Формирование универсальных учебных действий в практике современного учителя.
учебно-методический материал на тему

Гриценко Ирина Ивановна

В статье раскрывается роль учителя в формировании УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_v_praktike_sovremennogo_uchitelya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий в практике современного учителя.

     Федеральный государственный образовательный стандарт  предъявляет новые требования к результатам начального образования, так как начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает.

За четыре года учителю начальных классов надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, не только научиться учиться – стать «профессиональным учеником», но и он должен научить учиться своих учеников, т.е. сформировать у них комплекс универсальных учебных действий (УУД).

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

     В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного   получения нового социального опыта.

          «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо

планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

         Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

  Главной целью моей педагогической деятельности считаю формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Мне, как учителю начальных классов, необходимо сформировать у младшего школьника желание, готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Одним из эффективных методов формирования УУД является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы обучающихся является для меня особой педагогической задачей. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

        Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

-  полное внимание к однокласснику;

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 - терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

        Все обучающиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания у обучающихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в некоторых – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

С первой минуты урока  стараюсь включить всех обучающихся в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД).  К ним относятся:

• целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее обучающимся предлагаются разные виды заданий для  самостоятельной формулировки темы урока.

         При повторении изученного материала ставлю перед обучающимися новую  проблему (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения, например,  о Луне, после чего они должны ответить на вопросы: Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений обучающихся начинается совместное открытие нового.Почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

- личностные (формирование интереса)

- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к изучению сложных жизненных ситуаций.

Например, рассмотрим урок русского языка, на котором  прослеживались связи с уроками музыки:

 – Давайте послушаем, как идёт дождь.

- Как называется дождь, который льёт как из ведра?

- Какой дождь называется «ситничек»?

- Что за дождь «косохлёст»?

- Какой дождь мы называем «грибной»?

(На доску прикрепляю название дождей. Начинается работа в группах.) - Возьмите карточки, соберите пазлы и узнайте, какой дождик нарисован на вашей картинке? К слову дождь подберите родственное слово. (И вновь работа в группах. Задание: составьте предложение из слов с новым словом дождевик. Все выполненные работы помещаются на доску.)

 Перед детьми возникает новая проблема:

- Знаете ли вы, почему дождь бывает косой?

- Откуда появляется ветер?

- Почему он дует?

(Ребята отвечают на эти вопросы после небольших опытов.)

- Что вы чувствовали, когда махали руками у себя перед лицом?

Ребята сделали вывод о том, что ветер – это движущийся воздух. Свой вывод обучающиеся сравнили с выводом, данным в учебнике. Итогом данного этапа урока стало задание:  Какой ветер бывает, а какой не бывает? За активную работу на уроке каждая группа получила в подарок капельку дождя.

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия обучающимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.

- А если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

Я доволен собой, у меня все получилось. Хочу знать больше.

(Рисуем веселый смайлик).

У меня не всё получилось, но я постараюсь.

(Рисуем спокойный смайлик)

Ничего не понятно на уроке.

(Рисуем грустный  смайлик).

            При возникновении у обучающихся трудностей  по развитию регулятивных учебных умений учитель может направить его деятельность:

  1. У обучающего трудности при выполнении поручений:
  • Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе;
  • Во-вторых,  нужно предложить ученикам сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределить работу по дням и.т.д.
  1.  У обучающего трудности при  определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:
  • поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;
  • конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);
  • необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);
  • обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов

3.  У обучающего трудности при   оценивании, коррекции и контроле своей деятельности:

  • Коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль.  Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.

4.У обучающего трудности  в волевой саморегуляции:  

  • Игры с правилами и продуктивные виды деятельности
  • Режиссерская игра
  •  Определение временных промежутков, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности.

      Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • диспут;
  • контрольный опрос на определенную проблему;
  • проекты.

  Проанализировав первый год работы по формированию УУД, я выделила следующие :

1. С первой учебной недели надо учить детей планировать и прогнозировать свою работу.

2. Учить детей составлять план действий перед тем, как начать что – то делать.

3. На каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждать для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

4. Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока.

5. Организовывать формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

6. Обучать детей приемам работы в группах: дети вместе с учителем должны обсуждать, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализировать учебные конфликты и находить совместно пути их решения.

7. Для развития умения оценивать свою работу: дети вместе с учителем должны разрабатывать алгоритм оценивания задания.

8. Не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними результатами.

9. На уроке уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывать, объясняя, что все учатся на ошибках.

10. Важно научить детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом, используя проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

11. Учитель должен помогать ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

        Формировать УУД у обучающихся нужно планомерно, выстраивая этот процесс от урока к уроку. Поэтому учителю необходимо владеть технологиями формирования УУД.

Многое зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, он сможет начать делать первые уверенные шаги в новых условиях в более сжатые сроки.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования и формирования УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий как основа современного образовательного процесса.

      В данной работе рассматривается вопрос  по использованию системно- деятельностного подхода по формированию и развитию универсальных учебных действий....

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель начальных классов МАОУ "ЦО № 1", Бабкина Е.В.

Методические рекомендации разработаны с целью повышения  компетентности специалистов и педагогических работников начальной школы в вопросах формирования у школьников метапредметных универсальных ...

Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...