двигательная активность на уроке
материал (1 класс) по теме
способы решеня проблемы снятия утомления детей в процессе урока, повышение их двигательной активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
двигательная активность на уроке | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Департамент образования города Москвы
Западное окружное управление образования города Москвы
ГБОУ СОШ «школа здоровья» № 1008
Методическая разработка на тему:
Формы двигательной активности на
уроках в общеобразовательной школе как средство оздоровления школьников
Корина Илона Викторовна,
Одной из главных задач в современной школе является сохранение здоровья ребенка. Это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения. «Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно- сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций»[1]. Перед учителем стоит проблема снятия утомления детей в процессе урока и повышения их двигательной активности. Урок должен стать зоной психологического комфорта. Двигательная активность способствует лучшему овладению материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Общеизвестно, что двигательная активность с поступлением детей в школу резко падает. «Играющий» ребенок превращается в ребенка «сидящего». Уроков физической культуры недостаточно, чтобы восполнить потребность детей в движении. Поэтому огромное значение имеет введение «физминуток» на всех уроках. Они поднимают настроение детей, снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, восстанавливают силы ребенка.
Очень эффективны игры и упражнения, которые сочетаются с темой урока.
Мы покажем несколько приемов и упражнений, которые можно использовать практически на всех уроках.
Название упражнения (игры) | Описание | На что работает |
«Поймай хлопок» | В любой момент урока учитель может хлопнуть в ладоши, задача детей «поймать» хлопок. Нужно добиваться единовременного хлопка, чтобы «не сыпался горох». Варианты упражнения – с закрытыми глазами, повернуться спиной. | Позволяет «собрать» внимание учеников, развивается внимание, координация |
«Зеркало» | Лучше проводить под танцевальную музыку. Ведущий (может быть и учитель, и ученик) показывает движения в характере музыки, дети – «отражение в зеркале», точно повторяют | психоэмоциональная разгрузка учащихся, снятие усталости и напряжения, комплексов (важно для детей, которые стесняются двигаться) |
«Платок» | Вариант «Зеркала», только теперь дети - не отражение человека, а отражение платка в руках ведущего. Платок может быть «тяжелым», плотным; или «легким», «летящим». Движения должны быть соответствующими фактуре платка. Еще возможен вариант с каким-то «жестким» предметом. | Снятие усталости и напряжение, развитие фантазии (напр. как показать «скрученный платок»?) |
Упражнение на координацию движений | Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа. | Развивается координация движений, работает на «собранность» |
«Играем в ритм» | Ведущий (учитель или ученик) хлопает ритмический рисунок. Дети повторяют этот же ритм. Условие: у ведущего руки подняты, у остальных опущены. Можно хлопать только когда ведущий опустил руки. Игра на выбывание: кто проиграл – садится. | Воспитывает внимание, чувство ритма, развивает память ( ритмический рисунок может быть «длинным») |
«Руки – ноги» | Дети сидят, ведущий хлопками подает команды: 1 хлопок – «для рук» (поднять, если подняты – опустить) 2 хлопка – «для ног» (встать или сесть, если стоишь). Игра на выбывание. Кто проиграл – выходит к доске | Психоэмоциональная разгрузка, развивается внимание, координация движений |
«Волшебная палочка» | Ведущий дает любому ученику «волшебную палочку», садится на его место. Получивший палочку должен назвать, например, имя сказочного героя (на уроке литературы) или музыкальный инструмент (на уроке музыки) и передать палочку дальше, садясь на чужое место. Игра идет до последнего человека. В конце ведущий отворачивается, считает до 10, в это время все тихо и быстро садятся на свои места | Развивает память (нельзя повторяться), позволяет организовать повторение пройденного материала, снять усталость |
«Скульптор и глина» | Класс делится на пары любым способом. 1е номера – «скульпторы», 2е – глина. Скульпторы «лепят» из глины заданное (на уроке физики, возможно, какой-то механизм, на уроке биологии – животное и т.п.). С «глиной» разговаривать нельзя, все делаем только руками. После окончания работы скульпторы отходят от скульптур, все вместе оценивают. Возможен вариант – скульптуры «оживают» | Воспитывает умение понимать партнера без слов, развитие воображения, пластичность |
«Живая картина» | Класс делится на команды (например, по рядам). Каждая команда выбирает «постановщика», который получает иллюстрацию. Из своей команды он «рисует живую картину», другие команды угадывают. | Умение работать в команде, быстро выполнять указания ведущего. Развитие пластики. Возможно использовать на уроках повторения (например, на уроках истории - воспроизведение исторического события) |
«Пристройка» | Вариант «Живой картины», но без «постановщика». Дети получают задание воспроизвести картину. Кто понимает, как это сделать, выходит и принимает соответствующую позу, остальные «пристраиваются» после того, как предыдущий «зафиксируется» | Умение работать в команде, развитие пластики. Можно использовать на уроке повторения или изучения нового материала |
Ассоциации | Класс делится на команды. Команда получает карточку, на которой написан термин или явление. После 30-секундного обсуждения команда пластически изображает задуманное. Во время выполнения участники «немеют». Другие команды отгадывают, можно задавать вопросы, на которые играющая команда отвечает только «да» или «нет» | Умение работать в группе, формирование интереса к учебному материалу. Повторение и закрепление пройденного |
«Эстафета» | Вариантов этого упражнения несколько. 1. На счет до пяти класс встает вокруг парт 2го ряда. От ведущего через соседа – и дальше – без задержек передается хлопок, хлопок может «оттолкнуться» от ведущего и направиться в другую сторону. Вместо хлопка в эстафете могут быть слова и словосочетания, относящиеся к той теме, которую проходят на уроке. Кто задумался – считаем «1,2,3,4,5» - выбывает. 2. Эстафета может проводиться, когда дети сидят за партами. До кого доходит очередь, встает, говорит или хлопает, и садится. | Быстрота реакции, внимание. Может работать на повторение, обобщение. |
[1] Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 17-18 марта 2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры как активная двигательная деятельность на уроках физической культуры. ( из опыта работы)
Подвижная игра — один из важных видов организации урока физической культуры в начальной школе. «Отличительной особенностью преподавания физической культуры в начальных классах являет...
Виды двигательной активности на уроках физической культуры и факторы её определяющие (статья по теме самообразования)
Определяется природа актвности учащихся, и факторы, обуславливающие активность учащихся, социальные, биологические, а также рассматривается роль интереса....
Формирование двигательной активности учащихся через дифференцированный подход на уроках физической культуры
Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры как важного условия оптимизации пр...
Презентация: "Подвижные игры, как один из способов повышения двигательной активности на уроках физической культуры в начальных классах".
Построение. Приветствие.Выполнение команд:»Становись!» «Равняйсь», «Смирно», «Направо»Ходьба на носкахХодьба на пяткахбег с высоким подниманием бед...
Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках)
Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках). Движение - это жизнь!Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекар...
Подвижные игры как средство повышения двигательной активности на уроках физкультуры в начальных классах
Подвижные игры как средство повышения двигательной активности на уроках физкультуры в начальных классах...
Развитие двигательной активности детей начальных классов на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Как показывает практика, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собо...