Подвижные игры как активная двигательная деятельность на уроках физической культуры. ( из опыта работы)
статья по физкультуре (4 класс) на тему
Подвижная игра — один из важных видов организации урока физической культуры в начальной школе. «Отличительной особенностью преподавания физической культуры в начальных классах является игровой метод», - на этом указано в Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2010).
Характерная особенность игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podv._igry_petrova.doc | 462 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Удомельская общеобразовательная начальная школа « Садко»
Подвижные игры как активная двигательная деятельность на уроках физической культуры.
( из опыта работы)
Введение
Подвижная игра — один из важных видов организации урока физической культуры в начальной школе. «Отличительной особенностью преподавания физической культуры в начальных классах является игровой метод», - на этом указано в Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2010).
Характерная особенность игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и при том много раз одни и те же движения, не замечая усталости. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели.
С помощью игрового метода учитель может быстро создать радостную атмосферу общения, побудить у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность. При этом неверно думать, что в игровой ситуации, когда задания выполняются на игровой основе, не решаются нравственные проблемы. В подвижной игре, особенно коллективной или групповой, всегда подразумевается выполнение долга. Чувство чести, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.
Учитель физкультуры и любой педагог, понимающий значение игры и применяющий ее в работе, должен овладеть методикой игры. «Руководство играми составляет очень трудную задачу» - писал основоположник отечественной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт.
Учитель физкультуры, классный руководитель должны владеть умением воспитывать через игру, уметь так организовать коллектив, чтобы действия каждого участника игры давали ему возможность проявить личные качества и вместе с тем приносили успех общему делу.
Выбор подвижной игры, прежде всего, зависит от тех педагогических задач, которые учитель ставит перед уроком или тренировкой. Важен также учет степени трудности игры для занимающихся. Степень трудности игры определяется подготовленностью класса. Надо четко представлять, что учащиеся могут, а что еще не в силах.
На выбор игры для урока или тренировочного занятия влияет количественный состав группы, а также надо учитывать, где проводится игра (в зале, не площадке, на поляне), какой инвентарь имеется в распоряжении руководителя.
Задачи подвижных игр:
1) укреплять здоровье обучающихся, способствовать их правильному физическому развитию;
2) содействовать овладению обучающимися жизненно необходимыми двигательными знаниями, умениями и навыками;
3) воспитывать у обучающихся необходимые морально-волевые и физические качества;
4) прививать обучающимся организаторские навыки по проведению подвижных игр в школе и дома
Формы проведения подвижных игр:
Подвижные игры включаются в обычные уроки физической культуры, специально отведенные в тематическом планировании уроки, во внеклассную работу по физической культуре: Дни Здоровья, «Веселые старты», эстафеты.
Уроки следует проводить при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального состояния обучающихся.
Содержание игр должно быть разнообразным: подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные упражнения, элементы спортивных игр, самостоятельные игры детей.
Организация играющих - важная предпосылка для дальнейшего успешного хода игры. Разместить играющих и правильно выбрать место для объяснения игры - первое важное условие. Прежде всего, выбирают водящего или разделяют играющих на команды. Лучше, если водящего назначит сам руководитель или его изберут играющие, но предварительно руководитель объясняет, какими качествами должен обладать водящий (хорошо владеть мячом, быть быстрым, сообразительным, внимательным и т.д.). Иногда можно применять считалку (см. приложение 1), определять начинающего по жребию. Последующие водящие обычно выявляются в ходе игры или по результату прошедшей игры.
Командные игры - наиболее эффективное средство закрепления навыков, а также воспитания коллектива. Однако нужно учитывать, что играть интересно, когда команды равны по силам.
Для оценки действий играющих в ряде случаев необходим помощник судьи. Руководитель может назначить его сам, а затем заменить, чтобы он тоже мог принять участие в игре.
Капитанов команд (если они нужны) выбирают обычно сами занимающиеся. Капитану дается право распределять роли в команде. Капитан следит за соблюдением правил и дисциплины. Он является помощником руководителя в своей команде.
Объяснение игры проходит, когда участники построены и распределены по командам. Изложение игры надо сопровождать показом. При проведении в младших классов игр с речитативом текст или слова, произносимые во время игры, разучиваются заранее. Перед игрой детям сообщается обо всех командах или сигналах, которые применяются в игре.
Чтобы убедиться, понятна ли игра, учитель спрашивает у донного - двух учащихся о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. Учащиеся должны знать, что даст им, помимо удовольствия, та или иная игра, они должны быть уверены, что игра тренирует их в выполнении того или иного приема, укрепляет мускулы, формирует выносливость, смекалку, инициативу и самостоятельность.
Любую игру нужно объяснять примерно по следующий схеме: 1) название игры (можно сказать с какой целью игра проводится); 2) роли играющих и их расположение на площадке; 3) ход игры; 4) цель игры; 5) правила игры. Заканчивается объяснение игры ответом на вопросы играющих.
Руководство игрой имеет исключительно важное значение для решения поставленных образовательных и воспитательных задач. Обязанность руководителя не только начать игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить.
Одна из наиболее важных задач руководителя - суметь войти в детский коллектив, включиться в сферу игровых действий. Только при таком отношении к игре можно активно влиять на детей, решать нужные педагогические задачи. С окончанием игры обрываются игровые связи, почти полностью исчезает не формальная игровая сфера. Однако остается главное - доверие ребенка к педагогу, который, пренебрегая взрослостью, может войти в детский мир, оставаясь вместе с тем справедливым авторитетом.
Руководителю важно следить за психологической атмосферой подвижной игры. Нельзя допускать пререканий, грубости, следует спрашивать помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах. Воспитание выдержки, справедливости, взаимовыручки, настойчивости в достижении цели - важная задача руководителя.
Не менее важно следить за выполнением основного приема игры, на закрепление которого она в основном направлена. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить. Неожиданное для учеников окончание игры может вызвать отрицательную реакцию.
Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. После игры полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке. Наблюдая за игрой и подводя ее итоги, учитель может оценить: знание правил и умение их соблюдать, умение целесообразно и согласованно действовать в игре; умение использовать в определенных игровых ситуациях знакомые двигательные действия.
Объективный обзор игры со стороны учителя приучает школьников к правильной самооценке. Педагогические наблюдения в процессе игры, которыми учитель может не делиться с детьми, также имеют важное значение для работы с детским коллективом и каждым учеником в отдельности. Наблюдения в процессе игры - один из источников совершенствования педагогического мастерства, связанный с познанием своих учеников.
Распределение игр в соответствии с их физической направленностью и возрастными особенностями обучающихся.
Основная направленность | Классы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1.На закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве | №1; №5; №6; №8; №15; №18;№38 | №4; №8; №16; №20;№36 | ||
2.На закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей. | №3; №7; №22; №23; №35;№ 40 | №9; №14; №21; №30; №31; | ||
3.На закрепление и совершенствование метаний на дальность, и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей | №2; №13; №20; №25; №34; | №13; №17; №19; №20;№26; №37 | ||
4.На овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. | №12; №27; №28; №29; №32 | №10; №12; №13; №17; №29; №33;№39 | ||
5.На комплексное развитие координационных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями | №15; №18; №23; №24; № 41 | №11; №14; №16; №19 |
Приложение 1 (считалочки)
Аист-аист-аист - птица, Что тебе ночами снится? - Мне болотные опушки. А еще? - Еще лягушки. Их ловить, не изловить. Вот и все, тебе водить! *** Вышли мыши как-то раз. Посмотреть который час. Раз-два-три-четыре, Мыши дернули за гири. Тут раздался страшный звон – Разбежались мыши вон! *** Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит, Если веришь, стой и жди, А не веришь - выходи! *** Раз, два, три, четыре, пять! Будем в прятки мы играть. Небо, звезды и цветы – Ты пойди-ка, поводи! *** За морями, за горами, За железными столбами. На пригорке теремок, На дверях висит замок, Ты за ключиком иди. И замочек отомкни. *** Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду. ** Барабан, барабан, Ты зря не барабань. Раз, два, три, четыре, пять – Выводи ребят играть. *** Возле дома на площадке Мы играть решили в прятки. Скоро прятаться начнем, А тебя водить зовем. | На золотом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Выходи поскорей, Не задерживай добрых и честных людей! *** Высоко-превысоко. Кинул я свой мяч легко. Но упал мой мяч с небес, Закатился в темный лес. Раз-два-три-четыре-пять, Я иду его искать. *** Тучи, тучи, тучи, тучи. Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он, Кто не верит – выйди вон! *** Вышли мышки как - то раз. Поглядеть, который час. Раз, два, три, четыре – Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон. *** Я куплю себе дуду, И по улице пойду, Громче дудочка дуди: Мы играем, ты води. *** Бегал по двору щенок. Видит пирога кусок, Под крыльцо залез и съел, Задремал и засопел. А вот мы не будем спать, Всем нам хочется играть *** Гномик золото искал. И колпак свой потерял! Сел, заплакал: "Как же быть?!" Выходи! Тебе водить! |
Приложение 2 (игры)
Примечание (в скобках первая цифра – номер направленности в соответствии с таблицей, приведенной выше, вторые две цифры – классы)
Быстро по местам №1(1, 1-2)
Играющие становятся в 1, 2,3 колонны. По команде «убежали» дети разбегаются. По команде «быстро все по местам» все должны построиться в исходное положение. Проигрывает та команда (колонна) которая заняла место последняя. Построения могут быть самыми разнообразными (в колоннах, кружках, квадратах).
Охотники №2(3, 1-2)
Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, держа в руках по маленькому мячу. По сигналу руководителя «Стой!» все играющие останавливаются, и охотники с места целятся в кого-либо из них мячом. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право уклониться от мяча, но не должны сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он становится охотником.
Два мороза №3 (2, 1-2)
На противоположных сторонах площадки чертятся два круга «дома». В одном из домов находятся все играющие, кроме двух водящих «морозов», которые стоят посередине площадки.
Морозы, обращаясь к играющим, говорят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые,
Я – мороз Красный нос,
Я – мороз Синий нос,
Кто из вас решится в
В путь дороженьку пуститься?
Дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз -
И перебегают в противоположный «дом». По дороге морозы стараются их «заморозить» («пятнают».) «Замороженный» игрок остается на месте до тех пор, пока кто-либо из игроков не «разморозит» его во время следующей перебежки. Новые Деды Морозы назначаются после двух-трех перебежек.
Старт за мячом №4(1, 3-4)
Ребята делятся на две команды и встают справа и слева от руководителя. Выполняют расчет по порядку в каждой команде. Назвав какой-либо номер, он бросает мяч вперед. Ребята, чьи номера назвали, бегут к мячу: тот, кто возьмет мяч раньше, возвращается с ним и передает руководителю. Команда получает очко.
Отгадай, чей голосок? №5(1, 1-2)
Играющие образуют круг. Один из играющих становится в круг и закрывает глаза. Руководитель указывает на того, кто будет говорить «Скок, скок, скок!» Все играющие идут по кругу и говорят «Мы составили все круг, повернувшись рядом вдруг (поворачиваются и идут в другую сторону). А кто скажет «Скок, скок, скок!» тот играющий на кого покажет руководитель, все вместе «Отгадай, чей голосок». Кто стоит в центре круга, по голосу должен определить, кто сказал, если угадал, то указанный становится в центр. Если не угадал, игра продолжается и этот же игрок продолжает стоять в центре.
Цветочная поляна№6 (1, 1-2)
Выбирают водящего. Каждый игрок выбирает себе название цветка и говорит его вслух. Водящий бежит за кем-либо из разбежавшихся игроков, чтобы осалить. Игрок, которого вот-вот догонит, может назвать другой цветок. Тот, чей цветок назвали, поднимает вверх руку или по-другому привлекает к себе внимание. Тогда водящий бежит за этим игроком. Игрок неуспевший назвать новый цветок прежде, чем его осалит водящий, сменяет водящего. Не разрешается называть цветок, который никем не был выбран. Нарушивший это правило становится водящим.
Воробушки №7(2, 1-2)
На полу (земле) чертится круг диаметром 4-6 метров. Выбирается водящий – «кошка», которая приседает в середине круга. Остальные – «воробьи», - вне круга. По сигналу руководителя «воробьи» начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. «Кошка» старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный становится в центре круга у «кошки». Когда кошка поймает 3-4 «воробья» - выбирается новая «кошка». Побеждает тот, кого ни разу не поймали, и «кошка, « которая сумела быстрее других поймать условленное число «воробьев». Правило: «кошка» ловит только в круге. «Воробьи» прыгают только на одной или двух ногах.
Пустое место №8(1, 1-2)
Все играющие становятся в круг, водящий за кругом. Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-либо из играющих и после этого продолжает бежать вокруг круга в ту или в другую сторону. Игрок, которого коснулся водящий, бежит в противоположную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, друг перед другом они здороваются: подают друг другу руки, приседают и т. д. Водит тот, кто не успел занять пустое место.
Чехарда №9 (2, 3-4)
Участники делятся на две колонны. Расстояние между участниками в колонне восемь – девять шагов, они расходятся по своим местам и приседают. Перед первыми и последними номерами в колоннах проводят черту. По сигналу руководителя последний игрок поочередно перепрыгивает через всех присевших игроков своей колонны. Затем пробегает вперед на 6 шагов и приседает – это служит сигналом второму игроку и т.д.
Мяч не для водящего. №10 (4, 3-4)
1-й вариант (с футбольным мячом).
Играющие образуют круг. Водящий стоит в центре круга и старается выбить футбольный мяч за пределы круга. Остальные участники, стоя на расстоянии метра, друг от друга, стараются ногой задержать мяч, затем перекатывают его, не давая водящему. Если водящий забирает мяч и выбивает его из круга, то новым водящим становится тот, кто пропустил мяч с правой стороны от себя. (Мяч не должен пролететь выше колен играющих).
2-й вариант (с баскетбольным мячом)
Играющие перебрасывают друг другу мяч в любом направлении, не давая его водящему. Если водящий поймал мяч или задел его рукой, то игра начинается снова, а водящим становится тот, кто неточно передал мяч. (Водящий может выбегать из круга за мячом, если он неточно брошен играющими.)
Поезда №11(5, 3-4)
Играющие делятся на команды по 8-10 человек в каждой, встают в колонны. По сигналу игроки, стоящие первыми, бегут к своим стойкам, которые находится впереди каждой команды на расстоянии 10-15 метров, оббегают стойку, возвращаются к своей команде, берут с собой следующего игрока. Теперь вокруг стоек бегут, взявшись за пояс по два играющих и т.д. Когда первый игрок-машинист с полным «составом» возвратится на место, он поднимает руку.
Кросс с мячом №12(4, 1-2)
Участники (по одному из команд) получают по мячу. Задание: каждый игрок должен провести мяч, подталкивая его ногой, до конца дорожки и обратно между расставленными кеглями или колышками. Первый колышек обходит справа, второй – слева и т.д. Если мяч укатился в сторону, положить его на место и продолжить игру.
Мяч в корзину №13(4, 3-4)
Начертить небольшой круг, поставить в него корзину. Вокруг первого круга на расстоянии 3м от его центра начертить второй круг, на расстоянии 4м – третий круг, на расстоянии 5м – четвертый, на расстоянии 6м – пятый круг. Играющие встают с маленьким мячом в руках на линию второго круга. По команде все бросают мяч в корзину. Тот, кто промахнется, выходит из игры, остальные берут мяч, встают на линию третьего круга и опять бросают мяч. Игра продолжается до тех пор, пока бросающие мяч не дойдут до последнего круга.
Бой петухов №14(2, 3-4)
1-й вариант
Чертится круг диаметром в 2м. В него встают два игрока, каждый из них одну ногу сгибает в колене и поддерживает рукой, другую руку держит за спиной. По сигналу ведущего игроки плечом стараются вытолкнуть друг друга из круга. Побежденным считается тот, кто опускает вторую ногу или выходит за круг.
2-й вариант
Два игрока, сидя на корточках, пропускают под коленями палку и подхватывают ее на сгибы рук возле локтей. По сигналу ведущего они стараются вытолкнуть друг друга из круга плечами. (Условия игры те же, что и в 1-м варианте)
Космонавты №15(5, 1-2)
Играющие идут по кругу, взявшись за руки, и произносят: "Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет - опоздавшим места нет!" После этих слов все бегут к ракетодрому (заранее определенные места с указанием числа пассажиров) и занимают места в любой из ракет. Оставшиеся без места, идут в центр площадки. Затем все опять становятся в круг вместе с опоздавшими и снова начинают игру. Побеждают те участники, которые ни разу не остались без мест в ракете. Игру начинать только по сигналу воспитателя.
Тяни-толкай №16 (5, 3-4)
Дети разбиваются на пары. Каждая пара становится спиной друг к другу и сцепляется руками в локтях. В таком положении дети должны пробежать 20-30 метров до финиша и, не разворачиваясь, вернуться на старт, таким образом, каждый играющий в одну сторону бежит вперёд лицом, а в другую-спиной.
По цели! №17 (3, 3-4)
Дети стоят за линией круга. В центре круга – водящий. У одного из игроков мяч. Те, что стоят за кругом, кидают мяч в водящего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок. Водящий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в водящего, стает на его место.
Подай руку №18 (5, 1-2)
Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Выбирается один ведущий – салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке. Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком. Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить. Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями.
Защити башню №19 (5, 3-4)
Все участники игры встают в круг. У одного игрока в руках имеется мяч. В центре круга расположена «башня» («башню» можно сделать из гимнастических палок, связанных наверху). Защитник находится возле «башни» и охраняет ее от мяча, который кидают игроки в «башню». Тот, кто попадает мячом в «башню» или в мяч, становится защитником, а бывший защитник присоединяется ко всем игрокам.
Дальше бросишь - ближе бежать №20(3, 1-2,3-4)
Для этой игры берут две небольшие одинаковые палочки (можно теннисные мячики), каждый игрок помечает свою палочку и становится к линии старта. По сигналу нужно бросить свою палку как можно дальше и тут же побежать за палочкой противника. Побеждает тот, кто первый вернется с чужой палочкой.
Карельские салки №21(2,3-4)
Для игры потребуются санки (по штуке на два человека) и ровная заснеженная площадка.
Игроки делятся на пары - один из пары садится на санки - "седок", а второй игрок будет возить седока на санках - это "олень".
По жребию или считалкой выбирается водящая пара.
Как и в обычных салках - водящая пара должна догнать любую-другую пару. Но салить может только седок (он должен дотронуться до другого седока), а олень - только тащит санки с седоком. Седокам запрещается касаться ногами снега (т.е. вставать на ноги). Пара, у которой седок перевернулся на санках или упал, становится водящей.
Третий лишний №22(2, 1-2)
Дети парами, взявшись за руки, прогуливаются по кругу. Два ведущих: один убегает, другой - догоняет. Убегающий, спасется от преследования, берет за руку одного из пары. Тогда тот, кто остался, стает лишним – убегает. Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.
Бездомный заяц №23(2, 1-2)
Из числа детей выбирается игрок, который будет охотником и игрок, который будет бездомным зайцем. Все оставшиеся игроки зайцы. Каждый заяц должен начертить себе круг и встать вовнутрь. После этого бездомный заяц убегает от охотника. Он может спастись от охотника, забежав в любой круг. В этом случае заяц, который стоял в кругу становится бездомным зайцем, и теперь он должен убегать от охотника. Если охотник поймает зайца, он становится зайцем, а бывший заяц охотником.
Варианты: Вместо круга можно парами взяться за руки и руки поднять вверх, это и будет домик. Если в домик забежал заяц, он должен к одному из игроков повернуться спиной, тот и становится бездомным зайцем.
Повтори-ка № 24 (5, 1-2)
Количество играющих не ограничено. Выбирается тема игры, например «Дикие животные».
Один из играющих называет какого-либо зверя, допустим льва. Следующий повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр». Третий повторяет «лев, тигр» и прибавляет «носорог». Каждый следующий игрок, перечислив всех ранее названных животных, добавляет от себя ещё одно название.
После достижения последнего игрока - эстафета продолжается с первого игрока и так по кругу, пока не останется один победивший.
Тот, кто не сможет повторить названия всех животных или перепутает их порядок (за этим следит судья – воспитатель, учитель) - выбывает из игры. Тот, кто не сможет повторить всех животных или перепутает их порядок – выбывает из игры.
По желанию играющих слова можно подбирать на любые темы, например: домашние животные, птицы, цветы, города и т.д.
Цвета №25(3, 1-2)
Перед игрой надо выбрать водящего и договориться о границах игровой площадки, за которую нельзя забегать.
Играющие становятся в линию, а водящий закрывает глаза и становится спиной к игрокам в 5-6 метрах от них. Затем он громко называет любой цвет (например: красный) и быстро поворачивается к играющим.
Те игроки, у кого есть одежда (или ее элемент) названного цвета, или какой-нибудь другой предмет, хватаются за эти предметы. А те, у кого их нет, убегают.
Задача водящего - догнать и прикоснуться к убегающему (т.е. осалить). После чего, осаленный игрок, становится водящим и все повторяется заново.
Снежный ком №26(3, 3-4)
Играющие скатывают несколько снежных комьев и кладут их на середину площадки на расстоянии 0,5 – 1,0 м друг от друга. Вокруг комьев учащиеся образуют круг и берутся за руки. По команде руководителя, не разжимая рук, они стараются заставить друг друга задеть за комья. Чтобы не задеть за ком, можно его обежать или перепрыгнуть через него. Тот, кто задел за ком или опустил руки, когда ему угрожала опасность, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется три игрока, которые считаются победителями.
Эстафеты мячом №27(4, 1-2)
А) Выбирается по 2 капитана. Все играющие делятся на 2 команды. Капитаны становятся лицом к своей команде и поочередно передают, (перебрасывают) мяч каждому игроку до последнего, передал мяч – садись, и в конце встают.
Б) передача мяча в колонне над головой, последний игрок бежит и становится впереди, так же, но мяч передает между ногами. Все игроки должны побывать впереди.
Мяч соседу №28(4, 1-2)
Для игры требуется 2 волейбольных мяча. Участники становятся в круг, мячи находятся на противоположных сторонах круга. По сигналу руководителя игроки начинают передавать мяч в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Участник, у которого одновременно окажутся оба мяча, проигрывает. Затем мячи передаются на противоположные стороны, и игра продолжается. После игры отмечаются участники, которые хорошо передавали мяч. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, встать на свое место и продолжить игру. Во время передачи мяча нельзя пропускать игроков.
Мяч среднему №29(4, 1-2,3-4)
Участники делятся на 2—3 команды, которые образуют круги. В центре каждого круга находится капитан команды с мячом в руках. По сигналу капитан бросает мяч первому игроку своей команды. Тот ловит мяч и бросает его второму игроку и т. д. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает руки с мячом вверх. Затем выбирают другого капитана, и игра продолжается. Передача мяча может выполняться определенным способом (двумя руками из-за головы, от груди, с отскоком от пола, одной рукой) или произвольно. Во время игры нельзя наступать на линию круга, за которой стоят участники. Игрок, уронивший мяч, должен взять его, встать за линию круга и продолжить игру.
Вышибалы №30(2, 3-4)
Участники делятся на 3 команды. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и одна водящие. Вышибалы встают примерно в 5-10 метров друг от друга (по договоренности), а водящие между ними. Суть игры: попасть по водящему с помощью мяча (вышибить его). Водящий может ловить мяч (свечки) до того, как тот удариться о землю. В кого попали мячом, он меняется с вышибалой местами.
Тачки №31(2,3-4)
Игроки команд, распределившись по парам, встают за линией старта. Один игрок принимает положение, лежа в упоре и разводят ноги на ширину плеч. Партнер держит его за ноги. По сигналу руководителя игроки каждой команды катят тачки вперед: те, кто находится в упоре лежа, перебирают руками. Когда водитель тачки пересечет линию финиша (в 10-15 м), игроки меняются ролями и возвращаются обратно. Следующая пара выходит вперед, как только игрок с тачкой пересечет линию старта.
Школа мяча №32(4, 1-2)
Это игровые упражнения с мячом.
Поймай от пола! Две команды строятся в колонну по одному. В руках у направляющих легкие мячи одинакового размера и веса.
Перед каждой колонной на полу начерчен круг диаметром 60-70 см. По сигналу игрок ударяет мячом о пол в круг обусловленным способом и быстро становится в конец колонны, а мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание, и т.д. Затем, когда очередь вновь подойдет до направляющего, он переходит к выполнению второго задания. Выигрывает команда, первой и с меньшим количеством ошибок закончившая выполнение следующих заданий:
- - бросить мяч о пол и поймать его двумя руками;
- - бросить мяч о пол и поймать его правой рукой;
- - бросить мяч о пол и поймать его левой рукой.
Поймай от стены! Команды строятся в колонну по одному лицом к стене на расстоянии 3-4 м от нее, в руках у направляющих мячи. По сигналу первый игрок бросает мяч в стену обусловленным способом и быстро становится в конец колонны, а мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание, и т.д. Затем участники без остановки выполняют второе задание и последующие. Выигрывает команда, первой и с меньшим количеством ошибок закончившая выполнение заданий:
- броски выполнять двумя руками снизу;
- поймать мяч от стены сразу после отскока;
- бросить мяч в стену, дать ему удариться от стены о пол и поймать двумя руками и т. д.
Навстречу с двумя мячами №33(4, 3-4)
Игроки двух команд стоят во встречных колоннах на разных половинах площадки. Перед первыми игроками проводится линия старта. По сигналу первые игроки одновременно поднимают с пола два мяча и ведут их, ударяя поочередно правой и левой рукой, к противоположным колоннам. Обойдя колонну сзади (против часовой стрелки), игрок с мячами подбегает к началу колонны и передает мяч в руки игроку, стоящему впереди, а сам встает в конец встречной колонны. Игрок, получивший мяч, повторяет упражнение т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее поменяются местами на площадке.
Принцип встречной эстафеты может быть использован и при совершенствовании ведения мяча одной рукой, а также при тренировке передач мяча по воздуху или ударом о землю.
Салка и мяч №34(3, 1-2)
Игроки бегают по площадке и, спасаясь от преследования водящего, передают друг другу баскетбольный мяч. Задача состоит в том, чтобы в конечном итоге послать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. Однако водящий может осалить мяч в руках игрока. Последний в этом случае становится водящим. Водящему разрешается в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если он сумел это сделать. Его сменяет игрок, виновный в потере мяча.
Прыг да прыг. №35(2,2-1)
Играющие делятся на две команды, каждая из них распределяется по парам. Пары каждой команды встают колоннами в 3-4 шагах друг от друга и держат за концы короткие скакалки на расстоянии 50-60 см от пола. По сигналу руководителя первые пары быстро кладут скакалку на землю, и оба игрока (один – налево, другой – направо) бегут в конец своей колонны, а затем последовательно перепрыгивают через скакалки всех пар, стоящих в колонне. Добежав до своих мест, оба игрока останавливаются и берут скакалку снова за концы. Как только скакалка поднята с земли, вторая пара кладет свою скакалку, прыгает через первую, бежит мимо колонны в ее конец и перепрыгивает через скакалки до своего места. Затем в игру вступает третья пара и т. д. Игроки колонны. Закончившие прыжки первыми побеждают.
Падающая палка №36(1, 3-4)
Все играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Первый становится в середину круга и водит. Водящий получает палку, ставит один конец на поле, а другой держит в руке. Водящий называет номер и отпускает палку. Названный номер должен успеть схватить палку пока она не упала. Играют установленное время.
Защищай товарища №37(3,3-4)
Участники делятся на две команды, одна из которых идет в круг, а другая остается за кругом с мячом. Игроки в кругу выстраиваются в колонну и берут друг друга за пояс. Задача метающих мячом попасть в последнего игрока команды.
Волк во рву № 38(1, 1-2)
Посередине площадки проводятся две линии на расстоянии 50 - 70 см одна от другой. Эти линии образуют ров, в котором живет волк (водящий) остальные участники игры - козочки. Они находятся на одной из сторон площадки.
По сигналу учителя козы перебегают на другую сторону площадки, по дороге перепрыгивая через ров. Волки, не выбегая изо рва, ловят (пятнают) перебегающих. Пойманные козы подсчитываются и отпускаются. После трех - четырех перебежек выбирают нового волка (или двух волков, если ширина рва позволяет это сделать). Выигрывают козы, ни разу не попавшиеся волкам, и волки, сумевшие поймать больше козочек.
Не разрешается задерживаться перед рвом более 5 секунд и заступать в ров ногой. Козочки, нарушившие, это правило считаются пойманными. Коза не считается пойманной, если она осалена волком, ступившим за пределы рва.
Картошка № 39(4, 3-4)
Мяч должен быть легким, лучше небольшой надувной. Игроки став в круг перекидывают мяч друг - другу (ловят или отбивают как в игре "волейбол"), тот, кто пропускает или роняет мяч, становится "картошкой" - садится на корточки в круг и по нему могут производиться удары мячом. Если мяч после удара по "картошке" падает на землю, то он не считается пропущенным и игра возобновляется, если "картошке" удается поймать мяч (наподобие "свечи"), то "картошкой" становится потерявший мяч, а остальные игроки выходят из круга. Последний из двух оставшихся игроков, уронивший мяч на землю, становится первой "жертвой" нового кона.
Домики № 40(2, 1-2)
На поле рисуются кружки-домики, ровно на один меньше количества игроков, вода обходит домики, собирая игроков в цепочку и уводит их подальше, при этом рассказывая, куда их ведет, после команды "по домам" все бросаются обратно и тот игрок, кому не досталось домика, становится водящим. Я слов совсем не помню, это не особо важно, но вот мой скороспелый вариант начала присказки: "пошли погулять гномики, оставили свои домики: гномик Миша (например), гномик Саша (и т.д., перечисляя всех игроков), пошли они в лес, да заблудились, долго-долго ходили, (далее по вкусу)" затем следует неожиданная команда "по домам" в любом месте рассказа – развивает внимание и реакцию.
Колечко №41.(5, 1-2)
Игроки сидят на лавочке и держат ладони сложенные лодочкой перед собой, вода зажимает колечко (можно монетку) в своей "лодочке" и поочередно проходит через всех игроков (можно не раз), вкладывая свои ладони в ладони игроков, незаметно перекладывая одному из них "колечко", затем произносит: "Колечко - колечко выйди на крылечко", задача игрока получившего колечко встать и выйти, став при этом водящим, задача остальных - удержать его, если они, конечно, успеют сообразить - кому это колечко досталось, интересно играть в составе не менее 4-5 человек.
5. Заключение
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся в привычную канву игр новые сюжеты, отражающие свое время, но неизменной остается тяга людей к игре, особенно подвижной, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.
Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, - это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации. Ни акселерация, о которой в последнее время так много говорят, ни ограничения, связанные с ростом городов, не могут умалить значение игры.
Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровой деятельности, которые сближают ее с трудом, ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд имеет свои закономерности, то и игра связана с применением правил, без которых она не осуществима.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущую судьбу. Именно это и следует иметь в виду учителю физкультуры, классному руководителю, использующему игру в своей работе.
Литература
1. Гурвич Л.Б. Работа воспитателя в группе продленного дня (1 – 3 классы) – М.: «Просвещение» 1982.
2. Кенеман А.В. Детские подвижные игры. - М.: «Просвещение» 1988
3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы. - М.:«Просвещение» 2010
4.Патриков А.Ю. Хитрые подвижные игры в начальной школе» - М.:Феникс, 2014
Петрова Любовь Александровна, учитель начальных классов, МБОУ УНОШ «Садко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры
Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры...
Тему: «Проектная деятельность на уроках физической культуры как средство развития информационной компетентности младших школьников».
Тема для сомооброзования учителей физической культуры, с примерами ее реализации....
Проектная деятельность на уроках физической культуры в начальной школе
Любой урок физкультуры можно сделать ярким и запоминающимся, интересным и увлекательным, но очень часто на теоретическую часть урока остается мало времени, а мне хочется показать своим ученикам ...
конспект урока физической культуры "Метание мяча. Работа с обручем" (1 класс)
Метание мяча. Работа с обручем...
"Проектная деятельность на уроке физической культуры, как средство повышения мотивации школьников"
quot;Проектная деятельность на уроке физической культуры, как средство повышения мотивации школьников" разработана для начальной школы.Педагогический проект посвящен использованию исследовательс...
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка. Из опыта работы.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности ...
Формы активной педагогической помощи на уроках физической культуры для детей с особыми возможностями здоровья.
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности...