доклад на педсовет
материал по теме

Андреева Ольга Евгеньевна

Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах в условиях внедрения ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ  В УСЛОВИЯХ  ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

        

Определение понятия:

«Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю»

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому учить работать с текстом нужно уже в начальных классах. При этом следует ставить и решать такие задачи:

- обязательная мотивация деятельности для повышения интереса к процессу обучения;

- формирование навыков работы с готовыми текстами и написания текстов разного вида;

- развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с различной информацией;

- формирование коммуникативных умений.

Ребенок, работая с текстом, учится понимать, осмысливать информацию, соотносить её с собственным опытом, отсеивать ненужное, делать выводы.

Тексты могут быть как художественные (русский язык, литературное чтение), так и деловые (окружающий мир).

Я хочу поделиться своим опытом использования некоторых приемов развития критического мышления на уроках чтения и окружающего мира.

При работе с текстом я использую следующие приемы:

- чтение с остановками;

- тщательное чтение;

- толстые и тонкие вопросы;

-синквейн;

Прием «Чтение с остановками».

Данный прием используется так:

1. Обсуждается название произведения.

- Почему так называется?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

2. Заранее выделяются в тексте две-три остановки, в зависимости от размера текста. Во время остановок задаются вопросы, которые побуждают школьников к критическому мышлению. При этом необходимо помнить об учебных целях: обсуждаются непонятные слова, анализируются средства художественного выражения.

В учебник Чураковой Н. А. «Литературное чтение» по программе «Перспективная начальная школа», по которому я работаю, уже включен прием «Чтение с остановками».

«Тщательное чтение» -  это чтение на основе автокоммуникации, т. е. тихо сам с собой; внимательное, обдуманное, неторопливое чтение с карандашиком в руках.

Этот прием широко использую при работе с тетрадями для самостоятельных работ и хрестоматией.

«Толстые и тонкие» вопросы.

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Таблица «толстых и тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока (вызов, осмысление, рефлексия).

«Тонкие»  вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Где…?

Когда…?

Сколько…?

Объясните почему…?

Почему вы думаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?


Синквейн – это синтез коротких выражений, которые показывают суть проведенной работы.

Синквейн составляется на стадии рефлексии.

Правила написания сиквейна:

1. Тема, предмет (1 существительное).

2. Описание предмета (2 прилагательных).

3. Действие  (2-3 глагола).

4.Отношение к предмету (предложение из 3 слов).

5. Синоним темы (1 слово)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педсовет

доклад на тему "Воспитательный потенциал урока"...

Доклад к педсовету "Выработка устойчивого внимания у учащихся 1 класса"

В докладе приведены примеры упражнений, в которых детям приходится сравнивать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Все упражнения на внимание ведут к выработке устойчивости внимания, что естествен...

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ

С 1 сентября 2011 года школа включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второгопоколения....

Доклад на педсовете "Создание ситуации успеха на уроке"

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....

Доклад к педсовету

Доклад к педсовету на тему "Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации". Презентация к докладу....

Доклад на педсовете:"Из опыта работы по ФГОС".

Доклад можно использовать на педсовете....

Доклад на педсовет «ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ».

ПРОЕКТНАЯ   ТЕХНОЛОГИЯ.  ПРАКТИКА  РЕАЛИЗАЦИИ.В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя раз...