Формирование УУД младших школьников
статья по теме

Хуснутдинова Марина Владимировна

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

     Одной из эффективных технологий в плане формирования УУД является технология проблемного обучения. В отличие от традиционной системы обучения, которая направлена на передачу готовых знаний, технология проблемного обучения нацелена на то, чтобы школьники самостоятельно производили поиск «нового». В своей педагогической деятельности я добиваюсь того, чтобы ребенок не заучивал готовые знания, а делал для себя каждый раз маленькие открытия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

     Одной из эффективных технологий в плане формирования УУД является технология проблемного обучения. В отличие от традиционной системы обучения, которая направлена на передачу готовых знаний, технология проблемного обучения нацелена на то, чтобы школьники самостоятельно производили поиск «нового». В своей педагогической деятельности я добиваюсь того, чтобы ребенок не заучивал готовые знания, а делал для себя каждый раз маленькие открытия.

    В технологии проблемного обучения знания усваиваются творчески, учащиеся САМИ формулируют правила, делают выводы, а затем сравнивают с учебником. На уроке мне важно организовать диалог так, чтобы дети сами сформулировали проблему.

     Преимущественно в своей деятельности использую два вида диалога:
побуждающий и подводящий. Применяю некоторые приемы для построения 
побуждающего диалога, в результате которого формулируется проблема. Приведу примеры наиболее часто используемых мною приемов.

- Что вас удивило? Какими видите факты? Сколько мнений существует? Так какой возникает вопрос?

- Сколько в нашем классе мнений? Как же нам выделить верное?

- Вы сначала как думали?  А как на самом деле? Какой возникает вопрос?

- Вы смогли выполнить задание? А в чем затруднение? Сформулируйте проблему..

- Вы нашли решение задачи? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая же тема урока сегодня?

- Что вы сделали для решения вопроса? Какие знания применили? Какова тема урока?

     Побуждающий диалог используется для решения учебной задачи. Ведь поиск решения проблемы – это поиск ответа на вопрос, который завершается открытием нового знания.

Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить учебную проблему и, таким образом, помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего исследования на уроке. Что же подразумевается под понятием «проблема»?

    Проблема - это вопрос, охватывающий противоречия между двумя фактами, мнениями, положениями.

Приведем пример:

16-7+3=12

16-(7+3)=6

    Таким образом, возникает вопрос: Почему в примерах мы использовали одинаковые числа, но получили разные ответы?

    Также под проблемой мы понимает вопрос, охватывающий противоречия между житейскими представлениями детей и научным фактом.

Еще один пример:

Легкий легко

Веселый весело

Быстрый быстро

    Из сопоставления данных слов возникают вопросы:

- Что это за слова во втором столбике?

- Как разобрать их по составу?

   И дети, выполняя задание, приходят к выводу, что в первом столбике прилагательные, потому что они имеют окончания -ий, -ый. Следовательно, это изменяемые части речи. А во втором столбике слова неизменяемые, у них нет окончаний, следовательно, это другая часть речи. Так учащиеся знакомятся с наречием.

     При дифференцированном обучении я использую и подводящий диалог – систему вопросов и заданий, которая приводит пассивного ученика к формулировке темы урока. Это помогает реализовать личностно-ориентированный подход, дать возможность каждому ребенку включиться в образовательный процесс. Подводящий диалог также ведет к открытию нового знания.

  Кроме диалогов мною применяются еще два приема. Один из них называется образно «Яркое пятно».

Суть этого приема в использовании сказок, легенд, случаев из жизни, науки, культуры, с целью более образного представления учебной задачи.

Например, на уроке окружающего мира при изучении темы царства природы, я включаю звукозапись голоса леса. Мы с детьми оказываемся в царстве живой природы, и начинаем рассуждать об этом царстве, в результате дети сами формулируют цель урока, какие новые знания они получат о представителях этих царств.

    Не менее важным является и прием актуальность. Суть приема – донести до каждого ребенка, что получаемое им новое знание по предмету крайне необходимо для его сегодняшней жизни.
   Например, мы идем на экскурсию, экскурсия – это важно, актуально.
Мы можем научиться определять стороны горизонта, увидеть линию горизонта.
В результате использования этих приемов, у детей на уроках рождается стремление докопаться до истины, найти ответ на вопрос, решить учебную задачу. Создаются условия для самовыражения учащихся. Совершенно очевидно, что проблемные уроки имеют еще и очень мощный воспитательный, нравственный потенциал: учат умению принимать чужую точку зрения; грамотно дискутировать; добиваться общего результата, осознав единство цели.

     В учебниках дети работают с заданиями, которые ориентируют их на поиск информации.

     Например: можно ли слово коньки проверить, используя, исторический корень.
Естественно, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо осуществить информационный поиск.

     Очень часто использую задания, в результате выполнения которых у детей рождается свой творческий продукт.

-придумай и нарисуй фантастическое дерево;

-сочини сказку, названием которой станет пословица.
    Главная цель учителя - научить учиться. То есть, создать условия для того, чтобы обучаемый мог бы самостоятельно решать учебные и познавательные задачи, проявлять положительные эмоции и чувства, творческий потенциал, что формирует лучшие духовно-нравственные качества его личности.

   Это и помогает достигнуть правильно построенный урок с использованием проблемного обучения, на котором обеспечивается и стимулируется активная самостоятельная и совместная деятельность учащихся.

   Таким образом, идет целенаправленное формирование универсально -  учебных действий младших школьников.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...

Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.

Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...