Технологии развивающего обучения.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Технологии развивающего обучения
1.Актуальность развивающего обучения
Основная цель школы – научить ребенка мыслить. Развитие мыследеятельности - основа интеллекта человека.
Именно развитием мышления и воображения определяется интеллектуальный уровень учеников, их переход от одной ступени умственного развития к другой.
Поскольку развитие интеллекта ребенка связано с развитием мыследеятельности, то применяемая технология развивающего обучения должна обеспечить мотивацию и постоянное движение мысли к внешней знаковой речи и наоборот. Развивающие технологии как раз и являются основным средством адаптации к требованиям программ обучения, т.е. полного освоения знаний и умений.
На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование системы Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.
2.Общие основы технологий развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Как говорил Дистервег :
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
Разработка концепции. Технология развивающего обучения, разработанная Элькониным — Давыдовым, принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на развитие теоретического мышления школьников, она считается одной из самых эффективных существующих технологий.
ЦЕЛЬ в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова : Формирование у детей основ творческого мышления через осуществление ими учебной деятельности, а также определенных способностей (рефлексии, анализа, планирования) по самосовершенствованию. Знания в данной системе являются не самоцелью, а только средством. В процессе этой деятельности ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других с этими объектами, тем самым он учится мыслить.
Предметное содержание
Научное знание выстраивается в структуре средства. Движение в содержании от общего к частному.
Метод обучения
Деятельностный или проблемный подход - посредством предъявления системы учебных задач.
Метод восприятия
Исследовательский. Ученик рассматривается как субъект, т.е. источник деятельности. Учебная задача рассматривается как цель достижения, личностно значимая для ученика.
Форма восприятия
Учебный диалог. Учитель не только сообщает детям о выводах науки, но по возможности ведет их к открытию, заставляя следить за диалектическим движением мысли, тем самым делает детей соучастниками научного поиска.
Технология развивающего обучения (РО) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств, а именно:
ЗУН - знания, умения, навыки;
СУД - способы умственных действий;
СУМ - самоуправляющие механизмы личности;
СЭН - эмоционально-нравственная сфера;
СДП - деятельностно-практическая среда
РО = ЗУН + СУД+СУМ+СЭН+СДП
"Категории обучения и развития разные. Эффективность обучения, как правило, измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности учащихся, т. е. тем, насколько развиты у учащихся основные формы их психической деятельности, позволяющей быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности» Д. Б. Эльконин.
Результативность развивающих технологий
Учащиеся составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад;
Уровень развития интеллекта учащихся существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения (выпускники показывают высокие результаты по ЕГЭ даже в заданиях, рассчитанных на нестандартное мышление);
Развитие у детей способностей к глубокому анализу и миросозерцанию, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения;
Развитие и реализация скрытых возможностей, заложенных в ребенке;
Коэффициент понятого нового материала существенно выше, т.к. сама форма обучения не предполагает пассивного восприятия информации от педагога, а приводит к ее усвоению путем серии последовательных логических рассуждений самим учеником. Фактически сам ученик формирует следующую ступень знаний;
Развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения;
Активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности;
Реализация и развитие всех индивидуальных природных данных каждого учащегося, заложенная возможность к принятию нестандартных решений, развитие аналитических способностей и умения аргументировано излагать свою точку зрения позволяют детям, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.
Высказывания учащихся: «За годы обучения в школе я понял уникальность каждого человека, школа научила меня чувствовать ответственность за свои поступки»,
«Мы научились быть свободными, хотя и подчиняться общим правилам, не считать, что мнение учителя или того, кто стоит выше тебя, абсолютно»,
«Учителя старались развивать в нас личностные качества, а не качества толпы, думать и оценивать ситуацию»,
«Школа дала мне понять, что моя жизнь в моих руках».
Недостаток: Общий недостаток системы Занкова и Эльконина – Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.
Особый интерес в настоящее время к данной системе связан, прежде всего, с тем, что она практически полностью отвечает Концепции и модернизации российского образования, принятой Правительством РФ и новым стандартам. Основная цель модернизации российского образования — формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.
«Позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя». (Совершенствовать, учить самого себя — это значит строить отношения с самим собой, как с «другими»). Д.Б.Эльконин.
Системы традиционного и развивающего обучения.
Традиционная система обучения | Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова | |
Цели обучения | Усвоение знаний, умений, навыков. | Развитие ребенка как субъекта учебной деятельности. |
Содержание обучения | 1 .Выбор правил, регламентирующих способы решения конкретных задач. 2.Дидактический принцип: от частного к общему, от конкретного к абстрактному. 3.Построение учебного материала идет линейным способом от частных фактов к последующему обобщению на завершающем этапе. 4.Общие представления не помогают учащимся в изучении частных понятий, и в то же время они не могут быть полностью обобщены, т.к. появились в конце. 5.Знания даются в готовом виде. | 1.Система научных понятий предмета, определяющая общие принципы решения задач широкого класса. 2.Принцип содержательного обобщения, когда знания общего характера предписывают знаниям частного и конкретного характера. 3.Построение учебного материала идет как движение по спирали от центра к периферии. Общие абстрактные понятия в процессе их развертывания обогащаются конкретными фактами и знаниями. 4.Общие представления служат для учащихся ориентиром и помогают осмыслить частные понятия и представления. Они позволяют находить решения новых задач, ранее не встречающиеся. 5.Знания не даются в готовом виде. |
Учебная активность учащихся | 1 .Воспроизводящая, репродуктивная, учебная активность 2.Ученик как бы идет вслед за правилом и чем более точно воспроизводит заданный в нем маршрут, тем выше шансы усвоить его. | 1 .Поисково-исследовательская ("квазиисследовательская") учебная активность. 2.Общий принцип надо извлечь, проанализировав и обобщив условия задачи, осуществив поиск способа решения новой задачи того же класса. Осуществляя поиск, учащиеся в основных чертах воспроизводит те действия, которые производит ученый в процессе исследования. |
Методы обучения | Иллюстративно-объяснительный: Показ образца усеваемого способа. Объяснение. Контроль за правильностью применения способа в решении тренировочных задач. | Постановка учебной задачи. Совместное решение учебной задачи. Организация оценки найденного способа действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии развивающего обучения. Развитие речи учащихся в рамках реализации ФГОС.
Мне думается, что любому педагогу, наверное, не раз приходило в голову, что ученикам тесны рамки обычного урока, им просто трудно высиживать 40 минут, существовать в пространстве обычных занятий по пр...
Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к ...
Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност...
Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности
В государственном стандарте общего начального образования подчеркивается, что его федеральный компонент направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели мас...
Использование технологий развивающего обучения в условиях реализации ФГОС.
В статье раскрывается возможность реализации ФГОС НОО средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, целостность учебных комплектов, предметное содержание, активизация различных типов мышления...
Урок окружающего мира во 2 классе с использованием технологии развивающего обучения по теме "Царство грибов"
Урок разработан по учебнику «Окружающий мир. 2 кл.» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков). Данный урок способствует формированию у обучающихся стойкого учебно-познавательног интереса к...
’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’
В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...