Коррекционнная работа в начальной школе
материал по теме
Не начинай обучение того, кто не готов к обучению.
А.Я. Каменский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа в начальной школе.
« Не начинай обучать того, кто не подготовлен к обучению».
Я. А. Каменский
Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка, способного выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.
Для того чтобы предупредить возникновение школьных трудностей, необходимо выявить реальный уровень подготовленности каждого ребенка к обучению, и лишь начинать планомерное и целенаправленное обучение.
Поэтому очень важным моментом в своей работе считаю педагогическую диагностику на начале обучения, которая позволяет выявить детей с низким уровнем сформированности учебной деятельности.
Учитывая уровень развития детей с ЗПР, стараюсь приспосабливать к ним современные методы обучения; постоянно использую наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, задания с опорой на образцы; часто прибегаю к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу; использую многократные указания и упражнения.
Важнейшей задаче в работе с учащимися с ЗПР я считаю охрану и укрепление физического и нервно-психологического здоровья детей, а также их социально-трудовую адаптацию. Поэтому система моей работы направлена на компенсацию недостатков развития, восполнение пробелов воспитания, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности и активизацию познавательной деятельности учащихся.
В свое деятельности я стараюсь разнообразить организационно-сюжетную основу коррекционных занятий. Это зависит от возможности и способности моих учеников. Я практикую организацию занятий с использованием:
* сказочных сюжетов
* воображаемых путешествий
* литературных персонажей
* специально изготовленных пособий
Работая в 1 классе, я обратила внимание на недостатки речи у детей с ЗПР, которые были видны при элементарном языковом общении, на ограничен- ный запас знаний и представлений о ближайшем окружении.
Таким образом, в период адаптации, исследовав познавательную активность детей, речь, знание окружающего мира я составила определенную коррекционную работу с классом, которая помогла детям развить конкретные мыслительные операции.
Данная работа велась на всех уроках, так как в основу были заложены упражнения на уточнение, расширение и систематизацию представлений об отдельных предметах и явлениях природы и общественной жизни, а так же обогащение словаря и развитие речи учащихся.
Первым этапом было освоение и развитие представлений о свойствах предметов: цвета, формы, величины, расположение предметов в пространстве.
Причем, сначала предъявлялись образцы цвета и их названия в сравнении, затем оттенков, подбор их по образцу, по фону, группировка по цвету, конструирование аппликации, выкладывание узоров.
Далее мы изучали величины и формы предметов в реальных ситуациях путем сопоставления: «большой - маленький», «вверх-вниз», «право - лево», «впереди - сзади». Развитие временных представлений происходило в процессе систематических наблюдений за сезонными изменениями в природе, дети учились не только наблюдать, но и выделять части целого, делать выводы и грамотно ставить вопросы, и с интересом на них отвечать.
Так как дети с ЗПР затрудняются в составлении рассказов из-за ограниченности словарного запаса, я предлагаю им составлять коллективные рассказы. Здесь ребенок учится оценивать себя среди товарищей, стремится рассказать как можно точнее, полнее, логичнее. Хочу отметить, что данная работа дала положительный результат. За первый год обучения дети моего класса научились, учитывая свои возможности и возраст, строить правильные грамматические конструкции. Их речь стала более выразительной. Важно отметить, что дети стали приучаться к точности в употреблении слов при ответе, что обеспечивает закрепление знаний.
Расширению словарного запаса, уточнению представления о свойствах, действиях характерных для изучаемых объектов способствуют следующие виды упражнений:
- подбор из списка тех слов, которые наиболее точно выражают действие или состояние наблюдаемого объекта ( например: дождь - моросит, льет, идет; снег - идет, падает…)
- словарная работа, связанная с привлечением внимания ребенка к внутренней форме слова. Например: печник -тот, кто делает печи, чайник- посуда, где кипятят чай и т.д.
Словарную работу необходимо проводить систематически на каждом уроке. Поскольку на начальных ступенях обучения процесс понимания отстает от восприятия слова, то здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания.
На уроках чтения я часто провожу орфографическое чтение – это как основа правописания. Орфографическое чтение отличается тем, что каждое слово при нем произносится так, как пишется. Оно облегчает обучение чтению и способствует отработке четкости произношения.
Дети легко осваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отличают два вида чтения:
- читай, как пишем;
- читай, как говорим.
При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчетливо, это облегчает его восприятие. Когда учащиеся приобретут навыки орфографического чтения можно провести успешный орфографический диктант.
Задачу, которую я ставлю перед собой, это поддержание и формирование у ребенка желание учиться. Помощь учителя в преодолении трудностей вселяет в него уверенность в свои познавательные возможности.
Дети успешно справляются с работой, если будут знать порядок ее выполнения. Им надо не только рассказать, но и показать, как лучше выполнить эту работу. Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде: решению задач с проверкой, проверке упражнений по русскому языку после их выполнения и т. д. В связи с этим необходимым условием является аккуратность выполнения записи в тетрадях.
Задача в усвоении знаний не может быть сведена только к тренировке учащихся в выполнении задания. В первые годы обучения большое внимание уделяется овладению учебным материалом, но и в этом процессе значительное место занимает творческий подход учащихся. Необходимо поощрять стремление детей решить задачу другим способом, по своему изложить материал, внести элемент самостоятельности в рисунок, лепку, изготовление тех или иных поделок. Все это значительно влияет на творческие способности детей.
Чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии, учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.
Один из путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Рассмотрим наиболее типичные приёмы и виды дифференцированных заданий.
Дифференцированный подход на этапе закрепления и применения знаний осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности и характера. Наиболее удобно применять их в форме индивидуальных карточек.
Слабым учащимся для самостоятельной работы нередко даются облегчённые карточки-задания алгоритмического вида.
Детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Распространёнными видами помощи являются:
- помощь в виде вспомогательных заданий подготовительных упражнений;
- помощь в виде “подсказок” (карточки - помощницы, консультации, записи на доске и т.д.).
Особенности работы с карточками-помощницами.
Карточки – помощницы либо одинаковые для всей группы, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с “нарастанием” уровня помощи при выполнении одного задания или может работать с одной карточкой. Но важно учитывать, что со временем степень помощи ученику уменьшается. В итоге ребёнок должен научиться выполнять задание сам, без помощи взрослых, учителя.
На карточках используются разные виды помощи:
- образец выполнения задания: показа способа решения, образца рассуждения и оформления;
- справочные материалы: в виде правил, формул: таблицы единиц измерения длины, массы и т.д.;
- памятки, алгоритмы, инструкции:
- эталоны, модели, схемы, таблицы (графическое изображение задач и т.д.);
- конкретизация задания (разъяснение отдельных слов в задаче, указывающих на существенную деталь и т.д.);
- вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению заданий;
- план решения задачи;
- начало решения или частично выполненное решение.
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения помогает в подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материла, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учащихся, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.
С целью формирования положительного отношения к учёбе необходимо слабоуспевающим ученикам помочь преодолеть боязнь ошибиться, помочь преодолеть в себе неуверенность. Поэтому при изучении трудных теоретических вопросов я не вызываю слабых ребят, даю им возможность послушать сильных учащихся. Слабым учащимся предлагаю посильные задания.
При объяснении любого урока надо стараться давать детям точный алгоритм действий. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его на карточках.
Для усвоения и закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Слабым учащимся предлагается выполнить типовые задания (аналогичные выполнены на уроке). Подбираю для них облегченные задания. Работа таких ребят идёт в замедленном темпе при заранее ограниченном объеме материала. За выполнением следует обязательный контроль. При необходимости даются подробнейшие инструкции («пошаговые», с конкретными примерами)
Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.
Так же при закреплении учебного материала организовываю групповую работу. Создаю группу в состав, которой входят по несколько человек с разным уровнем подготовки. Организация групповой работы помогает мне повысить активность учеников, вовлечь в работу сильных и слабых учащихся, совершенствовать навыки взаимоподдержки, воспитывать культуру общения между учащимися. Для повышения мотивации к обучению провожу уроки – соревнования, уроки-путешествия.
Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. По возможности домашнее задание, дозировка его объема должны быть дифференцированными (кому-то из ребят легче выполнить задания по русскому языку, кому-то по математике, кто-то медленно читает, и от этого разное время тратиться на выполнение домашних заданий). Не учитывая индивидуальные особенности детей мы видим, что у сильных детей теряется интерес к учению, они превращаются в посредственных учеников. Что же касается слабых ребят, то задания среднего уровня кажутся им непосильными, у них появляется ощущение неполноценности, боязнь высказывать свои суждения при ответах. Из-за этого такие ученики в конце концов отказываются от какой-либо мыслительной деятельности, используют обходные пути – механическое заучивание, ожидание подсказок, списывание.
Следовательно, при работе с детьми метод дифференцированного подхода крайне важен.
Подводя итог работы, хочу отметить, что в классе наблюдается положительная динамика развития учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".
В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы, элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...
Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)
Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....
"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный стандарт педагога». Ор...
«Необходимость применения в практике работы учителя начальной школы проектной работы».
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...
"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).
Данный материал предназначен для учителей начальных классов....
"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).
Данное выступление предназначено для учителей начальных классов....
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....