Методическое пособие для учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий.
учебно-методический материал по теме
При внедрении новых стандартов обучения, система оценивания просто не может остаться без изменений. Появляются инновационные технологии, позволяющие оценивать не только умения и навыки, но индивидуальное мышление, творческий подход к выполнению заданий, коммуникативные умения, желание исправить пробелы в знаниях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Оценочная деятельность как фактор формирования системы универсальных учебных действий».
При внедрении новых стандартов обучения, система оценивания просто не может остаться без изменений. Появляются инновационные технологии, позволяющие оценивать не только умения и навыки, но индивидуальное мышление, творческий подход к выполнению заданий, коммуникативные умения, желание исправить пробелы в знаниях.
Основными составляющими новой технологии являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.
Я работаю с использованием УМК «Перспектива» и стараюсь использовать новые технологии, в том числе и при оценивании деятельности учащихся. В нашей школе 569 Невского района в начальную школу поэтапно вводится предметное обучение. Я преподаю «Окружающий мир» во всех классах начальной школы. Начала с того, что для себя решила: Основной формой деятельности на уроке, будет работа в группе 2-5 человек. Поэтому продумала план посадки для каждого класса. За каждой группой закрепляется свой номер-флажок (дом). А ещё у каждого члена группы есть своё место (квартира). (Через месяц флажок передвигается и группа пересаживается в другое место. Таким образом за 9 месяцев ученик посидит за разными партами.) Работа в группе позволяет быстрее организовать учащихся или провести опрос.
Например:
1.Проверяем домашнее задание по учебнику в разделе «Проверь себя» на 1-ый вопрос отвечает один ученик в каждой группе. Этого ученика может назначить учитель(№2) или он выбирается жребием. На доске волшебный цветок, на обратных лепестках которого написаны цифры. Цветок выполняет роль жребия или схемы по мере необходимости. Учащиеся слушают, дополняют говорящего. Ученик может отказаться от ответа, сказав, что не владеет информацией. Задача других поделиться с ним своими знаниями, показать, где в учебнике этот материал.
Оценивать ответ можно словесно и с помощью жетонов:
А)Ответ дан подробно. Без ошибок.( 4, оценка 5 требует дополнительной информации)
Б)Ответ дан не полностью. (3)
В)Ответ дан с помощью. (2)
2.Изучаем новый материал. В группе распределяются вопросы. Каждый вытянул свою карточку с заданием. Работаем с текстом по алгоритму:
Читаю
Выбираю
Повторяю
Запоминаю
Рассказываю
Работают самостоятельно, а за тем делятся важной информацией в группе. Расставляют акценты, возможна дискуссия. Обобщение знаний. Выступает 1 человек от команды. Учитель вносит добавления, пытается вовлечь в поисковую деятельность. Кто заинтересовался этой темой и готов сделать творческую работу?
3. Кроме того при работе на уроке работает накопительная система количества устных ответов. У каждой группы есть своя учётная карточка, которая обновляется 1 раз в неделю, сохраняя свои данные до конца четверти. Во время опроса или дискуссии ученик за правильный ответ берёт у доски жетон. В конце урока все жетоны сдаёт командиру группы. Командир фиксирует их в карте, подсчитывает общий балл команды и сдаёт учителю. В данной карточке отмечается выполнение дом. заданий, отсутствие на уроке, замечание. Она хорошо показывает: активность, ответственность, культуру поведения, мотивацию к обучению. Есть дети, которые хорошо выполняют письменные работы, но не умеют объясняться устно или наоборот. Данная система позволяет вовремя расставить акценты, аргументировать итоговую отметку.
4. При самостоятельном оценивании домашней работы на полях рабочей тетради ставим значки:
+ выполнено
- не выполнено
Если стоит в тетради (-), то к следующему уроку надо выполнить, исправить на (+) и подойти к учителю. Если задание требует более тщательной проверки, то разрабатывается определённый план оценивания. Например «Работа с контурной картой»
А) ученик оценивает себя сам и ставит + или –
Б) командир группы проверяет все карты и обводит в кружок знак, если согласен с оценкой.
В) ученик подсчитывает сколько знаков + поставил, а командир, сколько кружочков нарисовал.
Таким образом и ученик и командир оценивают и работу и качество оценивания.
Итоговую отметку ставит учитель.
Допускаю подготовительную работу перед итоговой работой.
- Ознакомьтесь с вопросами задания.
- Отметь зелёным цветом те, что не вызывают затруднений.
- Отметь красным те, ответы на которые не знаешь. Подумай, почему? Материал изучен.
- Рядом с самым трудным заданием нарисуй (?)
- Найди информацию, которую забыл. Повтори, постарайся запомнить.
(Даётся время 2-5 мин. По сигналу книги закрываются, дети пишут работу.)
Данный вид деятельности заставляет анализировать учащихся, мотивирует к поискам информации, учителю показывает, какой материал вызвал у детей больше затруднений. В идеальном варианте продумывать дополнительный материал для сильных учащихся.
Для более простого перевода оценки в отметку в проверочные работы включаю по 5 заданий.
Другой вид проверки, без предварительной подготовки. Ученики получают карточки и выполняют задания. Учитель оценивает работу и ставит (+) и (-) рядом с заданиями. Ученики после проверки учителя, на обратной стороне карточки пишут правильные ответы и сдают учителю повторно, с целью улучшить отметку на один балл. Учитель может задавать вопросы по теме, ели сочтёт нужным.
В четвёртом классе в начале урока прочитываем психологический настрой на работу, который в конце урока может стать планом оценки своих действий в 9-и бальной системе.
А на самом первом этапе оценивание проходило с помощью 3-х сигналов светофора. Учащиеся 1-х классов на полях рисовали сигналы и постепенно знакомились со школьными правилами и критериями:
1. Правило тишины
2. Правило говорящего
3.Активность, трудолюбие
4. Аккуратность.
(Подробнее в материале «Формирование самооценки в 1 классе».)
Данные умения самооценки во втором классе оформляем в таблицу. В таблице суммируются баллы и переводятся в цифровые данные.
Учитель начальных классов
Смирнова О.Ю.
ГБОУ 569
Санкт-Петербург.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.
Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....
Описание технологии формирования типа правильной читательской деятельности на основе использования методического пособия для учителей начальных классов Соболевой О.В.
Даны этапы технологии комментированного чтения; рекомендации, как вести диалог с автором; какие творческие задания можно дать после прочтения текста....
Сборник "Увлекательная фонетика. Методическое пособие для учителя начальных классов.
Сборник "Увлекательная фонетика" для закрепления фонетических понятий в период обучения грамоте....
Мастер- класс «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Мастер- класс«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» Цель: передача коллегам личного профессионального опыта о формировании универ...
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности Методическое пособие для учителей начальных классов.
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности Методическое пособие для учителей начальных классов....
Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования в начальной школе в формировании универсальных учебных действий младших школьников.
Материал содержит описание опыта по теме "Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования"...
Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов "Формирование логических действий у младших школьников в учебно-воспитательном процессе"
Формирование логических действий у младших школьников в учебно-воспитательном процессе...