двигательная активность на уроке
материал (1 класс) по теме

Корина Илона Викторовна

способы  решеня проблемы снятия утомления детей в процессе урока, повышение их двигательной активности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования города Москвы

ГБОУ СОШ «школа здоровья» № 1008

Методическая разработка на тему:

Формы двигательной активности на

уроках в общеобразовательной школе как средство оздоровления школьников

Корина Илона Викторовна,

Одной из главных задач в современной школе является сохранение здоровья ребенка. Это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения. «Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно- сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций»[1].  Перед учителем стоит проблема снятия утомления детей в процессе урока и повышения их двигательной активности. Урок должен стать зоной психологического комфорта. Двигательная активность способствует лучшему овладению материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Общеизвестно, что двигательная активность с поступлением детей в школу резко падает. «Играющий» ребенок превращается в ребенка «сидящего». Уроков физической культуры недостаточно, чтобы восполнить потребность детей в движении. Поэтому огромное значение имеет введение «физминуток» на всех уроках. Они поднимают настроение детей, снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, восстанавливают силы ребенка.

Очень эффективны игры и упражнения, которые сочетаются с темой урока.

Мы покажем несколько приемов и упражнений, которые можно использовать практически на всех уроках.

Название упражнения (игры)

Описание

На что работает

«Поймай хлопок»

В любой момент урока учитель может хлопнуть в ладоши, задача детей «поймать» хлопок. Нужно добиваться единовременного хлопка, чтобы «не сыпался горох». Варианты упражнения – с закрытыми глазами, повернуться спиной.

Позволяет «собрать» внимание учеников, развивается внимание, координация

«Зеркало»

Лучше проводить под танцевальную музыку. Ведущий (может быть и учитель, и ученик) показывает движения в характере музыки, дети – «отражение в зеркале», точно повторяют

психоэмоциональная разгрузка учащихся, снятие усталости и напряжения, комплексов (важно для детей, которые стесняются двигаться)

«Платок»

Вариант «Зеркала», только теперь дети  - не отражение человека, а отражение платка в руках ведущего.  Платок может быть «тяжелым», плотным; или «легким», «летящим». Движения должны быть соответствующими фактуре платка. Еще возможен вариант с каким-то «жестким» предметом.

Снятие усталости и напряжение, развитие фантазии (напр. как показать «скрученный платок»?)

Упражнение на координацию движений

Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.

Развивается координация движений, работает на «собранность»

«Играем в ритм»

Ведущий (учитель или ученик) хлопает ритмический рисунок. Дети повторяют этот же ритм. Условие: у ведущего руки подняты, у остальных опущены. Можно хлопать только когда ведущий опустил руки. Игра на выбывание: кто проиграл – садится.

Воспитывает внимание, чувство ритма, развивает память ( ритмический рисунок может быть «длинным»)

«Руки – ноги»

Дети сидят, ведущий хлопками подает команды: 1 хлопок – «для рук» (поднять, если подняты – опустить) 2 хлопка – «для ног» (встать или сесть, если стоишь). Игра на выбывание. Кто проиграл – выходит к доске

Психоэмоциональная разгрузка, развивается внимание, координация движений

«Волшебная палочка»

Ведущий дает любому ученику «волшебную палочку», садится на его место. Получивший палочку должен назвать, например, имя сказочного героя (на уроке  литературы) или музыкальный инструмент (на уроке музыки) и передать палочку дальше, садясь на чужое место. Игра идет до последнего человека. В конце ведущий отворачивается, считает до 10, в это время все тихо и быстро садятся на свои места

Развивает память (нельзя повторяться), позволяет организовать повторение пройденного материала, снять усталость

«Скульптор и глина»

Класс делится на пары любым способом. 1е номера – «скульпторы», 2е – глина. Скульпторы «лепят» из глины заданное (на уроке физики, возможно, какой-то механизм, на уроке биологии – животное и т.п.). С «глиной» разговаривать нельзя, все делаем только руками. После окончания работы скульпторы отходят от скульптур, все вместе оценивают. Возможен вариант – скульптуры «оживают»

Воспитывает умение понимать партнера без слов, развитие воображения, пластичность

«Живая картина»

Класс делится на команды (например, по рядам). Каждая команда выбирает «постановщика», который получает иллюстрацию. Из своей команды он «рисует живую картину», другие команды угадывают.

Умение работать в команде, быстро выполнять указания ведущего. Развитие пластики. Возможно использовать на уроках повторения (например, на уроках истории -  воспроизведение исторического события)

«Пристройка»

Вариант «Живой картины», но без «постановщика». Дети получают задание воспроизвести картину. Кто понимает, как это сделать, выходит и принимает соответствующую позу, остальные «пристраиваются» после того, как предыдущий «зафиксируется»

Умение работать в команде, развитие пластики. Можно использовать на уроке повторения или изучения нового материала

Ассоциации

Класс делится на команды. Команда получает карточку, на которой написан термин или явление. После 30-секундного обсуждения команда пластически изображает задуманное. Во время выполнения участники «немеют». Другие команды отгадывают, можно задавать вопросы, на которые играющая команда отвечает только «да» или «нет»

Умение работать в группе, формирование интереса к учебному материалу. Повторение и закрепление пройденного

«Эстафета»

Вариантов этого упражнения несколько. 1. На счет до пяти класс встает вокруг парт 2го ряда.  От ведущего через соседа – и дальше – без задержек передается хлопок, хлопок может «оттолкнуться» от ведущего и направиться в другую сторону. Вместо хлопка в эстафете могут быть слова и словосочетания, относящиеся к той теме, которую проходят на уроке. Кто задумался – считаем «1,2,3,4,5» - выбывает.

2. Эстафета может проводиться, когда дети сидят за партами. До кого доходит очередь, встает, говорит или хлопает, и садится.

Быстрота реакции, внимание. Может работать на повторение, обобщение.


[1] Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения.  Материалы всероссийской научно-практической конференции. 17-18 марта 2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как активная двигательная деятельность на уроках физической культуры. ( из опыта работы)

Подвижная игра — один  из важных видов организации урока физической культуры в начальной школе. «Отличительной особенностью преподавания физической культуры в начальных  классах являет...

Виды двигательной активности на уроках физической культуры и факторы её определяющие (статья по теме самообразования)

Определяется природа актвности учащихся, и факторы, обуславливающие активность учащихся, социальные, биологические, а также рассматривается роль интереса....

Формирование двигательной активности учащихся через дифференцированный подход на уроках физической культуры

Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры как важного условия оптимизации пр...

Презентация: "Подвижные игры, как один из способов повышения двигательной активности на уроках физической культуры в начальных классах".

Построение. Приветствие.Выполнение команд:»Становись!» «Равняйсь», «Смирно», «Направо»Ходьба на носкахХодьба на пяткахбег с высоким подниманием бед...

Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках)

Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках). Движение - это жизнь!Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекар...

Подвижные игры как средство повышения двигательной активности на уроках физкультуры в начальных классах

Подвижные игры как средство повышения двигательной активности на уроках физкультуры в начальных классах...

Развитие двигательной активности детей начальных классов на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Как показывает практика, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собо...