Здоровьесбережение в сельской начальной школе
статья по теме
Об использовании здоровьесберегиющих технологий в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технолгии | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Ивандаева Надежда Алексеевна, МБОУ «Катановская СОШ» Аскизского района Республики Хакасия, учитель начальных классов, «Здоровьесбережение в сельской начальной школе», 2013 год
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, являющийся одним из ключевых элементов модернизации российской школы, устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным УУД (универсальным учебным действиям). Главная задача учителя начальной школы в условиях введения ФГОС НОО: заложить основы формирования учебной деятельности детей (системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать контролировать и оценивать учебные действия и их результат). Степень сформированности ключевых компетентностей обеспечивает умение младших школьников учиться и определяется уровнем подготовки выпускников начального общего образования.
Но в связи со значительным ухудшением здоровья детей школьного возраста на этапе введения ФГОС одной из главных задач сохранения и укрепления здоровья младших школьников является внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.
На данном этапе современный урок – это урок, на котором педагог реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и здоровьесберегающие. Начальная школа при привлечении всех заинтересованных лиц (медики, психологи, социальные педагоги, родители, учителя, дети) может создать условия, которые частично обеспечат сохранение здоровья детям.
Основными причинами ухудшения здоровья детей являются:
- интенсификация обучения (объем учебных программ часто несоизмеримо выше, чем возрастные и функциональные возможности школьников; большая часть учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс, который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей; существенное увеличение учебной нагрузки, вследствие чего наблюдается большая утомляемость, снижение сопротивляемости организма болезням).
- ухудшение социального положения семей учащихся;
- необеспеченность детей полноценным питанием;
- увеличение числа неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
- низкий уровень общей культуры населения.
Проанализировав свой собственный педагогический опыт, я смогла выделить следующие критерии здоровьесбережения: соблюдение санитарно-гигиенических норм, проведение физкультминуток, динамических пауз, частая смена видов учебной деятельности, правильная посадка учащихся за столом, благоприятный психологический климат.
На первом же родительском собрании совместно с медработником я провожу анкетирование по состоянию здоровья детей с целью индивидуального подхода к ученикам в процессе обучения. Объясняю родителям, что даже у ребёнка может пропасть желание учиться, если их дальнейшая жизнь не будет подчинена требованиям здоровьесбережения.
Большую часть времени в школе ученик проводит на уроке, поэтому для него наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм деятельности ученика.
Большая роль в плане здоровьесбережения отводится созданию благоприятного психологического климата на уроке, что решает сразу несколько проблем: во-первых, снимает напряжение, утомление учащихся, во-вторых, появляется стимул для развития творческих возможностей ребёнка. Создание доброжелательной обстановки на уроке, внимание к каждому высказанному мнению ребёнка, тактичное исправление ошибок, поощрение активности на уроке, уместная шутка, юмор, позволяют провести урок без стресса, т.е. обеспечивают хорошее усвоение учебного материала.
От правильной организации урока во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. В целях углубления компетенций по здоровьесбереженню используются различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Средства выбираются в соответствии с конкретными условиями работы. Это элементарные движения во время занятия, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), подвижные игры, массаж, самомассаж, элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона), массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические Дни здоровья и др.
На уроках в начальной школе широко использую весёлые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождаются хоровым произношением четверостиший. Физкультурные минутки применяю на разных этапах урока для тренировки и разминки определённых частей тела и органов.
Физкультминутка включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, В состав упражнений для физкультминуток входят гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз), физкультурно–спортивные упражнения (бег, прыжки, приседания, ходьба под счет и. т. д.), двигательные действия и задания (отгадку загадки учащиеся имитируют в движении), использование карточек (глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения), пантомимическая гимнастика (изображение героев сказок или животных – подражание средствами невербальных сигналов).
Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти упражнения наряду с физкультминутками обеспечивают высокую работоспособность в течение занятия, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомление.
Для учащихся младших классов особое внимание уделяется упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста.
Использование данного комплекса оздоровительных мероприятий позволяет снизить утомляемость, повысить эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Общество заинтересовано в оздоровлении каждого человека, оно должно решать эту проблему на всех уровнях совместными усилиями. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Если в школе все будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Я использую здоровьесберегающие технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
И всё же основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении.
А если мы, педагоги, и сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здорово и развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Литература
1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь – Тула: Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель», 2004 – 350 стр.
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007.- 304 стр.
3. Школа как здоровьесберегающая система /Сост. Савина Е.П., Мацкевич Т.А., Шевченко А.П. – Самара, 2002 – 248 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Здоровьесбережение в современной начальной школе
Статья из опыты работы по здоровьесбережению в начальной школе...
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются технологии включения элементов музыкального фольклора в учебные предметы сельской начальной школы....
"Здоровьесбережение в современной начальной школе"
«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приори...
Управление творческим развитием детей в условиях сельской начальной школы
Управление творческим развитием детей в условиях сельской начальной школы...
Выступление на педагогическом совете-01.11.16 на тему:"Просветительская работа с родителями по здоровьесбережению детей в начальной школе"
« Я не боюсь ещё и ещё раз повторитьЗабота о здоровье — это важнейший трудУчителя, от жизнерадостности,Бодрости детей зависит их духовная жизнь,Мировоззрение, умственное развитие,Прочность знаний, вер...
Использование этнопедагогических идей в сельской начальной школе
Ознакомление детей с хакасской национальной культурой – это один из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ...