной из эффективных технологий в плане формирования УУД является технология проблемного обучения. В отличие от традиционной системы обучения, которая направлена на передачу готовых знаний, технология проблемного обучения нацелена на то, чтобы школьники самостоятельно производили поиск «нового». В своей педагогической деятельности я добиваюсь того, чтобы ребенок не заучивал готовые знания, а делал для себя каждый раз маленькие открытия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_mladshikh_shkolnikov_na_osnove_tekhnologii_problemnogo_obucheniya.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Одной из эффективных технологий в плане формирования УУД является технология проблемного обучения. В отличие от традиционной системы обучения, которая направлена на передачу готовых знаний, технология проблемного обучения нацелена на то, чтобы школьники самостоятельно производили поиск «нового». В своей педагогической деятельности я добиваюсь того, чтобы ребенок не заучивал готовые знания, а делал для себя каждый раз маленькие открытия.
В технологии проблемного обучения знания усваиваются творчески, учащиеся САМИ формулируют правила, делают выводы, а затем сравнивают с учебником. На уроке мне важно организовать диалог так, чтобы дети сами сформулировали проблему. Преимущественно в своей деятельности использую два вида диалога: - Что вас удивило? Какими видите факты? Сколько мнений существует? Так какой возникает вопрос? - Сколько в нашем классе мнений? Как же нам выделить верное? - Вы сначала как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос? - Вы смогли выполнить задание? А в чем затруднение? Сформулируйте проблему.. - Вы нашли решение задачи? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая же тема урока сегодня? - Что вы сделали для решения вопроса? Какие знания применили? Какова тема урока? Побуждающий диалог используется для решения учебной задачи. Ведь поиск решения проблемы – это поиск ответа на вопрос, который завершается открытием нового знания. Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить учебную проблему и, таким образом, помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего исследования на уроке. Что же подразумевается под понятием «проблема»? Проблема - это вопрос, охватывающий противоречия между двумя фактами, мнениями, положениями. Приведем пример: 16-7+3=12 16-(7+3)=6 Таким образом, возникает вопрос: Почему в примерах мы использовали одинаковые числа, но получили разные ответы? Также под проблемой мы понимает вопрос, охватывающий противоречия между житейскими представлениями детей и научным фактом. Еще один пример: Легкий легко Веселый весело Быстрый быстро Из сопоставления данных слов возникают вопросы: - Что это за слова во втором столбике? - Как разобрать их по составу? И дети, выполняя задание, приходят к выводу, что в первом столбике прилагательные, потому что они имеют окончания -ий, -ый. Следовательно, это изменяемые части речи. А во втором столбике слова неизменяемые, у них нет окончаний, следовательно, это другая часть речи. Так учащиеся знакомятся с наречием. При дифференцированном обучении я использую и подводящий диалог – систему вопросов и заданий, которая приводит пассивного ученика к формулировке темы урока. Это помогает реализовать личностно-ориентированный подход, дать возможность каждому ребенку включиться в образовательный процесс. Подводящий диалог также ведет к открытию нового знания. Кроме диалогов мною применяются еще два приема. Один из них называется образно «Яркое пятно». Суть этого приема в использовании сказок, легенд, случаев из жизни, науки, культуры, с целью более образного представления учебной задачи. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы царства природы, я включаю звукозапись голоса леса. Мы с детьми оказываемся в царстве живой природы, и начинаем рассуждать об этом царстве, в результате дети сами формулируют цель урока, какие новые знания они получат о представителях этих царств. Не менее важным является и прием актуальность. Суть приема – донести до каждого ребенка, что получаемое им новое знание по предмету крайне необходимо для его сегодняшней жизни. В учебниках дети работают с заданиями, которые ориентируют их на поиск информации. Например: можно ли слово коньки проверить, используя, исторический корень. Очень часто использую задания, в результате выполнения которых у детей рождается свой творческий продукт. -придумай и нарисуй фантастическое дерево; -сочини сказку, названием которой станет пословица. Это и помогает достигнуть правильно построенный урок с использованием проблемного обучения, на котором обеспечивается и стимулируется активная самостоятельная и совместная деятельность учащихся. Таким образом, идет целенаправленное формирование универсально - учебных действий младших школьников.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у младших школьников основных компонентов учебной деятельности в условиях реализации УМК " Начальная школа XXI"
Научить учиться – это значит научить ребёнка «учить себя»...
Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)
В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...
Формирование у младших школьников навыков работы с информацией
В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...
Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.
Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...
Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"
Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...
Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...
Школьный коллектив и его роль в формировании личности . младшего школьника.
Понять и найти свое место в коллективе....