Семинар
учебно-методический материал по теме

Гурянова Галина Викторовна

«Технология проблемного обучения – важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.pptx1.62 МБ
Microsoft Office document icon seminar.doc63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар Автор: Гурянова Г.В ., учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП пгт Красная Поляна « Технология проблемного обучения- важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе »

Слайд 2

В чем суть технологии проблемного обучения и залог ее успешной реализации в классе?

Слайд 3

Все ли дети имеют предпосылки для обучения по данной технологии?

Слайд 4

Насколько актуально и необходимо проблемное обучение в школе?

Слайд 5

Должен ли каждый педагог иметь представление о данной технологии и использовать ее в своей педагогической деятельности хотя бы частично?

Слайд 6

Трудности при использовании Поиск проблемы на каждый урок Возникающие паузы и рациональное использование времени Необходимость грамотного создания ситуации общения

Слайд 7

Алгоритм построения урока Постановка проблемы ; Осознание, обсуждение проблемы ; Обсуждение того, что известно группе о проблеме ; Выработка возможных путей решения проблемы. Выработка плана решения проблемы ; Работа по сбору материала ; Обобщение собранного материала ; Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.

Слайд 8

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулиро-ванию проблемы 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? - Выбрать подходящее: 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал - Вопрос был один? Сколько в классе мнений? Задание было одно? Как его выполнили? Почему так получилось? Чего мы не знаем? Какой возникает вопрос? 3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся Шаг 2. Предъявить научный факт - Вы сначала как думали? А как на самом деле? Какова будет тема урока? Приемы создания проблемной ситуации

Слайд 9

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще - Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? 6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено - Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Приемы создания проблемной ситуации Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы

Слайд 10

Эффективность технологии формирование теоретического сознания и мышления учащихся, начиная с самого раннего возраста; повышение учебной мотивации, познавательного интереса; передача детям не столько знаний, умений и навыков, сколько способов, которыми можно осуществлять различные умственные действия; воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.

Слайд 11

Результативность Интеллектуальная деятельность учащегося по самостоятельному усвоению новых знаний путем решения учебных проблем. Формирование мировоззрения (складываются черты критического, творческого и диалектического мышления). Связь с жизнью (творческое применение знаний в жизни). Индивидуальный подход. Высокая эмоциональная активность учащихся. Динамичность перехода одной проблемной ситуации в другую.

Слайд 13

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Технология проблемного обучения – важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе»

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы.

В начальных классах решается приоритетная общеучебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться, базовые учебные умения; закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки.

Передо мной встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Технология проблемного обучения привлекла меня, прежде всего, своей универсальностью: она применима на любой ступени и на любом предметном содержании.

Содержание учебного комплекта ПНШ по всем предметам: связь с социумом, сквозные герои – ровесники детей, последовательность изучения тем, использование словарей и различных источников, практические работы, проекты и исследования, метапредметность – позволяет реализовать технологию проблемного обучения. Это  особенно актуально, на мой взгляд, сейчас, в переходный период в российском образовании, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения. А теперь мне бы хотелось, чтобы мы погрузились в атмосферу проблемного обучения.  

Я должна была ответить на вопросы

- в чем суть технологии проблемного обучения и залог ее успешной реализации в классе? :  Задача педагога - создавать условия для роста личностных достижений через ситуацию успеха, формировать предметные и метапредметные универсальные учебные действия у учащихся. Ребенок не заучивает готовые знания, а делает для себя каждый раз маленькие открытия, находясь в проблемной ситуации. Как говорится, то, что сам открыл, не забудешь никогда. Именно этого и позволяет добиться использование технологии проблемного обучения, суть которой заключается в творческом усвоении знаний.

Все ли дети имеют предпосылки  для обучения по данной технологии?

Использование технологии проблемного обучения полностью подходит для общеобразовательных учреждений. Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок.  Психологи признают, что начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. Войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов.

- Насколько актуально и необходимо проблемное обучение в школе?

Выпускник школы должен быть конкурентоспособным, легко адаптироваться в обществе и в той социальной среде, куда он попадет после окончания своей родной школы. Интеллектуальное развитие – важная сторона подготовки подрастающего поколения. И как мне кажется, развитию творческих способностей и интеллектуальных умений  школьников во многом способствует именно проблемное обучение.

4- Должен ли каждый педагог иметь представление о данной технологии и использовать ее в своей педагогической деятельности хотя бы частично?

Абсолютно ясно, что использование инновационных методик и технологий  - это требование нового времени, это острая необходимость и возможность построить свою работу на высоком уровне, добиться отличных результатов. Но многие педагоги еще не до конца осмыслили данную необходимость перестроиться  с традиционных методов обучения. И я отлично понимаю, почему. Ведь я также встретилась с целым рядом трудностей  при внедрении проблемного обучения в свою деятельность, о которых мне хотелось бы сказать.

  Во-первых, это отсутствие опыта при составлении проблемного урока и поиска проблемы на каждый урок. Поэтому подготовка к таким урокам требует много умственных ресурсов и времени.

   Во-вторых, во время самих уроков часто возникают паузы, во время которых дети обдумывают задачу и проблемную ситуацию. Хочется сэкономить время, подсказать ответ. А ведь это главное - дать толчок мыслительному процессу учащихся, которые уйдут с урока, получив новые для себя знания, самостоятельно додумавшись до той или иной мысли!

  В-третьих, сложно перестроиться в самом общении с ребятами. Ведь нужно создать ситуацию общения с детьми, построить побуждающий диалог, исключая все подсказки и наставления, составлять грамотно наводящие вопросы, требующие полные, развернутые ответы.

          При организации урока проблемного обучения я соблюдаю следующую последовательность шагов (алгоритм):

  1. Постановка проблемы.
  2. Осознание, обсуждение проблемы.
  3. Обсуждение того, что известно группе о проблеме.
  4. Выработка возможных путей решения проблемы (в микрогруппах).
  5. Выработка плана решения проблемы.
  6. Работа по сбору материала.
  7. Обобщение собранного материала в микрогруппах
  8. Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.

     

В литературе предлагаются различные приёмы создания проблемных ситуаций. Попытка реализовать их на практике не всегда поначалу  оказывалась удачной, поскольку содержание многих приёмов по формулировке порой было недостаточно понятным. Поэтому пришлось пойти по другому пути: искать в литературе и на уроках коллег примеры фрагментов уроков, содержащие проблемные ситуации. Постепенно сложился алгоритм действий, который можно использовать для того, чтобы освоить технологию проблемного обучения.

Первым этапом явилось создание банка проблемных ситуаций. На втором этапе осуществилась систематизация приёмов на основе подхода, предложенного Мельниковой Е.Л (кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования АПК и ПРО г. Москва):

Третий этап – предусматривал использование наиболее эффективных для содержания урока проблемных ситуаций.

Мне бы хотелось остановиться на приемах постановки проблемы, а о типах проблемных ситуаций я буду говорить на мастер – классе

Приемы создания проблемной ситуации

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения 

о фактах;

 - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

о теориях:

- Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? 

 - Выбрать подходящее:

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

- Вопрос был один? Сколько в классе мнений? Задание было одно? Как его выполнили? Почему так получилось? Чего мы не знаем?


- Какой возникает вопрос?

3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью 

- Вы сначала как думали? А как на самом деле? 






- Какова будет тема урока?

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще 

- Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? 


5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими 

- Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? 


6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено 

- Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? 


Эффективность данной технологии:

  • формирование теоретического сознания и мышления учащихся, начиная с самого раннего возраста;
  • повышение учебной мотивации, познавательного интереса;
  • передача детям не столько знаний, умений и навыков, сколько способов, которыми можно осуществлять различные умственные действия;
  • воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.

Учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».

Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить многотрудный путь от абсолютного знания к «ученому незнанию»  (термин С.Ю.Курганова). Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Результативность  данной образовательной технологии:

  1. Интеллектуальная деятельность учащегося по самостоятельному усвоению новых знаний путем решения учебных проблем.(участие и победы на областном, районном, школьном уровнях)
  2. Формирование мировоззрения (складываются черты критического, творческого и диалектического мышления).
  3. Связь с жизнью (творческое применение знаний в жизни).(написание стихов, писем, поздравлений) Ученица класса заняла 1 место в конкурсе «Урок словесности»
  4. Индивидуальный подход.(вариативность домашнего задания, маркировка уровня сложности)
  5. Высокая эмоциональная активность учащихся.(создание ситуации успеха)
  6. Динамичность перехода одной проблемной ситуации в другую. (показана связь уроков)

Применение технологии проблемного обучения конечно же приносит свои результаты. Дети с интересом участвуют в различных интеллектуальных конкурсах, побеждают на школьном, районном уровнях. Добыв знания на уроках, они стремятся творчески применить их в жизни (мы пишем стихи, письма). Ученица класса заняла первое место в конкурсе «Урок словесности», проводимый почтой России. На уроках с применением технологии проблемного обучения успешным может быть как сильный ученик, так и слабый.

Таким образом, при грамотной организации совместной деятельности  ( ученик-учитель,  работа в парах, в группах, побуждающий и подводящие диалоги) формируются и предметные (получение нового знания) и метапредметные Универсальные Учебные Действия, т.е. идет целенаправленное формирование УУД  младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приветствие учителей, участников семинара "Предметная неделя в начальных классах"

Данная публикация представляет собой приветственные слова учителям перед семинаром, который посвящён предметным неделям в начальных классах....

Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")

Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г....

Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...

Семинар для родителей "Как помочь ребёнку стать уверенным в себе?"

На этом материале можно ближе познакомить родителей с чувством неуверенности, проработать более полно ощущение этого чувства на себе. Семинар можно также провести как тематическое собрание для ро...

Семинар для родителей "Как помочь ребёнку стать уверенным в себе?"

На этом материале можно ближе познакомить родителей с чувством неуверенности, проработать более полно ощущение этого чувства на себе. Семинар можно также провести как тематическое собрание для ро...

Буклет семинара МО по теме: Тема семинара: «Методическое сопровождение аттестации учителей начальных классов»

Буклет подготовлен к проведению районного семинара МО учителей начальных классов...